Библиотерапия в ДОУ
консультация

Усольцева Виктория Викторовна

Библиотерапия — наука о закономерностях, механизмах, способах сохранения и укрепления физического и духовного здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biblioterapiya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г.Сухиничи

подготовлен

воспитателем Усольцевой В.В.

 Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, и, кроме того, они могут помочь в решении проблем. Способов, с помощью которых книги могут быть применены как средства воздействия на людей, существует множество.

      Идея излечивать и корректировать настроение и эмоциональное состояние с помощью книг - не нова, она может быть прослежена в истории со времени возникновения первых библиотек Греции. Пифагор, крупный ученый- математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги. В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.

 Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей, избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию, в других - книги заставляют пересмотреть всю свою жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение. Слово «библиотерапия» составлено из двух слов: «библио» - книга и «терапия» - лечение. То есть в дословном переводе оно означает «книголечение», или «лечение книгой». Библиотерапия — наука о закономерностях, механизмах, способах сохранения и укрепления физического и духовного здоровья, целостности личности в неблагоприятных условиях посредством синтезирования ситуаций чтения специально подобранной литературы.

Само это слово как официальное научное понятие было предложено в 1916 году Ассоциацией больничных библиотек США, хотя еще в конце XIX - начале XX века мелькало на страницах трудов по психиатрии, психотерапии и психологии.

      Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно возрастающими темпами производства, лавинообразно увеличивающимся объемом информации.

Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.

Основные цели библиотерапии: 1) дать читателю информацию о проблемах; 2) помочь проникнуть в их суть; 3) обсудить новые ценности и отношения; 4) сформировать сознание того, что другие люди сталкивались с подобными проблемами, показать, как они эти проблемы решали. Библиотерапию можно условно разделить на 2 вида:

1. Целенаправленная — способствующая воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

2. Нецеленаправленная — служащая для того, чтобы поднять настроение, отвлечь читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Для любого человека литература начинается со сказки, идущей из детства. Можно даже отбирать и рекомендовать не отдельную книгу, а литературный жанр. Для детей часто — это сказка. Поэтому в последнее время стало развиваться сказкотерапия.

Благодаря сказке, дети начинают осознавать главнейшие истины человеческого бытия. Без сказки дети не вырастают, а если это и происходит, — значит, из мира растущего человека ушла мечта, благотворная фантазия, творчество, романтика, сопереживание, необходимые для воспитания Человека в человеке.

Так в чем же состоит духовный смысл сказки? В том, что сказка отвечает на вечные вопросы: «Что такое счастье и в чем оно? — В богатстве, любви, свободе, славе? Само ли оно приходит или его надо добывать? Как? Неужели для этого нужны непременно трудности, испытания, опасности, страдания, подвиги?»

В сказке заключены все нравственные проблемы, которыми «богата» наша жизнь. Человек спрашивает сказку, она ему отвечает.

Чем же сказка может помочь детям озлобленным, с негативным социальным опытом, неустойчивой психикой, подверженных стрессовым состояниям? Как она может спасти раненную детскую душу от отчаяния и страха, одиночества? В чем же ее «лечебная» значимость?

Главные лекарства сказки — это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, утверждение могущества человеческого духа, бесконечно радостное удивление перед красотой мира, твердая вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво, гуманно. В сказках отражен глубокий опыт проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающейся личности, и предложены пути их разрешения. Психотерапевтическая значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются некие необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями, трудностями и преодолеть их.

Иногда уход в сказку — это реакция ребенка на какие-то травмирующие обстоятельства (бегство от действительности), и именно в этом аспекте появляется возможность использования сказки как психотерапевтического средства.

В руках умелого воспитателя книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто «Девочка чумазая», сказки К.Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе» и другие произведения детской литературы.

В некоторых случаях бывает достаточно вовремя прочесть ребенку умело подобранную книгу или рассказать, подходящую к случаю, чтобы помешать укоренению какой-нибудь дурной привычки.

Немалая задача — «воспитать в ребенке юмор, драгоценное качество, — писал знаток детской психологии К.И.Чуковский, — которое, когда ребенок подрастет, увеличит его сопротивление неблагоприятной среде и поставит высоко над всякими мелочами и дрязгами». Юмор — смех дружелюбный, хотя и не беззубый. Юмор помогает раскрыть прекрасное, человечное за неприглядным, невзрачным. Характерно, что свою первую стихотворную сказку для детей «Крокодил» К. Чуковский написал специально для болевшего маленького сына. «Единственная была у меня забота — отвлечь внимание больного ребенка от приступов болезни», — вспоминал позднее писатель. Веселые приключения героев, над которыми можно посмеяться, смеясь одновременно как бы и над собой, развивают чувство юмора, а вместе с тем и интеллект ребенка.

Библиотерапия является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения.

 

Литература:

В подборе материала использовались интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своеобразие применения метода библиотерапии в работе с заикающимися дошкольниками

В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем в обществе, где в связи с резко возросшей в последние годы общей невозратизацией населения число страдающих логоневрозом также увел...

Библиотерапия

Кратко собранная информация о библиотерапии....

Библиотерапия как метод нормализации отношения слышащих родителей к дефекту слуха у ребенка

Статья опубликована в сборнике "Современный ребенок и общество" Материалы VII научно-практической конференции (19 марта 2017г.)...

Библиотерапия как метод нормализации отношения слышащих родителей к дефекту слуха у ребенка

Статья опубликована в сборнике "Современный ребенок и общество" Материалы VII Международной научно-практической конференции (19 марта 2017г.)....

Семинар-практикум для педагогов по библиотерапии «Как сохранить в себе человека» (по произведению Р. Бредбери «Вэльд»)

Современный человек испытывает чрезвычайные высокие психологические и информационные нагрузки,  связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающиеся объемы информа...

Библиотерапия. Давайте читать книги детям

Пять причин, по которым необходимо обязательно читать своим детям книги....

Библиотерапия. Читаем с пользой для души

Рекомендации для взрослых об эффективности совместного чтения произведений художественной литературы....