Библиотерапия. Читаем с пользой для души
консультация

Кашкарова Светлана Валентиновна

Рекомендации для взрослых об эффективности совместного чтения произведений художественной литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitaem_s_polzoy_dlya_dushi.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Читаем с пользой для души

Современные родители и учителя единодушны в том, что совместное чтение с детьми – это важный шаг на пути к будущей грамотности. Но история на этом не заканчивается. Все больше исследований говорят о том, что то, как мы читаем с детьми, так же важно, как и то, что именно мы читаем.

Поэтому в последнее время все больше внимания уделяется принципу «душевной теплоты и отзывчивости», используемому по отношению к ребенку. При этом теплота обычно определяется как демонстрация привязанности, положительное подкрепление и в целом положительное влияние на детей. А отзывчивость предполагает умение выяснить, в чем на данный момент больше всего нуждается ваш ребенок, а также способность взрослых удовлетворить эту нужду.

Педагоги в детском саду данный принцип реализуют очень просто: малыша усаживают на колени во время чтения. При этом воспитатели  выбирают такие книги, которые открывают широкие возможности для диалога с ребенком.

И хотя преимущества того, чтобы проявлять по отношению к детям душевную теплоту и отзывчивость кажутся очевидными, исследования показали, что они способны быть еще более значимыми, чем считалось ранее. Непрерывно появляются свидетельства, что применение такого принципа дома и в школах помогает поддерживать социальное и всестороннее развитие детей. Мальчики и девочки, родители которых ценят душевное тепло, зачастую лучше общаются с другими детьми дома и в школе, умело используют процесс саморегуляции. У детей, которые находят общий язык со сверстниками, более выражены речевые и познавательные навыки. Аналогично, дети в школах, где учителя хорошо оперируют таким душевным и светлым подходом, имеют более высокие навыки понимания во время уроков, чем дети у учителей, не владеющих этим мастерством.

Для повышения уровня теплоты, чуткости и отзывчивости по отношению к своему малышу во время чтения книг родители могут использовать следующие советы:

  • Делитесь опытом. Для взрослых чтение – это часто уединенное занятие. А для детей – это совместное путешествие. Выбирайте книги по очереди. Пусть ваш ребенок сам переворачивает страницы. Обсудите, что происходит на каждой из них, и попросите ребенка предположить, что будет дальше.

  • Будьте терпеливыми. Родители часто перегружены работой, они переутомляются и пребывают в перенапряженном состоянии. К тому же зачастую они предпочитают количество качеству. Позвольте детям задерживаться на страницах. Поговорите с ним об иллюстрациях. Поразмышляйте над различными частями рассказа. Писатели и иллюстраторы тратят много времени на создание книги, в которой все обращено к детям на различных уровнях восприятия, поэтому убедитесь, что наслаждаетесь каждой страницей.
  • Повторите то, что сказали дети. Простое повторение того, что говорят дети, может заставить их почувствовать себя важной составляющей процесса чтения. Повторение может также предоставить родителям ценные возможности моделировать речь и помочь сосредоточиться на сфере, интересующей ребенка.

  • Конкретизируйте и расширяйте. Совместное чтение книг – самое подходящее время, чтобы моделировать более сложные структуры предложений и повествований. Задайте вопросы: кто? что? где? когда? почему? Родители также могут использовать совместное чтение для расширения глубины детских высказываний. Если малыш произносит слово «собака», не стесняйтесь расширить его высказывание, добавив больше информации, например: «Правильно! Большая серая собака лает!».

  • Взаимодействуйте с текстом. Разбивайте предложения на составные части. Помогите ребенку проследить использование отдельных букв или даже закончить слова. Используйте возможности печатного текста, чтобы ввести такие понятия, как чтение слов слева направо и сверху вниз. Начните знакомство с увлекательными вещами, такими как написание печатными буквами первого слова или значение пунктуации.

  • Создайте диалог. Задавайте и отвечайте на вопросы. Очень важно, чтобы дети узнали, что задавать вопросы – это важная часть процесса обучения. Постепенно прививайте ребенку любопытство и любознательность. Делая это в раннем возрасте, вы заложите необходимые основы, которые помогут ему в будущем лучше критически мыслить.

  • Получайте удовольствие. Старая философская школа говорит, что книгам должны быть почет и уважение, они не для того, чтобы ими наслаждаться; новая школа утверждает, что книги должны развивать воображение и быть увлекательными. Чем больше дети наслаждаются процессом обучения читать, тем больше они будут наслаждаться чтением в дальнейшей жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пушистые лекари души и тела: в чём польза кошек для здоровья и настроения человека"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9626890","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"320","width":"480"}}]]...

"Учимся читать язык нашей души».

Будьте добрыми, если захотите;Будьте мудрыми, если сможете;Но здоровыми вы должны быть всегда.Конфуций...

Консультация для родителей «О пользе чтения книг или что и как читать старшим дошкольникам»

Консультация для родителей «О пользе чтения книг  или что и как читать старшим дошкольникам»...

Библиотерапия. Давайте читать книги детям

Пять причин, по которым необходимо обязательно читать своим детям книги....

Читаем с пользой

 Детская художественная литература доступное и эффективное средство закрепления представлений по ПДД. Однако при переиздании книг не всегда учитываются современные требования Правил дорожн...

Библиотерапия. Когда и как читать ребенку книги.

Рекомендации для родителей, которые помогут им сделать путешествие в мир чтения со своим малышом увлекательней....