Консультация для родителей развитие речи через чтение и колыбельные песни
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей развитие речи через чтение и колыбельные песни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_chteenie_i_kolybelnye_pesni.docx | 189.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по чтению и пению колыбельных.
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». (В.А.Сухомлинский.)
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития речи. Большую роль в речевом развитии детей раннего возраста играют детские книги. Маленькие дети очень восприимчивы к слову, все быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т.е. они запоминают все буквально, даже не желая того. Необходимо систематически заниматься речевым развитием ребенка. Художественная литература - это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, источник информации об окружающем мире и необходимое условие нормального речевого развития. В круг чтения детей 2-3 лет должны включаться в первую очередь произведения русского фольклора - потешки, песенки, сказки, детские стихи. Эти жанры наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, т.к. сочетают в себе слово, интонацию, ритмику, движения. Важное место занимают потешки, столь любимые малышами. С помощью потешек отрабатывается отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков (дикция). Содержание потешек динамично, наполнено последовательно сменяющимися действиями. При этом слово можно соединить с действием ребёнка, то есть можно инсценировать потешку, даже если ребёнок не владеет речью. Наглядность поможет ребёнку запомнить значение конкретных слов и уяснить последовательность развития сюжета. Наличие в потешках большого количества повторов слов, словосочетаний, предложений способствует их запоминанию, а затем и активному употреблению. Колыбельные песни и потешки -бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Потешки прекрасно развивают речь, внимание, воображение, память, словом, благотворно влияют на становление всех познавательных процессов. Потешки сопровождают действия ребенка в конкретной бытовой ситуации (умывается, кушает, гуляет), что способствует быстрому запоминанию потешки. Колыбельные и потешки обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и др., позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска колыбельных песен и потешек делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Залогом успешной работы с детьми является неоднократное повторение одного и того же текста. Это необходимо для того, чтобы они воспринимали этот текст как старого знакомого. После многократного повторения текста, когда дети хорошо овладеют его содержанием, необходимо проводить работу по ответам на вопросы по тексту. Чтение вслух вызывает у детей бурные эмоции, оно уносит его прямо в сказку, у ребенка начинает работать воображение. Ведущая роль принадлежит чтецу, нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев. Читать ярко и выразительно, соблюдать ритм, следить за реакцией ребенка. Речь педагога должна служить образцом для подражания, быть фонетически правильно оформленной, эмоционально окрашенной. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомят детей, были доступны не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Вместе с потешками ребенок знакомится с иллюстрированной книгой. Произведение и иллюстрации воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания книги. Как правило, текст и иллюстрация — изображение персонажа, сюжетной сценки — помещаются на одной странице. Взрослый, показывая картинку, выразительно читает текст, рассказывает, что нарисовано. Пока ребенок рассматривает иллюстрацию, взрослый читает текст повторно. Дети 3 года жизни могут самостоятельно рассматривать картинки в книге, проговаривая отдельные слова, показывая на картинку, проводя по ней пальчиком, рукой. Русские народные сказки показывают детям, насколько богатой может быть речь. Кроме выразительности языка, в них всегда присутствует добрый юмор. Читать русские народные сказки полезно, потому что они развивают связность речи детей, позволяют привить способность выражать свои мысли просто и в тоже время ярко. Тексты сказок просты, но их можно еще более упростить. В соответствии с речевыми возможностями малыша названия животных без ущерба для смысла сказки можно заменить на звукоподражания: не «курица», а «ко-ко-ко»; не «собака», а «ав». Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Таким образом, стимулируется развитие активной речи. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову. Для малышей полезно, когда текст сопровождается движениями, его проще понять и легче запомнить. Движения пальцев рук очень хорошо стимулирует головной мозг, особенно ту его часть, которая отвечает за речь. В возрасте 2-3 лет нужны книжки с картинками и не загруженные текстом. Сказки «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят» должны обязательно сопровождаться цветными картинками. Русские народные сказки являются прекрасным материалом обучению пересказу и драматизации. Иллюстрации в книгах должны быть цветными, понятными, поскольку черно-белое изображение не позволит правильно познакомить детей с предметом (цветом), а это обеднит речевые средства и знания. Поскольку дети воспринимают предмет в сопоставлении с другими предметами по разным признакам, то для показа необходимо обращать внимание на их соотношение по величине. Взрослый сопровождает чтение или рассказывание показом игрушек, картинок. Само чтение должно быть живым, выразительным. Читая, взрослый подчеркивает ритм, изменяет силу, высоту голоса, темп, интонацию, вовлекает детей в действие сказки. Дети также вовлекаются в совместное рассказывание сказки, когда взрослый говорит начало предложения, а малыши его заканчивают. Использование детских игрушек, кукол-перчаток, пальчиковых кукол для таких сюжетных инсценировок приводит к обучению самостоятельного рассказывания в дальнейшем. В этом возрасте знакомим детей с первыми стихами и прозой всеми любимых поэтов:
А.Барто «Мишка», «Самолет», «Зайка»…; С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»…; Н.Саконская «Где мой пальчик?» … Н.Сутеев « Кто сказал «мяу»? ; С.Капутикян «Маша обедает» ; русские народные сказки «Колобок», «Теремок»…, и других классиков детской литературы.
В этих стихах для малышей стихотворная строка короткая, т.к. детям трудно правильно повторить большое количество слов, рифма чистая и ясная. Содержание стихотворений отражает реальную окружающую действительность, воспитывает нравственные качества. Запоминание, проговаривание стихов формируют не только речевой навык малыша, но и совершенствуют память и мышление. Детскую книгу можно рассматривать как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Таким образом, «развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности наиболее результативно происходит при планомерном введении различных жанровых видов: потешек, стихов и сказок». Дети постепенно (при переходе к среднему звену) подводятся к пересказыванию литературного произведения, воспроизведению текста знакомой сказки или рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним, и наконец, самостоятельно.
Колыбельные песни развивают речь малыша. Когда мама поет малышу перед сном, то ребенок сосредоточен только на ней и некоторое время просто следит за артикуляцией, движениями губ и соотносит их со звуками, которые слышит. В будущем это поможет ребенку раньше исследовать возможности своего рта и языка и, возможно, опередить своих сверстников в речевом развитии. Помимо развития речи колыбельная развивает слух и память. Колыбельные, в которых используются знакомые и понятные образы, обогащают словарный запас вашего крохи, даже если он пока не произнёс не единого слова. Уменьшительно-ласкательные формы, порядок построения предложений – всё это непременно отложится в памяти малыша. Колыбельные - это первые уроки русского языка. Они развивают память, слух, помогают овладеть речью, понимать её содержание. Музыкальные способности мамы имеют опосредованное отношение к исполнению ею колыбельных песен для своего малыша. Мелодичность этого пения в сочетании с родным голосом непременно окажет только позитивное влияние на эмоциональное и даже физическое развитие вашего крохи. Не стоит задумывайтесь над правильностью нот. Колыбельная песня – это народное произведение, может звучать как угодно, в зависимости от умения и даже настроения исполнителя. Если вы не знаете пока ни одной колыбельной, это не повод отступать. Можете просто напевать малышу без слов плавную тихую мелодию. Многие колыбельные имеют всего-то 2-3 строки.. Нужно всего лишь придерживаться несложных советов наших бабушек: - - повторять одну и туже колыбельную много раз «по кругу», пока малыш не заснет; - петь в спокойном темпе, растягивая гласные; - гладить малыша в ритм колыбельной или раскачивать кроватку в ритм песни; - петь без напряжения голоса, ласково, нежно.
Сборник колыбельных для прослушивания и заучивания:
https://dreamsong.ru/kolybelnye-pesni-dlya-malyshej-slushat-onlajn#block-views-audio-block-4
Сборник для чтения детям взрослыми
https://nukadeti.ru/skazki/dlya_samykh_malenkikh
Цель: приобщение родителей к чтению и пению колыбельных.
Задачи:
- Развитие речи ребенка;
- Развитие высших психических функций – память, внимания, мышление, восприятие, воображение;
- Духовное сближение детско-родительских отношений;
- Приобщение ребенка к русским традициям.
- Познакомить с организацией семейного чтения и показать ценность чтения дома в кругу семьи;
- Познакомить родителей со значимостью чтения и пения колыбельных песен;
- Развивать познавательные навыки ребенка;
- Повысить кругозор ребенка;
- Прививать детям желание слушать сказки и подпевать колыбельные песни;
- Прививать детям любовь, доброту, отзывчивость через чтение и колыбельные песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пойте детям перед сном колыбельные песни"
Колыбельная песня - это первое знакомство ребёнка с музыкой. Ласковые и нежные колыбельные – это первые песенки, с которыми знакомиться малыш. Песня - это то, что слышит ребёнок, ещё лежа ...
Конспект занятия по развитию речи через чтение художественной литературы. «В Сказку»
Цели занятия:Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказках.Задачи:Обогащение и активизация словаря.Учить отгадывать загадки, обосновывая ответ.Повторить с детьми программные произве...
Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы
Перспективный план по развитию речи через чтение художественной литературы...
Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие художественной литературы»
Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие художественной литературы»...
Конспект родительского собрания в старшей группе. « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы " Собрание-практикум.
Конспект родительского собрания в старшей группе.СЛАЙД 1Тема: « Как помогать ребенку развивать речь, через чтение художественной литературы "Собрание-практикум. Цели и задачи:Формирова...
Конспект родительского собрания в младшей группе: «Развитие речи через чтение художественной литературы"
Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;Способствовать развитию коммуникативных качеств детей;Воспитывать культуру общения;Вовлечь родителей в педаг...