«Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы»
консультация

Козлова Елена Михайловна

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников. Также представлены практические рекомендации по осуществлению коррекционно – развивающей работы в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие  с родителями в условиях логопедической группы»

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя - логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому я уделяю большое внимание работе с родителями. Провожу консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, презентации, наглядная информация в родительских уголках.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка родителям разъясняю сущность логопедического заключения и основные  направления работы с ребенком. Как известно, вся работа по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:

• развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;

• расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;

• развитие диалогической и монологической форм речи.
На каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач.

Каждого из родителей я настраиваю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте - всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываю логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения.

На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с учителем-логопедом, другими педагогами и специалистами может разрешить многие проблемы.

Чтобы домашние занятия были успешными необходимо:
1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
2. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы:

10-15 минут - для детей младшей группы;

15-20 минут - для детей средней группы;

20-30 минут - для детей старшей группы.

3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.

4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.

6.Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.

7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться  успехов.

     Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя - логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы.

Данная консультация поможет при организации родительского собрания в логогруппе....

Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.      Мала...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Общие рекомендации по постороению логопедической работы с родителями....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей в условиях логопедической группы

В материале обоснована необходимость слаженной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей в коррекционный процесс и создание единого речевого пространства. Описан механизм и основные направлени...

«Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей в условиях логопедической группы»

Мы руководствуемся принципом,  что «родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ»...

Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников. Также представлены практические рекомендации по осуществлению коррекционно – развивающе...