Консультация для педагогов "Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей в условиях логопедической группы"
консультация по логопедии

Попова Евгения Игоревна

Формы и методы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_raboty_v_log._gruppe_s_roditelyami.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация с педагогами

группы компенсирующей направленности

«Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей в условиях логопедической группы»

Главная цель взаимодействия логопеда и семьи – это включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого пространства.

Задачи:

1. формирование у родителей мотивации к участию в образовательном процессе и желания помогать ребенку;

2. повышение уровня педагогической компетенции родителей;

3. информационная и дидактическая поддержка семьи.

Формы работы с семьей многогранны. Выделяют традиционные формы и инновационные. Это повысит их эффективность, так как часто родители не понимают сути заданий и выполняют их неправильно.

Применение традиционных и новых (с привлечением инновационных технологий) форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции общего и речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей коррекционной работы. 

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно- образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается.

Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.

Однако очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка.

На наш взгляд, это связано со следующими причинами:

- неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;

- мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы;

- низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком.

Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-образовательной работы.

Мы строим своё общение с родителями, на основе принципа "Родитель – не гость, а полноправный член команды". Успешность коррекционной работы логопеда в детском саду во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Целью моей работы стало использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения качества коррекционно-образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:

- установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

- создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взамоподдержки;

- повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка;

- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций;

- обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Мой девиз в работе с родителями: «Мы готовы работать вместе с вами, но не вместо вас!» Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; мы ищем новые точки взаимодействия, формы работы с родителями.

Раскроем основные направления и формы взаимодействия с семьей, которые используем в своей работе. Руководствуясь возможностями родителей, их интересами выбираются наиболее оптимальные формы и методы работы.

1. Методы работы: анкетирование, индивидуальные беседы, индивидуально- практические занятия, консультации, совместное изготовление игр и пособий, семинары-практикумы.

2. Формы работы: общие (групповые) родительские собрания, День открытых дверей, совместная подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, досугов, наглядная информация, педагогическая гостиная.

Подробнее остановимся на некоторых, на мой взгляд, эффективных формах работы.

1. Беседа - самая распространенная форма и метод общения с родителями, ею пользуются все логопеды без исключения, и она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Но есть родители, которые с трудом идут на контакт. В этом случае более приемлема методика Вадима Артуровича Петровского, который предложил следующее поэтапное взаимодействие педагога с родителями:

1-й этап - называется "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог старается не жаловаться на ребенка. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап - "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, результатами коррекционной деятельности.

3-й этап - "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап - "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

2. Анкетирование родителей играет немаловажную роль в комплексной работе с семьей. Оно позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год, а также, изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту, их педагогическую осведомленность. Анонимные анкеты дают возможность получить более реальное представление о семье, об участии родителей в коррекционном процессе, о результативности коррекционной работы. Следовательно, учитывая индивидуальность каждого из родителей, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевых нарушений.

3. Групповые родительские собрания, проводимые в начале, середине и конце учебного года помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей. Первая организационная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этой встрече логопед в доступной форме:

1) разъясняет необходимость специального, направленного обучения детей в условиях логопедической группы;

2) анализирует результаты психолого-педагогического обследования детей;

3) информирует об организации работы логопеда и воспитателя в течение года, а также о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения,

Полезно на этом собрании предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном их обследовании.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков [р-л, с-ш], другие считают, что все само исправится к школе и они лишь под давлением специалистов привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказать о негативных последствиях недостаточно сформированной речи в процессе овладения детьми грамотой и продемонстрировать это (используя дисграфические письменные работы учащихся с речевым недоразвитием). При этом необходимо подчеркнуть, что именно раннее выявление речевой патологии, оказание детям своевременной помощи помогут предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость коррекционного обучения ребенка в дошкольной логопедической группе.

Далее он рассказывает об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые его стороны, акцентируя внимание родителей на возможных осложнениях в процессе коррекционного обучения.

Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать, каков режим работы в группе, какие требования предъявляются к детям на протяжении всего времени пребывания в детском саду.

На первом групповом родительском собрании родителям разъясняется, что на взрослых членах семьи лежит огромная ответственность: и за создание мотивации ребёнка к занятиям, и за принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение). Чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии

оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то нам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы, и освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений, отмечается положительная динамика и

успехи и достижения детей.

4. Наглядная информация - эта форма работы очень важна для родителей. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Преимущество этой формы в том, что:

во-первых, обращение только в устной форме требует много времени;

во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов;

в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, их необходимо, в начале, убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

Поэтому перед кабинетом или в кабинете вывешиваются информационные стенды, папки-передвижки, статьи в уголках для родителей. «Учимся, играя», «Поговори со мною, мама», «Советы логопеда» - они подчинены определенной тематике: «Пальчиковая гимнастика»; «Учим стихи, играючи», «Я учусь рассказывать», «Фонематический слух-основа правильной речи»; «Готов ли ваш ребенок к школе», «Леворукий ребенок» и др.

Сюда же можно отнести домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".

5. Фотовыставки «Моя семья», «Времена года», «Дары осени» представлены в виде фотографий детей на занятиях, в режимных моментах, в семейной обстановке, каждая фотография сопровождается пояснением. С помощью этой выставки родители могут наглядно познакомиться с работой, которая ведется с детьми на занятиях и в течение дня. Выставка меняется несколько раз в год. Родителям и детям очень нравится рассматривать фотографии и делиться впечатлениями, рассказывать о своей семье.

6. Консультации - очень важны в совместной работе учителя-логопеда и родителей. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слушать долгих и докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций – «Выполнение домашнего задания», «Речевые игры дома», «Автоматизация звуков в домашних условиях» и др. К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Также на консультациях родители могут делиться опытом друг с другом.

7. Индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами артикуляционной гимнастики и автоматизации звуков, играми и упражнениями для занятий в домашних условиях. На этих занятиях они получают необходимые знания, находят ответы на вопросы, касающиеся непосредственно хода речевого развития их ребенка. Полученные знания они используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.

8. Семинары-практикумы также вооружают родителей практическими приемами коррекционной работы. Они позволяют не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. У родителей такие семинары вызывают живой интерес, радость общения.

9. Фронтальные открытые занятия для родителей, на мой взгляд, являются самой эффективной формой работы. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Такие открытые занятия мы проводим 1-2 раза в год: во второй половине учебного года. Перед занятием кратко знакомим родителей с целями занятия и даём установку, на что нужно обратить внимание. После занятия проводим его анализ, даём рекомендации по использованию тех или иных приемов. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами и стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребенка в коллективе, это дает возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

10. Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком.

11. Праздники и развлечения, для участия в них привлекаются все родители. В течение года родители приглашаются на праздники, мероприятия, где дети демонстрируют все свои приобретенные знания и умения. Праздник «Прощание с Азбукой», новогодние утренники, праздники, посвящённые знаменательным датам, конкурсы чтецов - прекрасная возможность для детей продемонстрировать свои достижения. Дети заучивают стихи, участвуют в сценках, театрализованной деятельности, показывая тем самым возросший уровень речевых умений. Родители принимают активное участие в подготовке костюмов, атрибутов, участвуют в сценках.

12. Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и групповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Как правило, родители не в полной мере пользуются предоставленной им возможности посещения занятий.

13. Домашние задания, которые даются в тетрадях или индивидуальных папках, для закрепления и отработки пройденного в детском саду. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает что у рёбёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Тетрадь или папка для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей/папок напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.

14. Копилка методических рекомендаций.

Хорошо себя зарекомендовала в организации домашней работы родителями в группах компенсирующей направленности. Каждую неделю в копилку добавляется новая информация, рекомендуемые задания для родителей, стихи, загадки по закреплению тех навыков и умений, которыми овладели дети за некоторый промежуток времени. Это позволяет родителям увидеть чему ребёнок обучался на текущей неделе и продолжить работу дома по закреплению этих навыков.

15. Совместные проекты.

Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным.

16. Почтовый ящик «Задай вопрос специалисту».

Позволяет логопеду осуществлять обратную связь с родителями. Родитель имеет возможность анонимно задать интересующий вопрос специалисту и получить ответ без личной встречи с ним. Данный вид взаимодействия необходим для родителей сильно занятых, которые не имеют возможность лично встретится с логопедом, а также для родителей, которые в силу разных причин боятся или стесняются задать тот или иной вопрос.

Преимущества новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно- педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В заключение, хочу пожелать всем присутствующим: постоянно быть в поиске, открывать что-то новое в себе и в других, ошибаться и снова искать, мечтать и находить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы.

Данная консультация поможет при организации родительского собрания в логогруппе....

Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.      Мала...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Общие рекомендации по постороению логопедической работы с родителями....

Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей в условиях логопедической группы

В материале обоснована необходимость слаженной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей в коррекционный процесс и создание единого речевого пространства. Описан механизм и основные направлени...

«Взаимодействие логопеда, воспитателей и родителей в условиях логопедической группы»

Мы руководствуемся принципом,  что «родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ»...

Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников. Также представлены практические рекомендации по осуществлению коррекционно – развивающе...

«Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы»

В статье рассматриваются основные аспекты взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников. Также представлены практические рекомендации по осуществлению коррекционно – развивающе...