Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в логопедических, группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи в родительском клубе, круглые столы, презентации, наглядная информация в родительских уголках, выпуск газеты и др.
На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других - твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.
По заключению медико-педагогической комиссии и результатам обследования речи ребёнка родителям разъясняются сущность логопедического заключения и основные направления работы с ребенком.
Как известно, вся работа, по формированию речевой деятельности условно может быть разделена на этапы:
• развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;
• расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;
• развитие диалогической и монологической форм речи.
На каждом из этих этапов, одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач, выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных.
Основные задачи:
1. Формирование навыка понимания речи.
2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе, знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.
3. Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.
4. Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
5. Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).
6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Актуальные, рекомендуется выносить на родительские собрания, освещать в других формах взаимодействия с родителями.
Сроки же преодоления речевых недостатков зависят:
- от степени сложности дефекта;
- от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- от регулярности проведения занятий;
- от участия родителей в коррекционном процессе.
Каждого из родителей, необходимо нацелить на систематическую, длительную работу с ребенком. Напомнить, что, четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте, - всему свое время.
На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.), максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков, особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.
Довольно часто, встречается ситуация, когда родители жалуются: «Не хочет заниматься дома!». Причину необходимо искать в неверной расстановке акцентов, в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация у логопеда, другими педагогами и специалистами, может разрешить многие проблемы. Логопед (педагог), должен учитывать, при этом темперамент, характер ребенка, лево-правополушарный тип, мальчик это или девочка, тип семейных отношений и т. д.
У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких, случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Надо подбодрить его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Рассказать, что когда он родился, то сразу не встал и не побежал, а учился держать голову, сидеть, стоять и, потом только ходить и бегать. Часто при этом падал, ошибался, но ведь научился! Так и сейчас, пришло время научиться «красиво» говорить. Ребенку необходимо внушить веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится. Стоит присмотреться к своему малышу и его интересам. И, проводя занятия в виде игры, попытаться вовлечь его в этот процесс.
Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Как же, помочь, родителям научиться «правильно» указывать на ошибки детей? Да, знание ошибок полезно и, часто необходимо. Но, указывать на них, нужно с особой осторожностью. Это касается особенно, исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук, ребенок может произнести сразу не во всех случаях. Не стоит замечать каждую ошибку сиюминутно, требуя исправления. Порой, можно ее исправить в параллельном режиме, давая ребенку правильный образец. В некоторых случаях, вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно 3 (5) раз. Хорошо определить в доме «место правильной речи», где ребенок должен стараться произносить поставленные звуки правильно, и постепенно расширять его. Наконец, замечания стараться делать, на фоне общего одобрения. Если же, без порицаний не обойтись, то нужно попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.
Можно предложить родителям вспомнить себя детьми. Как долго, у них самих не получалось написать букву, чисто подмести пол, забить гвоздь? Теперь эти дела кажутся им простыми. Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться. Можно привести пример с годовалым малышом, который учится ходить. Вот он делает первые неуверенные шаги. При каждом шаге с трудом удерживает равновесие, покачивается, напряженно двигает ручками. Но он доволен и горд! Мало кому из родителей придет в голову поучать: «Разве так ходят? Смотри как надо! Ну что ты все качаешься? Сколько раз я тебе говорила, не маши руками! Ну-ка пройди еще раз, и чтобы правильно!» Комично? Нелепо? Но так же нелепы любые критические замечания, обращенные к ребенку, который учится что-либо делать.
Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Нужно приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. Можно заставить его механически заучивать задания, но такая «наука» осядет в голове мертвым грузом. В какой-то момент может быть нужно пойти на риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога, подсмеивания друзей и т.д.
В общении с ребенком необходимо избегать слов «нет», «нельзя», императивных советов, готовых решений, критики, выговоров и обвинений. Первый и, главный путь - постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова одобрения испортят его. При этом, постараться использовать местоимения я, мне, вместо ты. Например, «Я рада, что у тебя получается!», а не «Какая ты молодец!» Наказывать же ребенка лучше, лишая хорошего, чем, делая ему плохое. Поэтому нужно иметь запас «удовольствий», традиций, больших и маленьких праздников.
Доводы родителей, что «с нами столько никто не возился, и ничего, выросли», сейчас неуместны. Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать уже сейчас. И чтобы эти занятия были успешными необходимо:
1. Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Правилу занятий в определенное время необходимо следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
2. 15-20 минут - для детей старшей группы;
20-30 минут - для детей подготовительной группы.
3. К моменту занятий предварительно изучить задание (не делать это при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне, в транспорте и т.д.), а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы, типа: «Что будем сначала делать - учить скороговорку или составлять рассказ?». Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
4. Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
5. Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
6. Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты, стараться реагировать адекватным ситуации образом (шуткой, записью на магнитофоне, приемом «фотографирования» и т.д.). Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой.
7. Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
8. Родителям - иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.txt | 9.89 КБ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие с родителями в условиях логопедической группы.
Данная консультация поможет при организации родительского собрания в логогруппе....
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы
Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...
Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.
Статья посвящена характеристике и этапам развития диалогической речи как одного из видов связной речи, а также системе работы по формированию диалогической речи в условиях логопедической группы ...
Специфика обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада.
Статья о специфике изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы детского сада....
Родительское собрание "Адаптация детей к условиям логопедической группы"
Адаптация детей к логопедической группе является очень важной. Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся коррекционный процесс....
Для чего важно готовить детей с речевыми проблемами к школьному обучению в условиях логопедической группы
Вы еще в раздумьях: переводить ли своего ребенка, который имеет нарушения речи (по показаниям ПМПК ) из детского сада, к которому он привык в логопедическую группу другого дошкольного учреждения? Тогд...
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
Статья о влиянии театрализованных игр на коррекционную работу....