Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
консультация
В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya3.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Графомоторные навыки - это сочетание технических навыков, изобразительных умений и совокупность двигательных реакций.
Наилучшее время для формирования графомоторных навыков – это дошкольный период. Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать руку, способствовать формированию графомоторных умений и навыков.
Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ - одна из главных задач в предшкольном детстве, требующая внимания со стороны всех педагогов ДОУ и родителей.
Цель коррекционно – развивающей работы по формированию графомоторных навыков – подготовка детей с ОВЗ к успешному обучению в школе.
Задачи:
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие высших психических функций.
- Овладение первичными навыками письма.
Принципы построения работы:
1. Игровая мотивация;
2. От простого к сложному;
3. Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно двумя руками, затем одновременно асинхронно;
4. Использование трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;
5. Учет индивидуального темпа детей;
6. Задания на разных уровнях сложности (по подражанию; по образцу; по речевой инструкции)
Также выделяется ряд задач по развитию мелкой моторики:
- ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук;
развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;
- формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;
- развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений;
- динамической координации (координированной работы – одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук;
- развитие зрительно-моторной координации.
Овладение графомоторными навыками протекает по следующим направлениям:
1) формирование тонкокоординированных движений пальцев и кисти руки
2) формирование зрительно – пространственной ориентировки
3) формирование зрительно – моторной координации.
Этапы работы по формированию графомоторных навыков:
Очередность этапа | Название этапа | Возраст |
1-й этап | подготовительный | 0-3 лет |
2-й этап | формирующий | 3-5 лет |
3-й этап | развивающий | 5-7 лет |
4–й этап | результативный | выпуск в школу |
Формы работы по развитию графомоторных навыков:
1. Коррекционные упражнения по формированию графомоторных навыков (10 основных комплексов пальчиковой гимнастики);
2. Дидактические игры, игровые упражнения на формирование мелкой моторики с использованием сенсорных эталонов;
3. Коррекционно-развивающие занятия;
4. Упражнения на развитие зрительной памяти и целенаправленного внимания;
5. Упражнение на развитие зрительного внимания;
6. Виды деятельности, способствующие формированию осязания и развитию моторики.
Технология развития графических навыков заключается в системности и целостности всех форм деятельности – специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации по последовательности формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
В помощь педагогам ДОУ...
Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
quot;Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка....
Отчет по самообразованию "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Отчет о самообразовании по теме " Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" предоставляется для анализа эффективности работы воститатателя по данной тем...
Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
В данной статье рассматривается последовательная, поэтапная работа по направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствующим формированию графомоторны...
План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....