Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
консультация

Козлова Елена Михайловна

В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya3.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Графомоторные навыки - это сочетание технических навыков, изобразительных умений и совокупность двигательных реакций.

Наилучшее   время   для формирования   графомоторных навыков – это дошкольный период.  Именно в этом возрасте не только можно, но необходимо развивать  руку, способствовать  формированию графомоторных  умений и   навыков.

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ  - одна из главных задач в предшкольном детстве, требующая внимания со стороны всех педагогов ДОУ и родителей.

Цель  коррекционно – развивающей работы по формированию графомоторных навыков – подготовка детей с ОВЗ к успешному обучению в школе.  

Задачи:

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие высших психических функций.

- Овладение первичными навыками письма.

Принципы построения работы:

1. Игровая мотивация;

2. От простого к сложному;

3. Выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно  синхронно двумя руками, затем одновременно асинхронно;

4. Использование трех составляющих движения: сжатия, растяжения и расслабления;

5. Учет индивидуального темпа детей;

6. Задания на разных уровнях сложности (по подражанию; по образцу; по речевой инструкции)

Также выделяется ряд задач  по развитию мелкой моторики:

- ослабление напряжения  в мышцах кистей и пальцев рук;

развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук;

- формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую;

- развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений;

- динамической координации (координированной работы – одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук;

- развитие зрительно-моторной координации.

Овладение графомоторными навыками протекает по следующим направлениям:

1) формирование   тонкокоординированных    движений пальцев   и   кисти руки 

 2) формирование    зрительно – пространственной    ориентировки

3) формирование   зрительно – моторной    координации.

Этапы работы по формированию графомоторных навыков:

Очередность  этапа

Название этапа

Возраст

1-й этап

подготовительный

 0-3 лет

 2-й этап

формирующий

3-5 лет

3-й этап

развивающий

5-7 лет

4–й этап

результативный

выпуск в школу

Формы работы по развитию графомоторных навыков:

1. Коррекционные упражнения по формированию графомоторных навыков (10 основных комплексов пальчиковой гимнастики);

2. Дидактические игры, игровые упражнения на формирование мелкой моторики с использованием сенсорных эталонов;

3. Коррекционно-развивающие занятия;

4. Упражнения на развитие зрительной памяти и целенаправленного внимания;

5. Упражнение  на развитие зрительного внимания;

6. Виды деятельности, способствующие формированию осязания и развитию  моторики.

Технология развития графических навыков заключается в системности и целостности всех форм деятельности – специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Статья посвящена изучению психологической структуры письма и этапам его формирования у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

quot;Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В данной статье раскрыта сущность понятия графомоторные навыки. Обозначены основные этапы становления данного навыка....

Отчет по самообразованию "Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Отчет о самообразовании  по теме " Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста" предоставляется для анализа эффективности работы воститатателя по данной тем...

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье рассматривается  последовательная, поэтапная  работа по  направлениям и уровням увеличения сложности упражнений и заданий, способствующим  формированию графомоторны...

План по самообразованию. «Графический диктант как средство формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создать условия, способствующие развитию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста....