Занимательная математика
консультация

Жукова Оксана Николаевна

Занятия математикой тренируют память, учат логически мыслить и развивать творческие способности.Я расскажу, как ненавязчиво, в игровой форме привлечь ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательная математика с мамами и папами, с бабушками и дедушками.

Слайд 2

« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский.

Слайд 3

Занятия математикой тренируют память, учат логически мыслить и развивать творческие способности. В этой рубрике мы расскажем, как ненавязчиво, в игровой форме привлечь ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют .

Слайд 4

В наше время обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей, в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Не стоит забывать, что основное усилие родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике. Подружиться ребенку с математикой помогают игры. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Игра — это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком.

Слайд 5

Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д, не овладев полным знанием в пределах 10 . Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Надо ли заставлять ребенка заниматься математикой, если ему скучно? Основное усилие и воспитателей, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.

Слайд 6

Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира . Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.

Слайд 7

Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно . Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем ?» Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное!

Слайд 8

Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д, ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет.

Слайд 9

Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно сделать. По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный - короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий - низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще - тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины), различной длины и толщины палочки, карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки... Важно чтобы эти слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой - маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.

Слайд 10

Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне , назвать их сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона; поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько предметов (любых), сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).

Слайд 11

Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в». Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните, для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут.

Слайд 12

Так , в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательная математика с мамами и папами, с бабушками и дедушками . Часть 2 Выполнила воспитатель Жукова Оксана Николаевна.

Слайд 2

« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В.А. Сухомлинский.

Слайд 3

Здравствуйте, Уважаемые родители. В этой рубрике мы с Вами вернемся к беседе о занимательной математике. Хочу порекомендовать некоторые математические игры и упражнения для проведения в кругу семьи.

Слайд 4

Одним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление . Ребенок живет в окружении геометрических форм. Родители – проводники ребенка в этом мире, поэтому знания, которые вы даете, не должны быть оторваны от повседневной жизни. .

Слайд 5

Как учить геометрические фигуры с ребенком? Обучение должно строиться в виде увлекательных игр. Не нужно ругать ребенка, если он не запоминает геометрические фигуры. Органически вплетайте геометрические познания в жизнь ребенка : «уберем игрушку в квадратную коробку», «накроем стол круглыми тарелками ». На улице акцентируйте внимания на предметы разных форм, соревнуйтесь, кто больше найдет и назовет. В игровом арсенале у вас должны быть игрушки правильной геометрической формы – мячи, кубики, детали конструктора. 6. Дозировано загружайте ребенка, постепенно дополняя информацию о свойствах геометрической фигуры – цвет, материал, размер.

Слайд 6

Игры для изучения геометрических фигур. Игра «Геометрическая аппликация» Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик). Игра «Собери бусы» Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте бусы, располагая фигуры в определённой последовательности . Игра «Составь цветок» Предложите ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объяснить, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру .

Слайд 7

Игра «Что лишнее?» Назовите ребёнку (или покажите картинки) несколько предметов одной формы и один предмет другой формы. Спросите у ребёнка: «Что будет лишним и почему ?» Игра «Прикрепи вагончик » Покажите ребёнку паровозик и объясните, что надо будет прикрепить тот вагончик, который я назову. Например, прикрепи к паровозу красный прямоугольник, синий квадрат, жёлтый круг, зелёный треугольник и т.д . Игра «Давай построим» Предложите ребёнку из счётных палочек (пластилина) построить геометрические фигуры.

Слайд 8

Игра «Договори» Нет углов у меня И похож на блюдце я, На медаль, на блинок, На осиновый листок. Людям я старинный друг. Называют меня … круг . Четыре угла и четыре сторонки, Похожи точно родные сестренки. В ворота его не закатишь, как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это … Квадрат .

Слайд 9

Он похожий на яйцо Или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (овал ). Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Не кирпич, не треугольник - Стал квадрат… (прямоугольник).

Слайд 10

На фигуру посмотри И в альбоме начерти Три угла. Три стороны Меж собой соедини. Получился не угольник А красивый… (треугольник). А братишка мой, Сережа, Математик и чертежник - На столе у бабы Шуры Чертит всякие ... (фигуры)

Слайд 11

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры на ориентировку в пространстве . Выполнила воспитатель Жукова Оксана Николаевна.

Слайд 2

Здравствуйте, Уважаемые родители. В этой рубрике мы с Вами вернемся к беседе о занимательной математике . Для успешного усвоения школьной программы ребенок в дошкольном возрасте должен уметь ориентироваться в окружающем пространстве: от себя, от другого человека, от других предметов; ориентироваться на плоскости: лист, страница; пользоваться пространственным словарем: предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщено отражающими знания о предметно-пространственном окружении.

Слайд 3

На первых порах ребенок будет соотносить направления с собственным телом и его расположением (сзади — за спиной, впереди — перед лицом, справа — там, где правая рука, слева — там, где левая рука) поэтому необходимо научить ребенка различать и правильно называть части своего тела. Поочередно назовите части тела, дотрагиваясь до них рукой сначала на себе, потом на самом малыше: голова, лицо, глаза, лоб, уши, нос, рот, подбородок, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги. Обратите внимание ребенка на симметричные части тела, скажите, что они парные, обозначьте каждую словами правая, левая. «Каких частей тела у нас по две? Посмотрим: руки — правая рука и левая, ноги — правая и левая. Глаза — правый и левый, уши — правое и левое». Предложите ребенку самостоятельно назвать и указать на части тела, сначала своего, затем вашего.

Слайд 4

. Далее отрабатывайте с ребенком умение различать правую и левую стороны тела. Обратите внимание на функциональные различия правой и левой руки, вспомните и перечислите вместе с малышом, что он делает правой рукой, а что левой: «Правая рука больше привыкла трудиться, чем левая: правой мы держим ложку, а левой кусок хлеба, в правой руке находится карандаш, которым ты рисуешь, а левой ты придерживаешь лист бумаги». Закрепите полученные ребенком знания, используя несложные приемы — попросите малыша выполнить следующие упражнения: сделать шаг вперед с правой ноги, с левой, поднять вверх левую руку, затем правую, закрыть правый глаз, закрыть левый, дотронуться правой рукой левого уха и наоборот, повернуться налево, повернуться направо.

Слайд 5

Предложите ребенку игры по ориентации в пространстве . Далеко и близко, высоко и низко В эту игру можно играть дома и на прогулке. Попросите ребенка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него. Помогайте ему наводящими вопросами: что перед ним, что сзади, что справа, что слева, что снизу, что вверху, что близко, что далеко. Попросите его развернуться на 90, 180 градусов. Что теперь находится справа и слева, впереди и сзади ? Флажки Дайте ребенку два ярких флажка — по флажку в каждую руку. Попросите его указывать направления по вашей команде, поочередно правой, левой или обеими руками.

Слайд 6

Поиски Спрячьте в комнате какую-либо игрушку или вещь, и попросите ребенка найти ее, строго следуя вашим словесным указаниям: иди вперед, поверни вправо, сделай шаг назад, посмотри внизу, под столом, на полке, выше, ниже и т. д. Заранее продумайте маршрут В качестве варианта игру можно провести иначе: на полу разложить разноцветные стрелки в разных направлениях, а ребенок, следуя стрелкам, на каждый поворот должен говорить, куда он повернул: направо или налево.

Слайд 7

Настольный театр Настольный театр представляет собой набор предметов- макетов для моделирования игровых ситуаций. Предметы и игровое поле вы можете приобрести в магазине, а можете использовать имеющиеся игрушки, а недостающие склеить из цветной бумаги. Они должны быть миниатюрными, чтобы умещаться на столе или на детском столике и отражать реалии жизни. Это могут быть набор «улица»-поле, изображающее тротуар и проезжую часть с перекрестком, макеты домов и светофора, машинки и фигурка постового, или деревенский домик с набором деревьев и фигурок домашних животных, или зоопарк — с перегородками вольеров и животными, или кукольная комната с игрушечной мебелью и предметами быта. Все эти наборы вы можете с успехом использовать для отработки понятий под, над, сверху, внизу, справа, слева, сзади и т. д., давая ребенку во время игры задания разместить игрушечные предметы относительно него самого или друг друга в определенном направлении. Например, набор предметов: домик, береза, елка, скамейка и птичка — воробышек. Вы можете размещать воробышка повсюду, объяснив ребенку, что воробышек летает везде. Перемещайте фигурку воробья на елку, под скамейку, за избушку — пусть ребенок правильно назовет его местоположение. Далее пусть сам ребенок расположит игрушку, следуя вашим командам: правее, левее, выше на елке, ниже на березе, справа от скамейки, и т. д.

Слайд 8

Рисование двумя руками .

Слайд 9

Волшебные клеточки и точки.

Слайд 10

Собери по картинке фигуру из счетных палочек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Занимательные задачи и ребусы. Подготовила воспитатель Жукова Оксана Николаевна.

Слайд 2

Здравствуйте, Уважаемые родители. В этой рубрике мы с Вами вернемся к беседе о занимательной математике . Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе. Ведь современная школьная программа довольна насыщенна и далеко не проста даже для первоклашки. Овладение дошкольником навыками счета и основами математики дома, в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. Сегодня поговорим о занимательных задачах и ребусах.

Слайд 3

Занимательные задачи Математические задачи учат детей думать, логически мыслить, расширяют их представления об окружающем. Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать; В процессе решения задач закрепляются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того, дети начинают понимать: считать можно любые предметы, которые нас окружают.

Слайд 4

. Сколько ушей у трёх мышей? Сколько лап у двух медвежат? У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр? У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! Горело 7 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2. остальные сгорели) В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? ( отдать одно яблоко вместе с корзиной). На берёзе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? ( Нисколько — на берёзе яблоки не растут.)

Слайд 5

Яблоки с ветки на землю упали. Плакали, плакали, слезы роняли Таня в лукошко их собрала. В подарок друзьям своим принесла Два Сережке, три Антошке, Катерине и Марине, Оле, Свете и Оксане, Самое большое — маме. Говори давай скорей, Сколько Таниных друзей? С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не за будь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало? Скоро праздник. Новый Год, Встанем в дружный хоровод. Звонко песенку споем, Всех поздравим с этим днем. Приготовим всем подарки, Этот праздник очень яркий. Кате, Маше и Аленке Мы подарим по Буренке, А Андрюше и Витюше – По машине и по груше. Саша будет рад Петрушке И большой цветной хлопушке. Ну а Танечке — Танюше – Бурый мишка в сером плюше. Вы, друзья, гостей считайте Имена их называйте.

Слайд 6

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? Антон и Денис решили поиграть. Один с кубиками, а другой машинками. Антон машинку не взял. Чем играли Антон и Денис? Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая? Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

Слайд 7

Леонид Яхнин. “Скамейки”. (Нарисуйте разноцветные скамейки или выложите их из геометрических фигурок и сосчитайте. ) В нашем парке на аллейке Разноцветные скамейки: На коричневой скамейке Две шумливые семейки. На другой скамейке, белой, Только девочка сидела. А вблизи скамейки красной Лег бульдог большой, опасный. Бабушка сидит на синей, На коленях-кот в корзине. Два рабочих взяли рейку - Чинят желтую скамейку. Мы усядемся с тобой На скамейке голубой. А на самой отдаленной, На скамеечке зеленой - Вырезные листья клена. Всем хватило по скамейке В нашем парке на аллейке .

Слайд 8

Ребусы Ребусы — занимательные задания, которые развивают логическое мышление и математические способности. Первое знакомство с ребусом происходит у детей в пять-шесть лет. Прежде , чем начинать разгадывать ребус, объясните ребенку правила и принципы решения головоломки, и малыш достойно справится с задачей. В старшем дошкольном возрасте игра в ребусы поможет научиться рассуждать, анализировать и находить правильный ответ. Детский мозг в этом возрасте, как губка впитывает новое, а если при этом ребенок удивляется и радуется, то материал быстро усваивается и откладывается на годы. Разгадывая ребусы, дети будут открывать для себя удивительный мир логики и смекалки.

Слайд 12

Разгадывая ребусы, решая занимательные задачи не стоит торопить ребенка, дайте время подумать, и не нужно сразу подсказывать готовое решение, ведь ребенок способен решить поставленную задачу сам! Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элементы геометрии. Выполнила воспитатель Жукова Оксана Николаевна.

Слайд 2

Здравствуйте, Уважаемые родители. В этой рубрике мы с Вами вернемся к беседе о занимательной математике . Игра-ведущая деятельность у дошкольника. С помощью игры ребёнок изучает новые знания и закрепляет их. Математические игры познакомят ребят с цифрами, числами, основами счёта, с арифметическими действиями , а также поспособствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления. Сегодня поговорим об элементах геометрии.

Слайд 3

Изучение геометрии в дошкольном возрасте проходит в игровой форме. Детям нравится взаимодействовать с различными фигурками, малыши воспринимают их как игровые элементы. Однако при изучении основ геометрии для дошкольников существуют определённые методы. Они применяются как в первозданном виде, так и модифицируются в зависимости от возраста и уровня развития.

Слайд 4

. Чем лучше у ребёнка будет развита логика, функции анализа и синтеза, внимательность и память, тем больших успехов он сможет достичь в математике. Вопреки теории о гуманитарном и техническом складе ума, математическое мышление можно развивать. Если заниматься с дошкольником задолго до школы, можно хорошо подготовить мозг ребёнка к усвоению математики. Геометрические представления имеют большое значение для развития математического мышления. Освоение детьми основного образовательного содержания курса «Геометрические фигуры и тела» осуществляется в повседневной жизни, путем естественного для дошкольника вида деятельности – в игре. Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в пространстве.

Слайд 5

Формирование геометрических представлений у детей второго года жизни . Дети данной возрастной группы еще не готовы усваивать эталоны формы, у них возникают представления на уровне игровых действий, поэтому следует знакомить их с несколькими фигурами путем сравнения предметов по форме, установлению сходства или отличия и при этом не требовать от них обязательного запоминания названий. Важно, чтобы дети замечали особенности: такая, похожая, не такая. Сначала малыши выполняют действия, накладывая один предмет на другой или тесно прикладывая один к другому. Постепенно от внешних практических приемов сравнения дети переходят к сравнению на глаз. Это дает им возможность сравнивать по внешним признакам и такие предметы, которые нельзя наложить один на другой или приложить один к другому (например, мяч, куб).

Слайд 6

Формирование геометрических представлений у детей третьего года жизни . К трем годам дети усваивают некоторые названия форм: кругленький мячик, круглая тарелка. Они могут ориентироваться в окружающем пространстве с учетом двух свойств - формы и величины или формы и цвета. Дети еще не знают свойств геометрических фигур: квадрата, круга, треугольника. Фигуры воспринимаются как игрушки, чтобы строить дом, поезд и т. д. Поэтому в числе предметов для дидактических игр обязательно должны быть геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дети узнают название и свойства этих форм, обследуя их контур осязательно-двигательным и зрительным путем. Важно научить детей видеть форму предметов и элементарно группировать их на округлые и угольные.

Слайд 7

Формирование геометрических представлений у детей четвертого года жизни . Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами изучения этих фигур с помощью тактильнодвигательного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элементами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками. Разглядывая и сравнивая шар и куб, дошкольники находят общее и разное в этих предметах. Например, уточняются особенности шара - он круглый, у него нет углов, его можно катить. Во время сравнения шаров разных цветов и размеров, приходят к выводу о том, что форма не зависит от цвета и размера предмета.

Слайд 8

Обследование детьми формы предмета включает такие действия: показ (демонстрация) геометрической фигуры, обследование с помощью конкретных практических (обводятся по контуру) действий; сравнение фигур, разных по цвету и размеру; сравнение геометрических фигур с предметами, схожими по форме. Для наиболее эффективной работы следует выделять особенности геометрических фигур попарно: шар и куб, круг и квадрат, куб и квадрат. Модели нужно брать разные по размеру и цвету, чтобы легче было воспринимать их на ощупь, находить по образцу, а в заключение - правильно называть их отличительные признаки. Важно закреплять особенности геометрических фигур во время рисования, лепки, аппликации. Дети этого возраста при проведении соответствующей целенаправленной работы могут анализировать сложные формы. Так, они создают орнамент из цветных геометрических фигур. При этом анализируют рисунок, выделяют в нем отдельные геометрические фигуры, обследуют их по контуру и отображают.

Слайд 9

Формирование геометрических представлений у детей пятого года жизни . Игровые упражнения для детей пятилетнего возраста учат видеть множество и его подмножества, выделенные по разным признакам. Используя геометрическую мозаику, рекомендуется обратить внимание детей на то, что из двух треугольников можно выложить квадрат, а из других двух – прямоугольник и так далее. Основная задача состоит в том, чтобы познакомить детей с основными свойствами фигур. Если на первых занятиях все дети получают одинаковые комплекты (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники разного цвета и лишь двух видов по размеру), то в последующем каждый ребенок получает особый комплект фигур, состоящий из тех же четырех форм, но каждая фигура разного размера, цвета и в разном количестве. Дети охотно разбирают свои комплекты, сообщая, у кого какие фигуры и сколько их. Раскладывая фигуры и называя их формы, количество, размер и цвет, дети закрепляют и обобщают приобретенные знания.

Слайд 10

В подобном занятии важно подчеркнуть, что в каждом конверте множество разных геометрических фигур, но это множество состоит из разных частей, в данном случае из квадратов, треугольников, прямоугольников, кругов, которые являются частями целого, т. е. всего множества геометрических фигур, лежащих в конверте. Целесообразно показать, что в этом целом можно найти части и по другим признакам, например по цвету или по размеру. Сортируя фигуры по цвету, дети выясняют состав, определяя, какая из них по признаку цвета самая большая, какая маленькая.

Слайд 11

Формирование геометрических представлений у детей шестого года жизни . Дети старшей группы узнают о том, что геометрические фигуры можно условно разделить на две группы: плоские (круг, квадрат, овал, прямоугольник, четырехугольник) и объемные (шар, куб, цилиндр). Методика формирования геометрических знаний принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подробным. Широко используется методический прием - измерение условной меркой. Дошкольники учатся обследовать форму, выделять характерные особенности, находить сходство и отличие предметов, сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами. При этом нужно придерживаться определенной последовательности: сначала выделять общие контуры и основную часть, потом определять форму, пространственное положение. Также следует научить их замечать не только сходство, но и отличия формы предмета от знакомой им геометрической фигуры. Далее дети сравнивают разные по форме четырехугольники. В равенстве сторон и углов дети убеждаются при накладывании. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по четыре угла, что количество сторон и углов является общим признаком, который положен в основу определения понятия четырехугольник.

Слайд 12

Формирование геометрических представлений у детей седьмого года жизни . У детей седьмого года жизни предусматривается углубление представлений и понятий о геометрических фигурах как эталонах формы предметов. Они выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, конструируют. В процессе такого обучения обогащается «математическая» речь детей. Основной дидактический прием - обследование. Нужно научить дошкольников как можно внимательнее обследовать характерные особенности формы. На эту работу, как правило, отводится часть занятия по математике, а также по конструированию и изобразительной деятельности.

Слайд 13

Во время занятий широко используются накладывание, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Дети вырезают плоские геометрические фигуры, объемные - лепят из пластилина, глины. Эта работа тесно связана с обучением элементам письма: обведение клеток, рисование кружочков, овалов, проведение прямых и наклонных линий. На математических занятиях, возможно, также дать понятия: 1)Точка, прямая, 2)Отрезок, луч, 3)Угол (стороны, вершины угла), виды углов, 4)Треугольники (ломанная, треугольник), виды треугольников, 5)Четырехугольники (виды четырехугольников), диагональ, 6)Круг (окружность, радиус). Это направлено на совершенствование качества знаний: полноты, осознанности.

Слайд 14

Дидактические игры 1. Заблудившиеся фигурки Понадобится много разноцветных фигур из плотного картона и несколько коробок. Задача ребёнка – рассортировать фигуры по коробкам. Перед началом игры можно рассказать малышу сказку о том, как фигурки заигрались, перепутались и теперь хотят поскорее попасть домой. В одной коробке живут квадраты, в другой – треугольники, в третьей – круги и т. д. Можно усложнить задание, предложив выбрать фигуры только одного цвета. 2. Цепочки Взрослый выкладывает в ряд фигуры в определённом повторяющемся порядке. Треугольник, квадрат, круг, потом снова треугольник, квадрат, круг… Ребёнку предлагает продолжить эту цепочку. Малышу нужно понять закономерность и самому воспроизвести ряд. Эта игра имеет много уровней сложности. Начинать следует с самого простого, чтобы ребёнок понял принцип закономерностей. Потом можно усложнять, добавляя цвета, фигуры и размеры. Задание очень хорошо развивает логическое мышление. Обратное задание – выложить цепочку, в которой будет нарушена закономерность. Малыш должен найти ошибку и исправить её.

Слайд 15

3. Кот в мешке Вместо кота в мешок помещают фигуры из плотного картона. Они должны быть такого размера, чтобы помещались в ладошке ребёнка. Ему нужно опустить руку в мешок, нащупать фигуру и угадать её название. 4. Рисование разнохарактерных линий Линии – это тоже геометрический материал, с которым знакомятся дети в дошкольном возрасте. Они могут быть прямыми, волнистыми, зигзагообразными. Детям предлагают незаконченные рисунки. Рисование дождика – это наклонные линии, рисование причёски на голове человека – волнистые и т. д. Таким образом, ребёнок знакомится с основами геометрии, просто рисуя. Также нужно ввести понятие «точка». Точка – это начало любой линии. Если соединить несколько точек, можно получить определённую фигуру. 5. Пазлы Собирание пазлов хорошо развивает логику и пространственные представления. Можно изготовить самодельные пазлы для изучения геометрических фигур. Понадобятся картинки, которые нужно разрезать на несколько фигур. Ребёнку предлагают воссоздать картинку и рассказать, из каких геометрических фигур он её собрал.

Слайд 16

Во время занятий и игр во всех возрастных группах используется деятельный подход, знание не дается в готовом виде, а постигается дошкольниками путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...