Карты В.Я.Проппа для детей дошкольного возраста и как с ними работать
консультация (старшая группа)
Информация для родителей: Карты В.Я.Проппа для детей дошкольного возраста и как с ними работать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТЫ ПРОППА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И КАК С НИМИ РАБОТАТЬ
Нечасто взрослые рассматривают пересказ дошкольников, как способ развития их аналитического мышления. Главное - воспроизвести прочитанный текст подробно… Это здорово и достаточно при хорошей памяти. Но бывает, что дети испытывают значительные затруднения при пересказе и могут только проанализировать прочитанный рассказ.
Помогут нам карты Проппа. С их помощью ребятам легче составить не только пересказ, но и придумать сказку по образному плану.
Анализ сказок по В. Я. Проппу:
Отечественный фольклорист В. Я. Пропп, исследовавший русские сказки, выделил в их структуре некоторые элементы, повторяющиеся постоянно.
В.Я. Пропп составил 31 карточку - картинку. Из них двадцать основных. Не любая сказка содержит их все. Чаще всего полный набор в волшебных сказках.
Этапы работы с картами Проппа:
1. Изготовление карт. Готовые карты Проппа есть в интернете, но их можно нарисовать самостоятельно. Важно только, чтобы картинки были понятны детям.
2. Потихоньку знакомим ребят с картами - опорами, читая сперва маленькие тексты и сопровождая картами Проппа.
3. Пересказывайте текст с опорой на карты Проппа.
4. Пробуем сочинять сказки, применяя карты Проппа. Выбираем 5-8 карт, придумываем персонажи, определяем главного героя, его помощников, а также тех, кто будет герою вредить. Выводим мораль придуманной сказки.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.
- Герой – огуречик.
- Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
- Вредитель – мышка.
- Вредительство – хвостик отгрызёт.
- Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.
Описание элементов-функций сказок:
В. Я. Пропп выделил следующую структуру сказок. Мы возьмём не все (31)карточки, а только основные. Их вполне достаточно для дошкольников и младших школьников.
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили - поживали, в стародавние времена…
2.Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла...
3. Запрет. Чего - то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель. Убежала Маша с подружками…
5. Вредительство. Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.
6. Герой покидает дом. Варианты: Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)
7. Задача. Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…
8. Встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова...
9. Трудные испытания. Соткать ковёр, построить хрустальный мост "от своего крыльца до моего дворца" за одну ночь…
10. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.
11. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет...
12. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт; играют в карты), или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Герой бьётся с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости или играет в карты) ...
13. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
14. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился...
15. Прибытие домой. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность...
16. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли....
17. Изобличение ложного героя. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…
18. Героя узнают. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя....
19. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
20. Мораль сей сказки. Нравственный итог сказки.
Будем очень рады, если наши рекомендации помогут Вам вместе с детьми пересказывать и самостоятельно придумывать небольшие по объему художественные сказки и рассказы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/22/picture-593726-1424620841.jpg)
Диагностические карты (мониторинг) художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста
Развитие музыкальности – одна из наиболее актуальных задач детей дошкольного возраста, так как дошкольный возраст, сенситивный период для ее становления. Педагогу для успешного формирования музы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-590543-1423727005.jpg)
Программа кружка «Пластилиновые картинки» по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, спо...
Дорожная карта «Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста»
Развитие конструктивного,логического мышления дошкольников.Расширение кругозора в сфере технических,естественных наук....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/07/picture-1079218-1541600868.jpg)
Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"
Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-994487-1515755341.jpg)
Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.
Экспресс-речевая карта обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-1077559-1541243877.png)
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/10/picture-1163218-1615394937.jpg)
Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений
Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...