Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"
консультация по развитию речи
Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Карты Проппа для детей дошкольного возраста, как с ними работать"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karty_proppa_dlya_detey.docx | 193.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ "Центр развития ребёнка- детский сад № 79"
Воспитатель группы "Сказка" Шарапова. Е.В.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:
"КАРТЫ ПРОППА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И КАК С НИМИ РАБОТАТЬ"
Нечасто взрослые рассматривают пересказ дошкольников, как способ развития их аналитического мышления. Главное - воспроизвести прочитанный текст подробненько. Это здорово и достаточно при хорошей памяти. А вот возьмём гиперактивных ребят, детей с ММД. В поиске появляется время от времени вопрос: как помочь детям с минимальной мозговой дисфункцией, как их обучать?
Особенность ребят с ММД - слабенькое внимание, а, следовательно, и память.
Дети, имеющие часто неплохой уровень интеллектуального развития, учатся в большинстве своём плохо. С этими что делать? Как компенсировать потери? Только делая упор на развитие мышления.
И здесь поможет пересказ. Потому что пересказать текст при плохой памяти можно только проанализировав его. Помогут нам карты Проппа. С их помощью ребятам легче составить не только пересказ, но и придумать сказку по образному плану.
Анализ сказок по В. Я. Проппу:
Отечественный фольклорист В. Я. Пропп, исследовавший русские сказки, выделил в их структуре некоторые элементы, повторяющиеся постоянно.
Этих функций по системе Проппа – 31. Из них двадцать основных. Не любая сказка содержит их все. Чаще всего полный набор в волшебных сказках. Функции изображаются картинками.
Этапы работы с картами Проппа:
1. Изготовление карт. Они могут быть красочными или схематичными. Ниже даётся описание сказочных элементов-функций с картами-опорами. Но их можно нарисовать самостоятельно. Важно только, чтобы картинки были понятны детям.
2. Потихоньку знакомим ребят с картами - опорами, читая сперва маленькие тексты и сопровождая картами Проппа.
3. Перессказывание с опорой на карты Проппа.
4. Пробуем сочинять сказки, применяя карты Проппа. Выбираем 5-8 карт, придумываем персонажи, определяем главного героя, его помощников, а также тех, кто будет герою вредить.
Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем:
- Герой – огуречик.
- Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
- Вредитель – мышка.
- Вредительство – хвостик отгрызёт.
- Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.
Описание элементов-функций сказок:
В. Я. Пропп выделил следующую структуру сказок.
Мы возьмём не все (31) элементы, а только основные. Их вполне достаточно для дошкольников и младших школьников.
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили - поживали, в стародавние времена…
2.Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла...
3. Запрет. Чего - то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель. Убежала Маша с подружками…
5. Вредительство. Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.
6. Герой покидает дом. Варианты: Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)
7. Задача. Чего герой должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…
8. Встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова...
9. Трудные испытания. Соткать ковёр, построить хрустальный мост "от своего крыльца до моего дворца" за одну ночь…
10. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.
11. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхъестественные свойства врага. Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет...
12. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт; играют в карты), или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Герой бьётся с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости или играет в карты)...
13. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
14. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился...
15. Прибытие домой. Дома его не узнают из-за заклятья, изменившего внешность...
16. Ложный герой, выдающий себя за героя или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли....
17. Изобличение ложного героя. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…
18. Героя узнают. Подмена обнаружена. Ложный герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя....
19. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
20. Мораль сей сказки. Нравственный итог сказки.
Карты Проппа (картинки)
Карты рисуем, наклеиваем на картон или ламинируем, и начинаем анализировать сказки, выкладывая необходимые карты. А потом по цепочке сказку пересказываем.
Жили-были | Запрет | Нарушение запрета |
|
| |
Вредительство | Герой покидает дом | Задача |
|
|
|
Даритель волшебных даров | Трудные испытания | Вызов на бой вредителя |
|
|
|
Борьба | Победа | Погоня |
|
|
|
Ликвидация беды | Возвращение домой | Героя не узнают |
|
|
|
Ложный герой (самозванец) | Изобличение и наказание ложного героя | Счастливый конец |
| ||
Особое обстоятельство | Мораль |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по выбору мультфильмов для показа детям дошкольного возраста с целью воспитания и развития .
Рекомендации для родителей ....
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развив...
Практические рекомендации для родителей о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста
Рекомендации для родителей о развитии мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях...
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста
В данной публикации в доступной форме даны рекомендации родителям по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Приводятся конкретные упражнения, способствующие развитию движений рук. Стат...
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...
Рекомендации для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 5-6 лет
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась пра...
Рекомендации для родителей в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей помогут воспитать в ребенке патриота. Творческих Вам успехов. ...