"Бросайте детей в творчество"
консультация
Советы родителям о развитии творческого мышления ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brosayte_detey_v_tvorchestvo.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Музыкальный руководитель:
Ширшкова Ольга Анатольевна
г. о. г. Выкса, 2024 г.
«Где для детей польза, там же
для них должно быть и удовольствие»
(М.Монтень).
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность им подарила сама природа с великой целью: служить способам познания мира.
Используя многолетнюю практику своей работы, я определила две направляющие линии. Это:
- систематическое развитие музыкальности детей;
- импровизационно-творческая деятельность как принцип обучения.
Давайте спросим себя: что будет делать ребенок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно. Он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним или прыгать. И все это не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть первое знакомство с инструментом, первое музицирование в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой.
Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Есть «дистанция огромного размера» между ребенком, слушающим, как музицирует педагог, и ребенком, играющим и тем боле творящим музыку самостоятельно, даже если в его партии будет только один звук, но им самим придуманный. Для проявления данного творчества я использую с детьми музыкальную игру «Музыкальная школа». Ребята приходят и «поступают в музыкальную школу. Они сами выбирают себе инструмент. Педагог исполняет роль дирижера. Ребятам предлагается не только импровизировать на своем инструменте, но еще и выполнять указания дирижера, которые он отдает с помощью жестов (ладоши вместе -играют тихо, с движением ладоней в сторону усиливается или утихает звучание их инструментом). Зато в финале, дирижер показывает движение руками широко в стороны, а это значит. Что ребята могут от души поиграть на своем инструменте, но закончить необходимо тоже по жесту дирижера. Такие игры, когда детям
позволяют играть, на чем захотят, и как захотят, позволяют им играть и творить.
Чтобы сделать музыку своим личным опытом, надо «испытать» её, не «догадываясь о ней, а «пребывая в ней».
Но многолетняя практика показала, что объединение двух направляющих линий в музыкальном воспитании в одну – весьма трудная задача. Потому что увлечение музицированием и игрой на практике часто вытесняет учебную составляющую занятий с детьми. Поэтому я стала использовать творческие начала во всех видах музыкальной деятельности. Я заметила, что одно и тоже музыкальное произведение, но с различными заданиями приносят детям радость и способность импровизировать. Упражнение «Здравствуй, говори» я даю начиная с младшей группы. Но после того, как оно хорошо усвоено ребятами, я начинаю его усложнять, с помощью различных методических приемов и с помощью самих ребят, которые слушая музыку, подсказывают мне варианты упражнения. В старшей группе, во время исполнения этого упражнения нужно было искать себе все время другую пару, но мальчишки не хотели отпускать друг – друга., не могли поделить товарища. Тогда я предложила новый вариант: собраться в круг - по три человека, потом по четыре, и т.д. детям идея понравилась, и знакомое упражнение превратилось в интересную игру.
В старшей и подготовительной группе, мы играем с детьми в музыкальную игру «Дразнилки». Правила игры фиксированные и кажется, что нет никакой возможности для творчества. Тогда я детям предложила придумать дразнилки друг про друга, но с одним условием. Они должны быть безобидные, смешные и веселые. Дети увлеклись этим и получилось неплохо. Продолжая работу над творчеством мы с ребятами стали придумывать «музыку» к этим дразнилкам, используя кружочки долгих и коротких звуков. Это стало закреплением длительности звуков и началом песенного творчества.
Продолжая эту работу я даю на занятии распевку «Пароход» , где нужно придумать свой «гудок» да такой, чтобы мама, стоя на берегу сразу его узнала, а значит он не должен быть похож на другие гудочки. Задание очень трудное для детей, потому что песенное творчество самое сложное в музыкальном развитии детей.
Самыми доступными для импровизации и творчества являются движения. Поэтому я использую движения как самый первый отклик на музыку. Я предлагаю импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера: вальс, полька, марш и т.д. Для того, чтобы метрическая пульсация в движении была видимой и слышимой я использую различные речевки – присказки. Например: «Вверх – вниз, как пружинки, пляшут ножки балеринки» или «Вправо – прыг, вправо – скок –это боковой галоп» и т.д.
Но самые ощутимые результаты приносит развитие творческой личности через синтез искусств. Потому что именно эстетическое воспитание позволяет решать главную задачу развития: формирование эмоциональной сферы ребенка, которая является ведущей сферой психического развития дошкольника. Синтез искусств включает в себя музыку, театр, изобразительное искусство.
Театрализованная деятельность – это вообще очень важная часть в творческом развитии. Чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни.
Вторым составляющим является – изобразительное искусство. Краски и звуки в природе и искусстве сосуществовали всегда. Близки друг другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (недаром в музыкознании существует понятие «мелодический рисунок»). Детский рисунок является формой непосредственного отклика ребенка на музыку. Очень хорошо предложить ребенку, изобразить на листе прослушанный и прочувствованный музыкальный материал. Трудно это сделать сразу, поэтому я предлагаю детям сначала шаблонные рисунки в черно-белом изображении, а они, прослушав произведение, должны раскрасить его по своему усмотрению и чувству. Хорошо, когда эта работа проводится совместно с педагогом по изо и с воспитателями.
Я не утверждаю категорично, что научить творчеству можно, но создать условия для его проявления – в наших силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".
Актуальность проекта· Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...
« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и методы воздействия воспитателя ,стимулирующие детей к творчеству»
В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей. Используя креативный подход, необходимо стремиться , чтобы дети «открывали» что-то новое, поя...
Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста
На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....
Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"
Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...
Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей» «Развитие творчества у детей»
Родительское собрание в средней группе «Развитие творчества у детей»...
Презентация " Культурная практика по ознакомлению детей с творчеством В.М.Васнецова. Русские сказки в творчестве художника."
Культурная практика проведена с детьми старшего дошкольного возраста, в группе компенсирующей направленности. Деятельность проводилась в рамках проектной деятельности "Книга - наш лучший друг&quo...
Консультация для педагогов "Создание условий для развития предпосылок научно-технического творчества детей дошкольного творчества"
Техническое творчество – вид деятельности воспитанников, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной новизны. В процессе технического творчес...