Игровая деятельность детей возраста 4-5 лет. Консультация
консультация (средняя группа)

Калинина Ольга Васильевна

Консультация поможет родителям в выборе основной детской деятельности - игры.  Родители создают атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентируют ее, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов и действий; внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере необходимости, как равноправный партнер; играя с детьми, взрослые творчески включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями, используя выразительные движения, мимику, интонированную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost_detey_vozrasta_4.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность детей возраста 4-5 лет

Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.

 Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах ее достижения.

Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, в соответствии с реальной действительностью: ребёнок сначала режет хлеб и только потом ставит его на стол перед куклами, один ребёнок подвозит свой экскаватор к грузовичку другого и вываливает воображаемый песок. В игре дети называют свои роли, понимают условность принятых ролей. «Ты будешь врачом, а я приду к тебе лечить дочку» (подразумевает куклу).

Происходит разделение игровых и реальных взаимоотношений. В процессе игры роли могут меняться.

       В 4-5 лет сверстники становятся для ребёнка более предпочитаемыми партнёрами по игре, чем взрослый. В общую игру вовлекается от двух до пяти детей, а продолжительность совместных игр составляет в среднем 15-20 мин, в отдельных случаях может достигать и 40-50 мин.

     Дети этого возраста становятся более избирательными во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнёры по играм (хотя в течение года они могут и поменяться несколько раз), всё более ярко проявляется предпочтение к играм с детьми одного пола. Правда, ребёнок ещё не относится к другому ребёнку как к равному партнеру по игре. Постепенно усложняются реплики персонажей, дети ориентируются на ролевые высказывания друг друга. При разрешении конфликтов в игре дети всё чаще стараются договориться с партнёром, объяснить свои желания, а не настоять на своём.

 Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра.

 Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.

           Поддерживается баланс между различными видами игр, подвижными и спокойными, дидактическими и сюжетно-ролевыми.

        В группе создаются условия для реализации творческого потенциала детей в игре: поощряю самостоятельное придумывание сюжета, импровизацию, свободный выбор ролей и их обмен, использование атрибутов.

А также поощряется развертывание детьми сложных и длительных игровых сюжетов. Например, если дети выражают желание продолжать начатую игру назавтра или после сна, то воспитатель помогает сохранить и развить ситуацию, в случае необходимости предлагаются новые повороты в сюжете.

Воспитатель поощряет детей придумывать новые более сложные и длительные по сравнению с младшими возрастами игровые сюжеты: коллективно планировать и согласовывать последовательность игровых событий, распределение и реализацию ролей.

Очень важно, чтобы дети не только придумывали, но и соблюдали правила игры. 

    Важно побуждать детей менять игровое поведение в ходе реализации сюжета в соответствии с разными ролями партнеров: менять игровую роль и обозначать ее для партнеров без жесткой опоры на ролевые атрибуты; стимулируют развертывание ролевых диалогов. Например, в игре «Гости» ребенку можно предложить принимать на себя роли различных персонажей, в игре «Весёлое такси» детям поочередно предлагается быть водителем, диспетчером и пассажирами.

  В ходе процессуальной игры ребенка, взрослый с помощью косвенных приемов (вопросов, предложений, подсказок, проблемных ситуаций, использование ролевых атрибутов), побуждает ребенка взять на себя какую-либо роль и наделить ею партнера. Например, девочка кормит или одевает куклу. Воспитатель может спросить: «Ты мама? Как зовут твою дочку?» Или от имени куклы обратиться к маме: «Мама, я хочу попить молочка».

Воспитатель помогает расширить диапазон игровых действий в рамках выбранного ребенком сюжета и выстраивать их в логической последовательности. Например, сначала приготовить еду, затем накормить куклу, потом отправиться с ней на прогулку и т.п.

 Стимулирует детей к расширению репертуара игровых сюжетов, гармонично включаясь в игру или предлагая для разыгрывания сюжет прочитанной сказки, недавно виденного интересного события и т.п.

 Организуются дидактические игры, способствующие всестороннему развитию детей:

развитию общения детей друг с другом («подарки», «лови, лови», «спектакль игрушек» и др.); развитию произвольного поведения («лохматый пес», «кто раньше дойдет до флажка» и др.); интеллектуальному развитию: восприятию, внимания, памяти, мышления, воображения (групповые игры «отгадай, что в мешочке», «пирамидки», «раз, два, три — говори»), индивидуальные (лото, мозаика, разрезные картинки и др.).

Организуются игры-забавы, основанные на народных фольклорных сюжетах: потешка «Воевода», «Золотые ворота» и другие.

    Взрослые уважают право ребенка на выбор любой (индивидуальной или коллективной, дидактической или по собственному сюжету) игры, применяют обучающие приемы в косвенной форме, не разрушая текущую игру.

  Создают атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой: не регламентируют ее, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов и действий; внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере необходимости, как равноправный партнер; играя с детьми, взрослые творчески включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями, используя выразительные движения, мимику, интонированную речь.

       В организации игровой деятельности воспитатели реализуют индивидуальный подход с учетом возрастных особенностей детей: предлагают игры, направленные на разрешение конфликтных ситуаций, на освоение нравственных норм и правил поведения, на повышение активности застенчивых детей с недостатками в развитии, на совершенствование самоконтроля у излишне расторможенных и агрессивных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Особенности игровой деятельности детей раннего возраста"

игра  - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения.........

Консультация на тему: «Игровая деятельность детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста....

Консультация для воспитателей "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие логического мышления в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"...

Консультация "Игровая деятельность детей дошкольного возраста"

Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка" (Л.С.Выготский)....

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

Консультация для воспитателей «Техника безопасности во время игровой деятельности детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности»

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность — имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны в...