СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ И РЕБЕНОК: КАК РАЗВИТЬ У МАЛЫША СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Стресс – это наша естественная психофизиологическая реакция на внешние события.
Потоотделение, давление, пульс – все это проявление стресса. Причины стрессовых ситуаций могут быть эмоциональными (радость, испуг, восторг, горе) или физическими (жара, холод, голод…) для ребенка серьезной стрессовой ситуацией становится ситуация неопределенности и потеря контакта с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stressovaya_situatsiya_i_rebenok.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ И РЕБЕНОК: КАК РАЗВИТЬ У МАЛЫША СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ
Стресс – это наша естественная психофизиологическая реакция на внешние события.
Потоотделение, давление, пульс – все это проявление стресса. Причины стрессовых ситуаций могут быть эмоциональными (радость, испуг, восторг, горе) или физическими (жара, холод, голод…) для ребенка серьезной стрессовой ситуацией становится ситуация неопределенности и потеря контакта с родителями.
Три стадии стресса
- Стадия мобилизации. Это первая (весьма непродолжительная) реакция на воздействие стрессового характера. Ребенок испугался-закричал-побежал. Удивился-вскрикнул-заплакал. Замерз-испытал дискомфорт-начал дрожать, и так далее. Именно в этот момент может произойти выброс адреналина, который повышает наш физический потенциал в разы: заставляет поднимать тяжести, перепрыгивать через препятствия и бежать с невероятной скоростью. Понятно, что долго так продолжаться не может, и наступает…
- Стадия сопротивления. Если критическая ситуация затягивается (например, все новые привычные действия оказываются под запретом), организм «снижает обороты». Через трехметровый забор больше никто не прыгает и Уссейна Болта на стометровке не обгоняет, но, тем не менее, мы можем, например, меньше спать, чувствовать бодрость даже обходясь скудным рационом и выполнять физическую работу без усталости. Так долго тоже продолжаться не может и наступает…
- Стадия истощения. Сил на сопротивление негативным факторам не остается, и организм сдается. Замерзающий человек чувствует приятное тепло и сонливость, «внезапно», без всякой видимой причины развиваются соматические заболевания, нарыдавшийся ребенок засыпает буквально на ходу.
1.Родителям важно вмешаться в ситуацию до того, как наступит стадия истощения.
Но родители не могут постоянно находиться рядом с ребенком, поэтому важно развить у малыша стрессоустойчивость, чтобы реакция на стресс заканчивалась на первой, максимум – на второй стадии.
Когда ребенок оказывается в стрессовой ситуации?
Помимо вполне понятных житейски стрессовых ситуаций – испугался собаки, обжегся, упал с высоты, словом, тех ситуаций, когда возникает знакомая нам всем реакция «бей и беги», для ребенка стрессовыми могут быть ситуации, когда первая стадия почти незаметна и сразу переходит во вторую.
К таким фактором относится, прежде всего, разлука с родителями. Ребенок может быть не готов к тому, что мама возвращается на работу, а он остается с няней или бабушкой, он может тяжело переживать необходимость посещать детский сад или школу. Известные многим родителям психосоматические реакции (как в школу идти – так живот болит) – это как раз стрессовая реакция организма.
Отдельно стоит упомянуть развод родителей, который становится сильнейшим стрессом не только потому, что становится для ребенка крушением картины мира, но еще и из-за того, что он зачастую считает именно себя виновником происходящего. Так же ребенок может реагировать на тяжелую болезнь или смерть кого-то из близких.
Тревожное настроение в семье всегда становится источником стресса для ребенка. Это может быть сложная финансовая ситуация, дисгармоничные супружеские отношения, конфликты с родственниками, болезни или, как сейчас, эпидемическая ситуация. Родители могут даже не обращаться напрямую к ребенку, но беседовать между собой, напряженно слушать и пересказывать новости из СМИ, просто меньше общаться с ребенком (потому что на это не остается сил).
В этом случае родители могут и не заметить первую реакцию «бей и беги», зато очень ярко проявляется вторая стадия стресса, стадия сопротивления: ребенок хуже спит, мало (или непривычно много) ест, капризничает по любому поводу, не может сосредоточиться на привычных занятиях.
Наконец, серьезное травматическое воздействие (избиение, сексуальное насилие, психологическое насилие, участие в ДТП или переживание природной или техногенной катастрофы) могут вызвать длительное психическое расстройство – так называемое посттравматическое стрессовое расстройство. Большинство обывателей считают это специфической проблемой военных, вернувшихся из горячих точек, но на самом деле жертвы домашнего насилия страдают от ПТСР не меньше.
Многие родители полагают, что единичный травмирующий эпизод или даже серия проходит для ребенка без следа, «маленький, забудет». Но даже если воспоминания оказываются вытеснены из памяти ребенка, их травмирующее воздействие может длиться годы
Что делать, если ребенок оказался в стрессе (например, узнал о том, что праздник, к которому он долго готовился, не состоится)?
Первую стадию стресса, когда происходит выброс адреналина, блокировать практически невозможно. Ребенок может кричать, плакать, топать ногами, швырять предметы, словом, то, что мы в бытовом смысле называем истерикой.
Важно при этом быть рядом и не усугублять стрессовую ситуацию своим раздражением. Возможно, вы его испытываете, но справиться с ним можно и позже.
Опуститесь на один уровень с ребенком, чтобы возник контакт глаза в глаза. Говорите спокойным, размеренным тоном. Уверенно прикасайтесь к ребенку, поглаживайте его. Если он позволяет – прижмите его к себе, это дает физическое ощущение устойчивости, которое помогает пережить травмирующую ситуацию.Если у вас нет ресурсов, чтобы помочь ребенку пережить первую стадию, можно оставить его одного, хотя это не лучший вариант. Но вам придется присоединиться на второй стадии.У маленьких детей на стадии сопротивления стрессу идеально работает арт-терапия: рисование, лепка, сочинение сказок. Нарисовать свой страх и сделать его смешным. Нарисовать себя, а потом выстроить для себя на рисунке защиту, придумать счастливой продолжение для грустной сказки – не нужно быть специалистом-психологом, чтобы научиться этим нехитрым приемам. Любой родитель может успешно проработать с ребенком стрессовую ситуацию, если будет прислушиваться к малышу и «идти за ним» на территорию его страхов.С детьми младшего школьного возраста уже можно работать над эмоциональным интеллектом. Обсудите чувства ребенка (он может быть зол, разочарован, расстроен, испуган). при этом он не всегда осознает свои чувства и не видит их истинную причину.
Если вы включились в ситуацию поздно, и ребенок находится уже в третьей стадии стресса (вялый, сонливый, безэмоциональный), то это уже повод обратиться к помощи специалистов.
Как развить у ребенка стрессоустойчивость
- Работайте над эмоциональным интеллектом. Учите ребенка дифференцировать собственные чувства, искать и формулировать их причину. Такой навык самоанализа пригодится ему в любой напряженной ситуации.
- Постепенно делегируйте ребенку ответственность за принятие решений. Ощущение «от меня ничего не зависит, я ничего не могу» ‒ достаточно серьезный стрессовый фактор.
- Учите ребенка техникам расслабления. Этот совет многие родителям кажется странным, но, тем не менее, он очень актуален. Закрыть глаза и представлять себе приятные вещи – самый простой и доступный прием. Еще один момент, который часто упускают усердные родители: у ребенка должен быть каждый день период «ничегонеделания»: он может развлекаться по своему усмотрению или даже просто валяться на диване. Это не пустое времяпровождение, а «перезагрузка мозга»!
- Дайте ребенку точку опоры. Вводите в семейную жизнь устойчивые ритуалы (от обязательного чтения перед сном до семейных поездок), и помогите ему найти собственные ритуалы (например, обязательно убрать рабочий стол перед началом работы). Такие рутины помогают отключиться от источника непродуктивного беспокойства.
- Ну и последний фактор – следите за здоровьем ребенка! Организм больного человека не может противостоять стрессу, поэтому режим дня, правильное, здоровее, полноценное питание, физическая активность – лучшая профилактика стресса.
Последний совет для родителей: спокойствие, только спокойствие! Чем спокойнее вы сами, чем меньше нервничаете и переживаете, тем легче вашему ребенку. Позаботьтесь о себе, это лучшая забота о ребенке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология поведения дошкольников в стрессовых ситуациях
Тема: «Психология поведения дошкольников в стрессовых ситуациях» К сожалению, в условиях современного мегаполиса нам довольно часто приходится испытывать стрессовые ситуации. Больше всего с...
Авторская психологическая программа с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрессовых ситуаций в период адаптации «В кругу друзей»
Психологическая программа коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего дошкольного возраста по преодолению стрес...
"В мире сказок". НОД с детьми старшей группы по преодолению страхов и обучению правильному поведению в стрессовых ситуациях.
НОД с детьми старшей группы по преодолению страхов и обучению правильному поведению в стрессовых ситуациях. Тема: «В мире сказок» Цель: 1.Сформировать у детей ответственное и осо...
Пальчиковые игры как средство профилактики стрессовых ситуаций в период адаптации
«Пальчиковые игры как средство профилактики стрессовых ситуаций в период адаптации».Воспитатель: Гараева Любовь Степановна....
«Пальчиковые игры – как средство профилактики стрессовых ситуаций в период адаптации»
Консультация для педагогов...
Стрессовые ситуации в жизни ребенка
данный материал содержит диагностический инструментарий, физические и психологические признаки проявления стресса у ребенка, причины возникновения стресса у дошкольников...
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно: комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педагога и коллектива, отсутствие стрессовых ситуаций, адекватн
Технологии здоровьесбережения основываются на благополучном влиянии факторов учебного процесса на жизнь ребенка, а именно: комфортные условия обучения — доброжелательная атмосфера со стороны педаго...