Финансовая грамотность в дошкольном возрасте
консультация (подготовительная группа)

Филаткина Светлана Витальевна

Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети непроизвольно включаются в экономическую жизнь семьи:

-          сталкиваются с многочисленной рекламой;

-          знакомятся с деньгами;

-          участвуют в обсуждении трат и приобретении вещей;

-          ходят вместе с родителями в магазин.

Все родители хотят для своих детей самого лучшего, но они вряд ли задумываются об их финансовом поведении. Зачастую выполняя любую просьбу своего ребенка, который выпрашивает сиюминутно ценный для него подарок, родители не дают ему правильного понимания, как относиться к деньгам и как с ними обращаться. Поэтому необходимо объяснять ребенку, что для того, чтобы получить желаемое, нужно потрудиться и заработать на это деньги.

С сентября 2023 года занятия по финансовой грамотности включены в образовательную программу детей дошкольного возраста.

Под финансовой грамотностью дошкольников понимается финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение).

Какие задачи решает обучение детей финансовой грамотности?

1.       Расширяет экономический кругозор; дает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

2.       Формирует умения грамотно действовать в повседневной жизни с использованием полученных знаний по финансовой грамотности, например: оплата покупок в магазине или осуществление платы за проезд в автобусе.

3.       Учит понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей, знакомит с понятием «Рациональное потребление».

4.       Помогает детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «Труд-продукт-деньги» и «Стоимость в зависимости от качества».

5.       Учит детей проявлять сочувствие к людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; испытывать радость от подарков, сделанных своими руками.

Для каждого дошкольного возраста свойственны свои особенности обучения финансовой грамотности.

-  В возрасте четырех лет приходит понимание операций обмена. В этом возрасте дети усваивают принятое в семье отношение к финансам.

-  К пяти годам дети осознают идею сбережений. Начальный этап в обучении дошкольников начинается с понимания того, что такое монеты, банкноты и банковские карты. Дети начинают понимать, как оплачиваются покупки. Наблюдая за работой банкоматов, они понимают их функции, в частности, что родители с помощью банкомата обналичивают деньги.

-  В шесть-семь лет дети соотносят доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации. Дети учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Как правильно знакомить детей с финансовой составляющей жизненных отношений? Разговаривать, объяснять, беседовать.

Для начала необходимо четко объяснить ребенку на понятном для него языке, для чего нужны деньги. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить в течение следующего месяца. Ребенок 5-7 лет вполне способен понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.

Не рекомендуется развивать у детей потребительское отношение к родителям. Дети должны четко понимать, что в детский сад (а в будущем в школу) они ходят за знаниями, а не за поощрением в виде покупок или денег. А помощь по дому – это условие жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.

Можно найти выход из ситуации с финансами – дать ребенку карманные деньги на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ему, и он сможет потратить их на свое усмотрение. Карманные деньги научат ребенка самостоятельно планировать свои покупки и траты, делать накопления.

Необходимо научить ребенка различать желаемые и необходимые покупки. Необходимые покупки – это то, без чего нам сложно существовать. А желаемые покупки – это те вещи, которые нам хочется приобрести, но и без них можно обойтись. Если мы будем больше тратить на желаемые покупки, то на необходимые нам просто может не хватить денег. Тогда их придется брать в долг или тратить деньги, отложенные на другие цели.

В повседневной жизни дети часто наблюдают, как родители используют наличные деньги или банковскую карту для оплаты чего-либо. Возможно, они даже сами пробовали что-то оплатить. Необходимо объяснить детям правила безопасного поведения при обращении с деньгами или банковской картой, особенно если оплата происходит через Интернет. Проиграйте с детьми несколько ситуаций, когда их денежные средства могут быть украдены, и посмотрите, как дети будут действовать.

В заключении, стоит отметить, что чем раньше дети узнают о роли денег в семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Реализация знаний по освоению финансовой грамотности может быть осуществлена через сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, обсуждение поступков сказочных героев, просмотр различных познавательных мультфильмов, проектную деятельность, решение ситуационных задач, организацию мастерских по изготовлению поделок из вторсырья и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

Формы организации воспитания финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....

Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста

В данной консультации для педагогов МБДОУ даны рекомендации по ознакомлению дошкольников старшего возраста с элементами финансовой грамотности в различных образовательных областях....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Целью статьи является расширение  основ для формирования финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гр...

«Финансовая грамотность детей дошкольного возраста» (средний и старший дошкольный возраст) Тема проекта: «Дорога к финансовой грамотности»

Актуальность проекта обусловлена необходимостью подготовки ребенка кусловиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильнойориентацией его в экономических явлениях, а также необходимость...

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».учитель - логопед  ВАРЛАМОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА...