Этапы развития речи
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Этапы развития речи
Последовательность усвоения различных по своей артикуляторной сложности звуков определяется в основном возможностями речедвигательного анализатора, который в своём развитии несколько отстаёт от речеслухового. В силу этого ребёнок, уже свободно различающий на слух все звуки речи, до определённого возраста оказывается не в состоянии овладеть их правильным произношением.
Развитие речи начинается с 3 месяцев, с периода гуления. Малыш как бы «пробует звуки на вкус». Это период подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Начинается процесс развития понимания речи. Ребенок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия. Уже в 9-10 месяцев – ребенок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых слогов (мама, папа, баба, биби).
К 1 году словарь от 10 слов до 50
В этот период необходимо развивать пассивный словарь, т.е. это те слова, которые ребенок произнести еще не может, но знает этот предмет, если его попросить показать вам.
К 2 годам: 250 -300 слов.
Начинают формироваться предложения, состоящие из 2 -3 слов.
К возрасту 2,5 года – отмечается нарушение слоговой структуры слов в многосложных словах и это допустимо, т.е. малыш еще тренируется в произношении малознакомых слов.
К 3-м годам словарь насчитывает 800-1000 слов.
Фразы усложняются и в предложении уже 5-7 слов. Речь становится полноценным средством общения. Формируется грамматический строй речи. Малыш в речи делает свои выводы, обобщает, начинает анализировать.
В период от 1 до 3-х лет ребенок четко произносит следующие звуки: [а, у, о, и, э, ы, п, б, м, ф, в].
Произношением значительно более сложных по своей артикуляции свистящих (С, С', З, З', Ц) ребенок овладевает к 3-3,5 годам. Шипящие звуки (Ш, Ж, Ч, Щ) ребёнок начинает произносить в более поздние сроки — в возрасте от 4 до 4,5 лет.
К 4 годам все основные звуки должны быть сформированы, также шипящие и свистящие. Словарь 1000 – 2000 слов. Малыш жаждет общения, очень любознателен. Он познает мир и задает тысячу вопросов. Будьте терпеливы! Объясняйте спокойно и доходчиво – так, чтобы малыш усвоил новое понятие.
По мнению автора А.Н. Гвоздева в среднем дошкольном возрасте (4 — 4,5 года) в речи почти исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих.
К 5-ти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500 – 3000 слов. Фраза удлиняется и усложняется
Позднее всего, в возрасте 5—5,5 лет, ребёнок овладевает нормальным произношением самых сложных по артикуляции звуков (сонорные звуки) — [Р, Р', Л, Л'].. На этом и заканчивается процесс становления звукопроизношения у детей. Теперь все произносимые ребёнком слова, состоят лишь из правильно артикулируемых звуков, и в этом отношении его речь не отличается от речи взрослого. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.
Если вы видите, что многих звуков нет, речь невнятная, наблюдаются многочисленные замены, пропуски целых слогов, необходима логопедическая помощь, которая направлена на:
- подготовку артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков, тренируя его во время артикуляционной гимнастики.
- развитие слухового внимания и слухового восприятия речи. Ребенок не различает на слух парные звуки, например: в-ф, с-з…путает их, заменяет один звук на другой.
- развитие мелкой моторики пальцев. Пальчиковая гимнастика. Зачем она нужна, недоумевают родители? Все дело в том, что речевой центр является частью двигательного центра в коре головного мозга.
Таким образом - развивая крупную и мелкую моторику рук, делая массаж пальчиков и ладошки, вы активизируете развитие речевого центра.
Уважаемые родители!
Внимательно следите за речью ребенка, если формируется горловое произношение звука [р] ждать до 6 лет нельзя! Дефект закрепится и исправить его уже будет сложнее и времени на это уйдет больше. Обязательно проконсультируйтесь у логопеда, а не у соседки по дому.
Не слушайте советов: «Наш тоже ничего не мог, а теперь сам разговорился». Да, говорить он начнет, только какая это будет речь!
Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!
Особенно жаль молодых людей, которые вынуждены в возрасте 18 - 25 лет ходить к логопеду. Время упущено и часто – уже навсегда!
Обращаем ваше внимание на то, что подготовка речевого аппарата и постановка звуков производится в строгой последовательности и должна соответствовать нормативным возрастным показателям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...
Этапы развития речи.
Речь ребенка - важная черта его личности. В статье показаны этапы речевого развития ребенка, что может служить памяткой для родителей....
Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"
Помощь родителям в развитии речи у детей...
Этапы развития речи
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научили...
Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»
В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...