Этапы развития речи
консультация по логопедии на тему
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научились», - говорят они. Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заметили нарушения в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего ребёнка все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.
Что бы Вы смогли правильно оценить уровень речевого развития, предлагаю познакомиться, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_razvitiya_rechi.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научились», - говорят они. Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заметили нарушения в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего ребёнка все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.
Что бы Вы смогли правильно оценить уровень речевого развития, предлагаю познакомиться, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.
Среднестатистические нормы речевого развития ребенка.
Ребёнку 2 года.
Речевое развитие в норме, если…
- Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов.
- Появляются прилагательные.
- Стечение согласных замещаются одним звуком.
- Пользуется словами: Да, нет, еще
- Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу)
Необходима помощь логопеда, если..
- К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.
Ребёнку 2,5 года.
- Речевое развитие в норме, если…
- Происходит быстрое увеличение словарного запаса.
- Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.
- Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";
- Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.
Необходима помощь логопеда, если…
- К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».
Ребёнку 3 года.
- Речевое развитие в норме, если…
- Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов.
- Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.
- Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли
- Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
- Называет цвета, форму предметов
Необходима помощь логопеда, если…
- К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
- Ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
- В речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
- Ребенок не повторяет за взрослым слова,
- Речь ребенка непонятна окружающим (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
Ребёнку 4 года.
- Речевое развитие в норме, если…
- Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.
- Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»
- Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....»
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
Необходима помощь логопеда, если…
- В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
- У ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
- Ребенок не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
Ребёнку 5 года.
- Речевое развитие в норме, если…
- Обладает словарным запасом около 3000 слов
- Знает свой адрес,
- Пользуется предложениями из 5-6 слов.
- Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
- Умеет пересказать.
- Правильно произносит практически все звуки.
- Определяет право-лево у себя, но не у других.
- Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)
- Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
- Считает до 10.
- Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.
Необходима помощь логопеда, если…
- В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
Ребёнку 6 года.
- Речевое развитие в норме, если…
- Обладает словарем около 4000 слов
- Все звуки произносит правильно.
- Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
- Пользуется сложными предложениями.
- Употребляет все части речи
- Использует абстрактные и отвлеченные понятия
- Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении
Необходима помощь логопеда, если…
- В 6 лет ребенок не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа.
- Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
- Не упускайте возможности своего ребёнка.
- Уделяйте ему больше внимание.
- Если Вас тревожит речь ребенка, обратитесь к логопеду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...
Этапы развития речи.
Речь ребенка - важная черта его личности. В статье показаны этапы речевого развития ребенка, что может служить памяткой для родителей....
Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"
Помощь родителям в развитии речи у детей...
Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»
В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....
Этапы развития речи детей дошкольного возраста
В консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...