Этапы развития речи
консультация по логопедии на тему

Комарова Ольга Ивановна

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научились», - говорят они. Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заметили нарушения в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего ребёнка все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

Что бы Вы смогли правильно оценить уровень речевого развития, предлагаю познакомиться, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_rechi.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научились», - говорят они. Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заметили нарушения в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего ребёнка все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.

Что бы Вы смогли правильно оценить уровень речевого развития, предлагаю познакомиться, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы весьма условно - не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

Среднестатистические нормы речевого развития ребенка.

Ребёнку 2 года.

Речевое развитие в норме, если…

  • Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; начинает использовать предложения из 2 -3слов.
  • Появляются прилагательные.
  • Стечение согласных замещаются одним звуком.
  • Пользуется словами: Да, нет, еще
  • Согласует предметы и действия (Машина едет, я хочу)

Необходима помощь логопеда, если..

  • К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку».  Не узнает  близких на фотографии. 

Ребёнку 2,5 года.

  • Речевое развитие в норме, если…
  • Происходит быстрое увеличение словарного запаса.
  • Адекватно использует местоимения я, ты, мне; Использует предложения из 2-3 -4 слов. Сложные бессоюзные предложения.
  • Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один";
  • Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Появляются суффиксы.

Необходима помощь логопеда, если…

  • К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».

 

Ребёнку 3 года.

  • Речевое развитие в норме, если…
  • Словарный запас 500 слов  и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов.
  •  Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку.
  • Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли
  • Договаривает звуки, слоги, слова при чтении.
  • Называет цвета, форму предметов

Необходима помощь логопеда, если…

  • К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
  • Ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
  • В речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
  • Ребенок не повторяет за взрослым слова,
  • Речь ребенка непонятна окружающим (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

Ребёнку 4 года.

  • Речевое развитие в норме, если…
  •  Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов.
  • Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?»
  • Использует выражения типа: «я думаю, что....»,  «я надеюсь, что....»
  • Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.

Необходима помощь логопеда, если…

  • В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
  • У ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
  • Ребенок не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

Ребёнку 5 года.

  • Речевое развитие в норме, если…
  • Обладает словарным запасом около 3000 слов
  • Знает свой адрес,
  • Пользуется предложениями из 5-6 слов.
  • Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  • Умеет пересказать.
  • Правильно произносит практически все звуки.
  • Определяет право-лево у себя, но не у других.
  • Знает простые антонимы (большой, маленький, твердый - мягкий)
  • Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем.
  • Считает до 10.
  • Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Необходима помощь логопеда, если…

  • В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

Ребёнку 6 года.

  • Речевое развитие в норме, если…
  • Обладает словарем около 4000 слов
  • Все звуки произносит правильно.
  • Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.
  • Пользуется сложными предложениями.
  • Употребляет все части речи
  • Использует абстрактные и отвлеченные понятия
  • Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении

Необходима помощь логопеда, если…

  • В 6 лет ребенок не может пересказать события прошедшего дня,  просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа.
  • Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
  • Не упускайте возможности своего ребёнка.
  • Уделяйте ему больше внимание.
  • Если Вас тревожит речь ребенка, обратитесь к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"

 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...

Этапы развития речи.

Речь ребенка - важная черта его личности.  В статье показаны этапы речевого развития ребенка, что может служить памяткой для родителей....

Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"

Помощь родителям в развитии речи у детей...

Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»

В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

В  консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....

Ранний этап развития речи детей

Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».            Учитель-логопед МБДО...

Ранний этап развития речи детей

Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».            Учитель-логопед МБДО...