Буклет "Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет"
материал
Предварительный просмотр:
Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет
Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школы.
Недостаток развития пространственных представлений может вызвать такие проблемы, как нарушения пересказа текста и проблемы с чтением; нарушение счета и трудности с вычислительными операциями; нарушения письма и многое другое. Нарушения могут более ярко проявляться в одной из сфер и слабо – в другой.
Трудности в освоении письма могут проявляться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки; при списывании буквы располагаются в обратной последовательности; учебный материал на странице может размещаться снизу вверх; встречаются также повторное письмо и пропуск строчек.
Трудности в освоении чтения могут проявляться в «угадывающем» чтении, в сложности удержания строчки в поле зрения, понимания предлогов, сложных логико-грамматических конструкций, встречаются в тексте, и, как следствие, ребенок с трудом будет понимать смысл прочитанного, не может пересказать текст.
Трудности в освоении математики в начальной школе начинаются с проблем в усвоении разрядности числа, затем при решении примеров, где необходим переход через десяток (например, 12-7=5). Позже такие дети испытывают проблемы при решении задач, они могут при вычитании в столбик вычесть из нижнего числа верхнее. Как правило, отставание по математике уже в младшей школе формирует у ребенка устойчивый трах перед всеми математическими дисциплинами, снижает самооценку, вселяет неуверенность.
Ребенку с недостаточно сформированными пространственными представлениями сложно будет усваивать такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «позади», «впереди», «сбоку», «между», и ориентироваться в пространстве даже тетрадного листа: различать правую части листа; отступать две клеточки слева, пропустить две строчки между классной и домашней работой. Такой ребенок может начать писать справа налево, с середины строки. В дошкольном возрасте он будет с трудом воспринимать и запоминать части своего тела; не сможет рассказать и показать, где у него правая рука, а где левая; не сможет назвать слова, обозначающие части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т.д.). В речи такого ребенка часто отсутствуют предлоги, например, вместо «едет в машине» он говорить «едет машину». Часто встречаются трудности в рисовании, лепке из пластилина, конструировании, а на занятиях с разрезными картинками и при сооружении построек из кубиков – в складывании из частей целого.
Развитие пространственной ориентации в окружающем мире и представлений о пространстве у ребенка начинается с познания схемы собственного тела и ориентировки в пространстве своего тела. С различения верхней и нижней, задней и передней части собственного тела, левой и правой его сторон.
Первоначально дети различают направления, соотнеся их, прежде всего, с определенными частями собственного тела: вверху – внизу (вверху – голова, внизу - ноги); спереди – сзади (спереди – лицо, сзади - спина); право – лево (право – правая рука, лево – левая).
Далее у ребенка формируются представления о расположении объектов в пространстве по отношению к его собственному телу: «я нахожусь впереди Маши, позади Маши, справа или слева от неё»; «я на стуле, я под стулом, я перед стулом, я за стулом», «стол слева от меня, шкаф позади меня, окно передо мной, диван справа от меня».
Затем формируются представления о взаимоотношении между внешними объектами: «карандаш лежит под книжкой», «чашка стоит на столе». Понимание пространственных взаимоотношений любых объектов, окружающих ребенка (предметы, люди), становится возможным, если усвоена ориентировка в пространстве собственного тела.
Далее формируется словесное обозначение пространственных взаимоотношений в речи ребёнка, или квазипространственные представления. Сюда относятся логико-грамматические конструкции, смысл которых определяется окончаниями слов, способами их расстановки, предлогами: «ручка короче карандаша, но длиннее ластика».
Таким образом, для успешного усвоения школьных дисциплин ребенок должен уметь ориентироваться в окружающем пространстве: от себя, от другого человека, от других предметов; ориентироваться на плоскости: лист, страница, бумага в клетку, в линейку; пользоваться пространственным словарём: предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно пространственном окружении.
УПРАЖНЕНИЯ:
Ребенку на левую руку (!) надевается красная ленточка (это может быть резиночка для волос или браслет), которую ребенок не снимает на протяжении курса занятий. Красная ленточка служит маркером, с помощью которого ребенок определяет, где у него правая рука, а где левая.
Сзади – спереди
Взрослый и ребенок встают перед зеркалом и вместе находят и показывают части тела, которые находятся спереди (живот, колени, лицо и т.д.). Аналогично ребенок вместе с взрослым находит и называет части тела, которые находятся сзади.
Встань рядом, повтори движение
Взрослый встает рядом с ребенком и просит выполнять те движения, которые называет (сам взрослый движения не выполняет).
- правой рукой коснуться своей левой руки;
- левой рукой коснуться своей правой руки;
- правую руку положить на правое плечо;
- левую руку положить на левое плечо;
- правую руку положить на левое плечо;
- левую руку положить на правое плечо;
- правую руку положить на правое колено;
- левую руку положить на левое колено;
- правую руку положить на левое колено;
- левую руку положить на правое колено;
- левой рукой коснуться левого уха;
- правой рукой коснуться правого уха;
- правой рукой коснуться левого уха;
- левой рукой коснуться правого уха; и т.д.
Разрезные картинки
Дайте ребенку два одинаковых изображения: целое (образец) и разрезанное по горизонтали или вертикали: на 2, 4, 5, 9 частей; на части в виде полос, квадратов или частей любой неправильной формы. Ребенок должен сложить разрезанное изображение сначала по образцу, потом без него. Количество фрагментов должно постепенно увеличиваться, а элементы усложняться по конфигурации.
Капризный фотограф
Взрослый играет роль фотографа, который ищет кадр для снимка. Помощнику фотографа, ребенку, надо разместить игрушки: корову справа от зайца, мышку слева от слона, собачку за мышкой, кошку под стулом и т.д. Фотограф всё время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать игрушки.
Графические диктанты по клеточкам
На листочке в клеточку ребёнок рисует узор под диктовку взрослого, а затем самостоятельно продолжает рисовать до конца строки.
- 3 клетки вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо – дальше рисуй сам.
Источник: Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч.Ч.2. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.
МАДОУ «Детский сад №8»
«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ДЕТЕЙ 5-7ЛЕТ»
Рекомендации педагога-психолога
Плотниковой И.А.
г. Корсаков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как средство формирования пространственных представлений детей с общим недоразвитием речи
Для детей с онр....
Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста
Практические упражнения, направленные на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста...
Буклет для родителей "Развитие пространственных представлений детей 5-7 лет"
Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школьному обучению является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков...
Педагогический практикум «Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики»
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...
Презентация "Педпрактикум "Развитие пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста посредством основ алгоритмики"
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в вопросах применения алгоритмики в развитии умений ориентироваться в пространстве детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- передать опыт...
Пространственные представления детей с ДЦП
Пространственные представления детей с ДЦП...
Мастер-класс для родителей на тему "Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"
quot;Формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста"...