Консультация для родителей "Взялся-ходи! Игры на шахматной доске"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей, которая поможет понять родителям, почему нужно учить ребенка игре в шахматы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.36 МБ |
Консультация с играми на шахматной доске | 399.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ШАХ МАТ
Шахматы появились в Индии
18 446 744 073 709 551 615 тонн
Путешествие шахмат по миру
Современные шахматы
Предварительный просмотр:
Консультации для родителей
Взялся – ходи!
Если ребёнок плохо запоминает стишки, невнимателен, не умеет сосредотачиваться и ясно излагать свои мысли, справиться с этими сложностями вам помогут шахматы.
Выдающийся шахматист Хосе Рауль Капабланка как-то сказал: «Шахматы для умственной работы значат то же, что и спорт для физического совершенствования человеческой натуры». Шахматы как игра в основном сложились около VI в. н. э. в Индии и Арабском Халифате и до сей поры остаются одной из лучших интеллектуальных игр. Решая шахматные задачки, ваш ребёнок учится думать и сравнивать, мыслить более стратегически (то есть, предвидит результаты своих поступков), становится более внимательным. Желание победить вырабатывает у него волю и собранность, плюс развивается не менее важный навык — умение достойно проигрывать, не унывать при поражении. Ну а «главный приз» достаётся гиперактивным детям — играя в шахматы, они становятся намного спокойнее и уравновешеннее.
Когда начинать?
С какого возраста рекомендуется начинать обучение? На этот счёт нет строгих рекомендаций, но все выдающиеся шахматисты начинали рано. Хосе Рауль Капабланка научился играть в пять лет, наблюдая за отцом. Роберт Фишер своим выдающимся мастерством обязан старшей сестре, которая сама обучила шестилетнего брата премудростям шахматной игры. Гарри Каспаров начал в пять, а в десять уже вошёл в сборную Азербайджана. Отец Анатолия Карпова открыл сыну шахматный мир, когда тому исполнилось пять лет. Судя по всему, для первого знакомства с шахматами наиболее оптимален пяти-шестилетний возраст. У ребёнка уже сформированы основные психологические функции и важные жизненные навыки, он научился оценивать окружающий мир, стал более самостоятельным, делает первые попытки анализа. Если начать обучение шахматам в этом возрасте, то малыш, возможно, и не станет чемпионом, но вырастет здравомыслящим человеком. В последнее время шахматная школа значительно помолодела, и сейчас родители начинают обучать детей с трёх лет. С семи-восьми лет юные шахматисты уже участвуют в турнирах. Правда, преподаватели стараются превратить подобные соревнования скорее в праздник, не акцентируя внимание на спортивной конкуренции.
Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт человеку умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. Впрочем, если у родителей нет времени этим заниматься или недостаточно таланта, лучше отдать ребёнка в шахматную студию. Обучаясь игре в коллективе, он учится жить в социуме, подчиняясь его законам.
Если нет возможности водить ребёнка в шахматную студию, то придётся обучать его самостоятельно. Вам придётся запастись огромным терпением, но вы наверняка полюбите этот интересный и творческий процесс. Особенно если вы сами не знакомы с этой игрой. В таком случае вы с ребёнком — соперники одного уровня, но руководить процессом придётся вам. Позаимствуйте методики в книгах лучших инструкторов. Автор Наталья Петрушина более двадцати лет преподаёт шахматы детям. Особенно им нравятся персонажи её сказок: Белочка, Лисичка и Сорока, которые знакомят детей с шахматной страной, полной волшебных превращений и неожиданных открытий. Успехом пользуются методики Игоря Сухина и Натальи Костенюк. Игорь популяризирует свои методы через Интернет, и у него есть книги по обучению даже двухлетних крох. Основная идея заключается в том, что малышу лучше начинать обучение игре тридцатью двумя фигурами, а не шестьюдесятью четырьмя. Поэтому он предлагает сначала учиться играть на небольших фрагментах доски. Наталья считает, что дети лучше обучаются с тренером в мини-группах, чем индивидуально. Её методика — это плавный, незаметный и очень постепенный, переход от сказки к реальной игре. Есть ещё вариант компьютерных тренировок, но в этом случае малыш лишается радости общения с живыми соперниками.
Маленькие хитрости:
- включайте элементы шахматной игры в обыденную жизнь.
Готовите ужин — расставьте фигурки из макарон разного цвета, предложите ребёнку сыграть в «макаронные шахматы»: пусть вспомнит, как ходят разные фигуры-макароны, и решит хотя бы элементарную задачку. Вот смеху-то будет! Лепите пирожки — попробуйте сделать из теста шахматные фигурки, сочинить для каждой из них маленькую сказку. Можно лепить фигурки из пластилина — и тогда на свет появятся пластилиновые шахматы. Рисуйте, лепите, сочиняйте весёлые истории, стихи и рассказы, придумывайте конкурсы — к примеру, кто быстрее и правильнее расставит шахматные фигуры на доске.
- Ищите различные ребусы, загадки, кроссворды, связанные с шахматами, включайте их в регулярное обучение шахматной игре.
- Не начинайте изучать новое, пока малыш твёрдо не усвоит пройденный материал. Двигайтесь от простого к сложному.
- Учите ребёнка не только выигрывать, но и проигрывать. Объясняйте, что научиться играть можно только методом проб и ошибок. Лишь поняв, что сделал не так, он сможет двигаться дальше.
Постепенно приучайте его к мысли, что шахматы — это серьёзная игра, которая требует вдумчивых решений. Не разрешайте возвращать ходы, «перехаживать». Пусть заканчивает партию, соблюдает основное правило шахматистов: «Взялся — ходи!». Пусть малыш постепенно приучается к тому, что прежде, чем действовать, нужно хорошо подумать. В будущем это убережёт его от многих ошибок уже в реальной, а не шахматной жизни.
Игры для шахматной доски
"Четверушки"
Правила игры:
- Можно использовать любые фигуры, фишки, пуговки. Главное, чтобы они были двух разных цветов
- Ваша задача поставить в ряд (по диагонали, вертикали, горизонтали) 4 фигуры
- Кто поставил первым, тот и победил
- Если между вашими фигурами стоит фигура соперника, это не считается победой. Победа, если фигуры стоят друг за другом, «держатся за ручки»
"Уголки"
Правила игры:
- Можно использовать любые фигуры, фишки, пуговки. Главное, чтобы они были двух разных цветов
- Фигуры расставляются в противоположные углы
- Ваша задача перевести свои фигуры в угол соперника
- Ходить можно только прямо и в стороны, перепрыгивать через свои фигуры и фигуры соперника можно, если между ними 1 пустая клеточка
- За один ход можно перепрыгнуть несколько фигур, если это позволяет позиция
"Овца и волки"
Правила игры:
- Можно использовать любые фигуры, фишки, пуговки. Главное, чтобы они были двух разных цветов
- В дну часть доски ставим 4 фигуры одного цвета, на противоположной — одну фигуру другого цвета
- Задача «сильной стороны» поймать «беглеца», зажать в угол. Задача игрока с одной фигурой — сбежать
- Ходить можно только "наискосок" по клеточке. Игрок с четырьмя фигурами может ходить только вперёд. У игрока с одной фигурой есть возможность ходить назад и вперёд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Войска на шахматной доске.
Шахматы (от персидского - шах мат - властитель умер) - игра которая возникла в Индии. Время возникновения шахмат неизвестно, и на эту тему постоянно разгораются споры. Шахматная игра ...
Сценарий развлечения "Тайны шахматной доски"
Сценарий развлечения для проведения в старших и подготовительных группах...
Шахматная доска
Процесс изготовления:1) Взять лист фанеры (толщина 6 мм)2) Выпилить два прямоугольника (размер 750х360)3) Соединить петлями между собой [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7686553"...
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"
План-конспект занятия по шахматам "Шахматная доска"...
НОД "Шахматная доска"
НОД "Шахматная доска"...
«ШАХМАТНАЯ ДОСКА» план – конспект урока №1 по программе И.Г.Сухина «Шахматы – школе»
план - конспект...
Дидактическая игра "Шахматная доска и фигуры"
Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их форм...