НОД "Шахматная доска"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
НОД "Шахматная доска"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_shahmatam_pravdyukova.l.e.docx | 24.13 КБ |
prezentatsiya_k_nod.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»
«ШАХМАТНАЯ ДОСКА»
план – конспект непосредственно образовательной деятельности №2
по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»
Работа выполнена:
Правдюковой Людмилой Евгеньевной
Ф.И.О.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»
Должность и место работы
г.Нефтеюганск
2016г.
Тема: Шахматная доска
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат.
Задачи: познакомить с такими понятиями как вертикаль, горизонталь;
развивать ориентирование на плоскости, память;
воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.
Методы: наглядный, практический, словесные.
Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками, экран с проектором, комплект шахмат для каждого воспитанника, комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски и черными полями (черные квадратики), дидактическая игра, «Горизонтально-вертикальная игра», электронная игра.
ХОД
1. Вступительная часть
- Добрый день ребята! Ой, ребята, а что это за звон, кто там? И снова к нам пришла Клеточка из Волшебной шахматной страны, ну что отправляемся в путешествие, согласны? (на экране появляется Клеточка из Волшебной шахматной страны с загадкой и вопросами). (слайд№2)
2. Основная часть.
1) А здесь у нас загадка.
Скучно было детворе
Ранним утром во дворе.
-Знаю я одну игру,-
-Сказал ребятам Петя.-
Где бы ни был я, везде
В неё играют дети.
В игре той есть ладья и ферзь,
Слон, конь и пешек ряд,
А возглавляет всех король –
Его хранит отряд.
Хочу задание вам дать:
Игры названье угадать!
- Что же это за игра?
(Ответы воспитанников)
- Правильно это игра шахматы и снова мы с вами отправляемся в Волшебную шахматную страну. - А сейчас все аккуратно достаньте шахматы и положите перед собой шахматную доску.
2) На доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но посмотрите на нашей доске поля темно коричневые и светло коричневые. Просто шахматисты договорились между собой называть все светлые поля белыми, а все темные поля - черными. (слайд№3)
Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.
Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое?
3) - Ребята посмотрите, Клеточка нам хочет что-то сказать (слайд № 4)
– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... (Доску правильно клади, на углы всегда гляди, чтоб у правого угла, клетка белая была!) Как нам правильно сесть за шахматную доску? (ответы детей). (слайд № 5)
Сказка.
-Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.
– Белое поле справа, – сказал Юра.
Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.
– Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.
– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.
В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.
– А он живой? – спросил Юра.
– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.
Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.
– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.
– Ты Загадай? – удивился Юра.
– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.
– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!
Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.
Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).
Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:
– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.
– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.
Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.
Юра водворил дальнюю черную клетку на место.
– Спасибо, – поблагодарила девочка.
4) Физминутка:
1,2,3,4,5 показали горизонталь!
1,2,3,4,5 показали вертикаль!
Повторяем 3 раза.
5) - Тихонько садимся на места. (работа на шахматных досках)
- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? А сколько в вертикали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей, а вертикалей?
6) - Ребята посмотрите, Клеточка нам прислала дидактическую игру. Поиграем? (воспитанникам раздаю белые листы в клетку «доски» и черные поля).
- Выложите вторую горизонталь, выложите седьмую горизонталь.
- Выложите вертикаль B, вертикаль D. (воспитанники поочередно выкладывают горизонтали, вертикали). Молодцы ребята!
7) - Ребята, а вот еще одна игра. Поиграем? Она называется «Горизонтально-вертикальная игра» (ставлю белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываю детей по одному к демонстрационной доске, и дети передвигают пешку на одно поле в задаваемом направлении). Например "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали"). Молодцы, вы справились.
8) - Ребята посмотрите на экран, кто на экране? Незнайка, что - то хочет нам сказать! (на экране Незнайка и надпись. Читаю или ребенок, который может читать. Мне подарили электронную игру с заданиями, а я не могу справиться). Ребята, поможем? (Электронная игра: на экране вопросы и предметы, которые нужно найти). (слайд № 7,8,9,10)
Молодцы ребята посмотрите, какой довольный Незнайка, помогли мы ему (слайд № 11).
3. Итог
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной стране?
- Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле?
- Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
- Сколько полей в горизонтали?
- Сколько на доске горизонталей?
- Сколько полей в вертикали?
- Сколько на доске вертикалей?
- Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
- Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
- Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?
- Как правильно сесть за шахматную доску?
- Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
- Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
- Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых? (слайд № 12)
На этом наше путешествие в Волшебную шахматную страну подошло к концу. До свидания.
Литература
1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)
2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.
3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скучно было детворе Ранним утром во дворе. -Знаю я одну игру,- -Сказал ребятам Петя.- Где бы ни был я, везде В неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! - Что же это за игра?
A F E D C B H G 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G
A F E D C B H G 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G ДОСКУ ПРАВИЛЬНО КЛАДИ, НА УГЛЫ ВСЕГДА ГЛЯДИ, ЧТОБ У ПРАВОГО УГЛА КЛЕТКА БЕЛАЯ БЫЛА!
Физминутка : 1,2,3,4,5 покажи горизонталь! 1,2,3,4,5 покажи вертикаль!
Ребята! Мне подарили электронную игру с заданиями, а я не могу справиться! Помогите пожалуйста!
НАЙДИТЕ ГОРИЗОНТАЛИ
НАЙДИТЕ ВЕРТИКАЛИ
8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G A F E D C B H G A F E D C B H G 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G 1 6 5 4 3 2 8 7 H G F E D C B A H G F E D C B A 1 6 5 4 3 2 8 7 НАЙДИТЕ ШАХМАТНУЮ ДОСКУ
- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной стране? Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.) Сколько полей в горизонтали? Сколько на доске горизонталей? Сколько полей в вертикали? Сколько на доске вертикалей? Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали? Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали? Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали? Как правильно сесть за шахматную доску? Что длиннее: горизонталь или вертикаль? Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных? Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?
Литература 1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.) 2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. 3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "16 - декабря - день освобождения города Калинина от немецко-фашистстких захватчиков" с использованием интерактивной доски
Коллектив нашего детского сада ведёт углубленную работу ...
Мемориальные доски Кургана
Мемориальная доска,посвященная участнику боевых действий в АфганистанеЮрию Александровичу Кулясову. Мемориальная доска.Посвящена участнику боевых действий в Афганистане Юрию Александр...
Интерактивная доска как источник развития и обучения дошкольников
Вопрос о том нужна ли интерактивная доска в детском саду...
На доску для родителей, времена года, осень, зима, весна, лето, режим дня, сетка, 1 сентября
Материал на доску для родителей, времена года:осень, зима, весна, лето. - 8 стр.Режим дня.Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной гр1 сентября - 2 стр._________________________...
Применение интерактивной доски в дошкольном образовании
Преимущества интерактивной доски Примеры использования интерактивной доски...
Конспект интегрированной оздоровительной НОД с использованием интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: Закреплять технику выполнения игрового самомассажа; Совершенствовать выполнение упражнений для профилактики нарушения зрения, плоскостопия; Развивать у детей образность и ритмичность при ...
Мастер - класс для педагогов "Интерактивная доска в ДОУ, приемы работы с интерактивной доской"
Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской....