НОД "Шахматная доска"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Правдюкова Людмила Евгеньевна

НОД "Шахматная доска"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_shahmatam_pravdyukova.l.e.docx24.13 КБ
Файл prezentatsiya_k_nod.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА»

 «ШАХМАТНАЯ ДОСКА» 

план – конспект  непосредственно образовательной деятельности №2

по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе»

 

Работа выполнена:

Правдюковой Людмилой Евгеньевной

Ф.И.О.

Воспитатель  МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка»  

                                Должность и место работы

г.Нефтеюганск

2016г.

Тема: Шахматная доска

Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат.

Задачи: познакомить с такими понятиями как вертикаль, горизонталь;

развивать ориентирование на плоскости, память;

воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость.

Методы: наглядный, практический, словесные.

Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, компьютер с колонками,  экран с проектором, комплект шахмат для каждого воспитанника, комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски и черными полями (черные квадратики),  дидактическая игра, «Горизонтально-вертикальная игра», электронная игра.

ХОД

1. Вступительная часть

- Добрый день ребята! Ой, ребята, а что это за звон, кто там? И снова к нам пришла Клеточка из Волшебной шахматной страны, ну что отправляемся в путешествие, согласны? (на экране появляется Клеточка из Волшебной шахматной страны с загадкой и вопросами). (слайд№2)

2. Основная часть.

 1) А здесь у нас загадка.

Скучно было детворе

 Ранним утром  во дворе.

 -Знаю я одну игру,-

-Сказал ребятам Петя.-

Где бы ни был я, везде

В неё играют дети.

В игре той есть ладья и ферзь,

 Слон, конь и пешек ряд,

А возглавляет всех король –

Его хранит отряд.

Хочу задание вам дать:

Игры названье угадать!              

     - Что же это за игра?

(Ответы воспитанников)

- Правильно это игра шахматы и снова мы с вами отправляемся в Волшебную шахматную страну. -    А сейчас все  аккуратно  достаньте  шахматы и положите перед собой шахматную доску.

2)  На  доске есть белые шахматные поля, и … черные шахматные поля. Но посмотрите на нашей доске поля темно коричневые и светло коричневые.  Просто   шахматисты договорились между собой  называть  все  светлые поля   белыми, а все темные поля -  черными. (слайд№3)

Покажите на своих досках любое белое шахматное поле. Покажите любое черное поле.

 Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое?

3)  - Ребята посмотрите, Клеточка нам хочет что-то сказать (слайд № 4)

– В шахматы обычно играют два ПРОТИВНИКА. Их еще называют ПАРТНЕРЫ. Они садятся лицом друг к другу. Шахматная доска располагается между противниками так, чтобы угловое поле справа от каждого игрока было белого цвета... (Доску правильно клади, на углы всегда гляди, чтоб у правого угла, клетка белая была!) Как нам правильно сесть за шахматную доску? (ответы детей). (слайд № 5)

Сказка.

-Юра усадил за стол девочку, с противоположной стороны стола сел сам.

– Белое поле справа, – сказал Юра.

Тут он обнаружил, что по соседству с этим полем стоит крошечный домик-кубик с резными окошками, маленькой дверцей и затейливым крылечком. Юра удивился, что не заметил домик сразу. На крылечке разместились три яркие кнопки: на красной кнопке была нарисована буква В, на синей – буква Г, на зеленой – буква Д.

 Как в азбуке: В, Г, Д! – воскликнул Юра. – Нет только А и Б.

– А и Б сидели на трубе, – пошутила Клеточка. – Сейчас узнаешь, зачем здесь домик и кнопки. Посмотри на шахматную доску: квадратики разных цветов всегда чередуются. Черное поле следует за белым, белое за черным. Любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо – это ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ или ГОРИЗОНТАЛЬ. Смотри, вот горизонталь, – Клеточка нажала кнопку с буквой Г.

В тот же миг дверца домика-кубика отворилась, и на пороге появился симпатичный гномик. Он ловко прыгнул на белую клетку и проворно побежал по горизонтали до противоположного края доски. Там он развернулся, так же резво поспешил обратно и скрылся за дверцей домика.

– А он живой? – спросил Юра.

– Что ты! Это заводная игрушка – Горизонталик. Он показал тебе одну из горизонтальных линий. А всего их восемь. За белым полем каждой горизонтали следует черное, за черным – белое.

Неожиданно в беседку ворвался запыхавшийся мальчик. Большие уши и толстый нос делали его похожим на слоненка.

– Где тетрадка? А-а, вот она! – он метнулся к Юре и вырвал у него тетрадь.

– Ты Загадай? – удивился Юра.

– Я Задира! – мальчик щелкнул Юру по лбу и хотел убежать. Но не тут-то было. Юра подставил ему ножку. Задира кубарем покатился по полу и выронил тетрадь.

– Ах, так! Ты еще пожалеешь! Учишься в шахматы играть? Ничего у тебя не выйдет!

Задира схватил стул и с такой силой ударил по шахматной доске, что одна из черных клеток не удержалась на своем месте и соскочила на стол. Задира хихикнул и убежал, Клеточка заплакала.

Юра бережно поднял черную клетку и в растерянности глянул на шахматную доску. Откуда же она упала? (Примечание: она находилась в нижнем левом углу).

Юра догадался и от радости захлопал в ладоши. Когда черная клетка-квадратик заняла свое крайнее левое положение, девочка перестала всхлипывать и сказала:

– Хочешь узнать, какие еще бывают линии кроме горизонтальных? Рука Клеточки потянулась к кнопке с буквой В.

– Любая черно-белая дорожка, которая идет от одного противника к другому, – это ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. За белым полем каждой вертикали следует черное, за черным – белое.

Горизонталик снова пробежался по шахматной доске, теперь по вертикали. На этот раз он зацепил черную клетку, и она наползла на белую.

Юра водворил дальнюю черную клетку на место.

– Спасибо, – поблагодарила девочка. 

4) Физминутка:

1,2,3,4,5 показали горизонталь!

1,2,3,4,5 показали вертикаль!

Повторяем 3 раза.

5) - Тихонько садимся на места. (работа на шахматных досках)

- Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных?  А сколько в вертикали белых полей, а сколько черных?      Сколько на доске всего горизонталей, а вертикалей?

6) - Ребята посмотрите, Клеточка нам прислала дидактическую игру. Поиграем? (воспитанникам раздаю белые листы в клетку «доски» и черные поля). 

- Выложите вторую горизонталь, выложите седьмую горизонталь.

- Выложите вертикаль B, вертикаль D. (воспитанники поочередно выкладывают горизонтали, вертикали). Молодцы ребята!

7)  - Ребята, а вот еще одна игра. Поиграем? Она называется «Горизонтально-вертикальная игра»  (ставлю  белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываю детей по одному к демонстрационной доске, и дети передвигают пешку на одно поле в задаваемом направлении). Например  "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали"). Молодцы, вы справились.

8)  -  Ребята посмотрите на экран, кто на экране? Незнайка, что - то хочет нам сказать! (на экране Незнайка и надпись. Читаю или ребенок, который может читать. Мне подарили электронную игру с заданиями, а я не могу  справиться). Ребята, поможем? (Электронная игра: на экране вопросы и предметы, которые нужно найти). (слайд № 7,8,9,10)

Молодцы ребята посмотрите, какой довольный Незнайка, помогли мы ему (слайд № 11).

3. Итог  

-   Скажите, что же нового вы узнали сегодня   в  волшебной шахматной стране?

  1. Какая форма у поля?  А у доски? Что больше – доска или поле?
  2. Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.)
  3.  Сколько полей в горизонтали?
  4. Сколько на доске горизонталей?
  5. Сколько полей в вертикали?
  6. Сколько на доске вертикалей?
  7. Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали?
  8. Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали?
  9. Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали?
  10. Как правильно сесть за шахматную доску?
  11. Что длиннее: горизонталь или вертикаль?
  12. Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных?
  13. Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых? (слайд № 12)

  На этом наше  путешествие в Волшебную шахматную страну подошло к концу. До свидания.

Литература

1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)

2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012.

3. Сухин  И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 1 «РЯБИНКА» « ШАХМАТНАЯ ДОСКА» план – конспект непосредственно образовательной деятельности №2 по программе И.Г. Сухина «Шахматы – школе» Работа выполнила: Правдюкова Людмила Евгеньевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 «Рябинка» г.Нефтеюганск 2016г.

Слайд 2

Скучно было детворе Ранним утром во дворе. -Знаю я одну игру,- -Сказал ребятам Петя.- Где бы ни был я, везде В неё играют дети. В игре той есть ладья и ферзь, Слон, конь и пешек ряд, А возглавляет всех король – Его хранит отряд. Хочу задание вам дать: Игры названье угадать! - Что же это за игра?

Слайд 3

A F E D C B H G 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G

Слайд 5

A F E D C B H G 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G ДОСКУ ПРАВИЛЬНО КЛАДИ, НА УГЛЫ ВСЕГДА ГЛЯДИ, ЧТОБ У ПРАВОГО УГЛА КЛЕТКА БЕЛАЯ БЫЛА!

Слайд 6

Физминутка : 1,2,3,4,5 покажи горизонталь! 1,2,3,4,5 покажи вертикаль!

Слайд 7

Ребята! Мне подарили электронную игру с заданиями, а я не могу справиться! Помогите пожалуйста!

Слайд 8

НАЙДИТЕ ГОРИЗОНТАЛИ

Слайд 9

НАЙДИТЕ ВЕРТИКАЛИ

Слайд 10

8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G A F E D C B H G A F E D C B H G 8 7 6 5 4 3 2 1 8 7 6 5 4 3 2 1 A F E D C B H G 1 6 5 4 3 2 8 7 H G F E D C B A H G F E D C B A 1 6 5 4 3 2 8 7 НАЙДИТЕ ШАХМАТНУЮ ДОСКУ

Слайд 12

- Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебной шахматной стране? Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Что делают партнеры, противники за шахматной доской? (Играют в шахматы.) Сколько полей в горизонтали? Сколько на доске горизонталей? Сколько полей в вертикали? Сколько на доске вертикалей? Сколько белых полей в горизонтали? А в вертикали? Сколько черных полей в горизонтали? А в вертикали? Каких полей в горизонтали больше: белых или черных? А в вертикали? Как правильно сесть за шахматную доску? Что длиннее: горизонталь или вертикаль? Бывают ли в горизонтали рядом два белых поля? А два черных? Бывают ли в вертикали рядом два черных поля? А два белых?

Слайд 13

Литература 1.И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.) 2.Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. 3. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мемориальные доски Кургана

Мемориальная доска,посвященная участнику боевых действий в АфганистанеЮрию Александровичу Кулясову. Мемориальная доска.Посвящена участнику боевых действий в Афганистане Юрию Александр...

Интерактивная доска как источник развития и обучения дошкольников

Вопрос о том нужна ли интерактивная доска в детском саду...

На доску для родителей, времена года, осень, зима, весна, лето, режим дня, сетка, 1 сентября

Материал на доску для родителей, времена года:осень, зима, весна, лето. - 8 стр.Режим дня.Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной гр1 сентября - 2 стр._________________________...

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании

Преимущества интерактивной доски Примеры использования интерактивной доски...

Конспект интегрированной оздоровительной НОД с использованием интерактивной доски для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Закреплять технику выполнения игрового самомассажа; Совершенствовать выполнение упражнений для профилактики нарушения зрения, плоскостопия; Развивать у детей образность и ритмичность при ...

Мастер - класс для педагогов "Интерактивная доска в ДОУ, приемы работы с интерактивной доской"

Данный мастер - класс позволяет освоить простейшие приемы работы с интерактивной доской....