«Родительская гостиная»: художественно-эстетическое развитие, как средство успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ
консультация (младшая группа)

Черникова Любовь Борисовна

помощь родителям при адаптации детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родительская гостиная20.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Родительская гостиная»: художественно-эстетическое развитие, как средство успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Детский сад — это новый период в жизни ребенка. Так впервые малыш осваивает мир дошкольного учреждения: режим дня, отсутствие родителей, близких, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение.

Далеко не все дети переносят эту перемену легко. Малыш находится в состоянии психоэмоционального напряжения, физического стресса, которые могут привести к неврологическим реакциям: падает иммунитет, снижается психологическая устойчивость, ребенок быстро утомляется, плохо ест, спит, появляются негативные стороны в его поведении.

Поэтому, сгладить процесс адаптации (от лат. «приспособляю») малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно выстроенная работа педагогического коллектива по профилактике дезадаптации детей младшего возраста к условиям детского сада. Здесь наш первый помощник – художественно-эстетическое воспитание. Художественное образование, едва ли не единственное, способно к интеграции адаптационных возможностей личности ребенка.

Художественно-эстетическое воспитание в детском саду предполагает постепенное погружение в образовательную область. Дети развиваются гармонично в среде, где учитываются возрастные особенности и специфика деятельности обучающихся.

Для дошкольников характерно эмоциональное восприятие мира природы, словесных образов. Через прослушивание музыкальных произведений, песен, сказок и стихов воспитатели формируют интерес к литературе и музыке. Выделяют следующие виды деятельности, способствующие художественно-эстетическому развитию:

  • изобразительная;
  • музыкальная;
  • художественно-речевая;
  • театральная.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно) негативные накапливаются и в конце прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, потому что никаких внешних причин для такого проявления нет. Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изобразительного творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя.

В ходе педагогической деятельности было замечено, что изобразительное творчество детям доставляет большое удовольствие и приносит много радости. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, поддержка и развитие интереса детей к творчеству, является необходимым средством для облегчения процесса адаптации у детей раннего возраста. Так как изобразительное творчество приносит положительные эмоции, а положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей.

Занимаясь рисованием, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

В период адаптации не нужно обучать детей рисованию, т.к. ведущая деятельность детей 2-го года жизни – это предметная деятельность. Т.е. овладение ребенком действиями с предметами. Различные изобразительные материалы (карандаши, гуашь, краски, кисти и т.д.) – это тоже предметы.

На первом этапе основу игр-занятий составляют «художественные опыты», в ходе которых дети знакомятся с изобразительными материалами, осваивают действия с ними. Для установления психологического контакта ребенка с воспитателем можно пойти на следующие меры: дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти на встречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, стучать карандашами; бумагу он будет рвать, мять… Задача воспитателя – закрепить интерес малыша к материалу, поддержать его познавательные действия (здесь закладываются истоки будущей любознательности) и установить дружеские, доверительные отношения.

Для активного экспериментирования на первом этапе ребенку предлагаются пальчиковые краски, гуашь, включающие две серии: рисование ладошками («цветные ладошки») и рисование пальчиками (пальцеграфия).

Почему пальчиками, ладошками, а не кисточкой? Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью; кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью.

Методика работы включает следующее: перед началом занятия на ребенка надевают фартук, предназначенный именно – и только – для «рисования», и объясняют его назначение; показывают одну-две краски (красную или зеленую), объясняют («Это краски, и их не едят»); показывают, как достать краску руками из баночки, как небольшое ее количество выложить на лист бумаги («цветная лужица»; обязательно называют цвет краски); предлагают потрогать ее пальчиками в баночке и на листе бумаги. После детям раздают листы белой бумаги, предлагают пошлепать ладошками по бумаге, «оставить след» на ней.

Вначале проводятся индивидуальные занятия. Когда каждый ребенок овладеет техникой работы с краской, организуются занятия с двумя-тремя детьми. В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. Движения ладонью и пальцами по листу бумаги вызывают неподдельный восторг.

Пальчиковой гуашью дети создают причудливую смесь красок. На первых занятиях они, как правило, используют один-два цвета (в основном красный и зеленый), на последующих палитра становится богаче: в ней появляются синий, желтый цвета.

Рисование яркими красками не просто доставляет удовольствие –одновременно дети учатся различать цвета, у них развиваются крупные мышцы плечевого пояса и мелкая моторика рук, что, как известно, очень важно для формирования речи. Помимо этого, в ходе «рисования» пальчиковыми красками проявляется стремление к общению: интерес к педагогу и желание привлечь его внимание к себе, эмоциональное отношение к его обращениям и заинтересованность в его одобрении.

Следующий этап предусматривает ознакомление детей с гуашевыми красками и кистью. В ходе игр-экспериментов с краской дети открывают для себя новую возможность ее нанесения на бумагу (с помощью кисти). Действуя каждый раз с гуашью разного цвета, они познают новый материал; причем от импульсивных действий переходят к проверке, а затем и к подтверждению обнаруженного свойства гуаши (оказывается, она оставляет следы), многократно повторяют одни и те же движения. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественными материалами. Игры обретают изобразительный смысл, а дети получаю удовольствие и от своих движений, и о возможности воздействовать на материал (краску) инструментом (кистью).

В результате некоторые малыши сразу идут на контакт и увлекаются игрой, и также увлекаются рисованием, а те, что еще плачут или не идут на контакт, успокаиваются, начинают смотреть заинтересованно на происходящее, постепенно подходят и тоже увлекаются, и начинают рисовать. А уходя домой малыши говорят, что придут в детский сад рисовать. У детей формируется положительная установка, желание идти в детский сад, и сохраняется положительный настрой в течение дня, и у детей формируется интерес к рисованию.

Рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природного материала – это то что интересно ребенку. Используемые в работе активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, разноцветные кирпичики, цветные брызги, зеркальное озеро, пластилинография, кляксография, нетрадиционное рисование хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, отвлекает от переживаний, помогает преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.

Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка младшего дошкольного возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок пачкается сам, и пачкает все вокруг, поскольку рисование довольно грязное занятие. Придя в детский сад, ребенок открывает для себя новые горизонты.

Таким образом, можно сделать вывод, что изобразительная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это необходимое условие полноценного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кукольный театр как средство успешной адаптации детей раннего возраста

Театрализованная деятельность позволяет решить многие воспитательно-образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии. Работа над образом ...

презентация «ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

laquo;ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»...

Детский фольклор как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГБДОУ.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги и родители обеспокоены тем, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал успешным. В этом сложн...

«Волшебный песок» как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

laquo;Волшебный песок»как средство успешной адаптации детей раннего возрастак условиям ДОУ...

Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

В жизни каждого ребенка происходит немало адаптационных периодов и один из них-привыкание к детскому саду. Детский сад — это первое социальное учреждение, с которым встречается малыш. В период а...

«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК» Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

laquo;ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»Игры с кинетическим песком как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ...