ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР – ПУТЕШЕСТВИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
книга (старшая группа)

В данном пособии представлены сценарии игр – путешествий по достопримечательностям родного края для детей старшего дошкольного возраста. Пособие адресовано педагогам дошкольных организаций, родителям детей дошкольного возраста и студентам педагогических колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titulka.docx401.51 КБ
Файл kniga.docx64.78 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РС (Я)

«ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. С.Ф. ГОГОЛЕВА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР – ПУТЕШЕСТВИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картинки по запросу булуус

C:\Users\User\Desktop\конспекты\музей эльгяй\629.jpghttp://www.maam.ru/upload/blogs/2b8315bff9dffb2d89853749c901e2da.jpg.jpg

Якутск, 2017 г.

Автор: Семенова Наталия Юрьевна

Руководитель: Аржакова Варвара Константиновна

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР – ПУТЕШЕСТВИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие

        В данном пособии представлены сценарии игр – путешествий по достопримечательностям родного края для детей старшего дошкольного возраста. Пособие адресовано педагогам дошкольных организаций, родителям детей дошкольного возраста и студентам педагогических колледжей.



Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………3

Раздел 1. Теоретическая часть

1.1. Ознакомление старших дошкольников с родным краем ………………….5

1.2. Игры – путешествия как игровые обучающие ситуации…………………14

Раздел 2. Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста

2.1. Музей природы Сунтарского улуса в с. Эльгяй…………………………..20

2.2. Поездка в зоопарк в Орто Дойду…………………………………………..24

2.3. Поездка в ледник Булуус…………………………………………………...30

2.4. Поездка в национальный природный парк Ленские столбы……………..33

Раздел 3. Литература для чтения детям

Сказка о Ленских столбах……………………………………………………….38

Список использованных источников…………………………………………...41

Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на разностороннее развитие детей дошкольного возраста, на организацию индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Наличие в образовательной программе, реализуемой образовательным учреждением, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, основанного на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции сегодня стала нормой в жизни каждого коллектива ДОО.

В настоящее время в условиях активного поиска новых инновационных форм и технологий совместной деятельности детей и взрослых одним из самых интересных и эффективных форм взаимодействия с детьми могут быть игры – путешествия с краеведческим содержанием.

Игра - путешествие формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

С помощью игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие игры учат детей находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. По существу, всевозможные путешествия – это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу новых знаний.

В работе по ознакомлению детей с родным краем важным является использование разных типов игровых обучающих ситуаций, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами, деятельность.

Раздел 1. Теоретическая часть

Ознакомление старших дошкольников с родным краем

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края. «Родной край- это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны.» (С. А. Козлова,1981) Эти особенности позволяют формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Дорога в будущее лежит через прошлое и настоящее.

Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает у ребёнка само по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе- всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И, хотя многие впечатления ещё не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Не случайно К. Д. Ушинский подчёркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. В воспитательной работе используются пословицы и поговорки:

«В своём болоте и лягушка поёт»

«Дома и стены помогают»

«Всякая птичка своё гнездо бережёт»

«Где родной край, там и рай»

«Где родился, там и пригодился» и т. д.

У каждого народа свои сказки. Посредством сказок дети знакомятся с жизнью своего народа в прошлом, они узнают много нового и интересного о мужестве своего народа, о его храбрости и находчивости. В сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить. В поступках и желаниях героев сказок раскрываются разные качества: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, скромность, лень, трусость. Проводимые дидактические игры «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовём сказку» способствуют тому, что сказка остаётся в душе ребёнка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем со страной, её столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город…Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улице в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, наблюдения за трудом взрослых. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами. Закрепление знаний о родном городе, его достопримечательностях можно проводить в играх «Я знаю свой город (село)», «Памятные места», «Знаток родного города», «Мне здесь интересно», «Все профессии важны», «Русский сувенир» и т. д. Закрепление знаний полученных в ходе экскурсий можно отразить в продуктивной деятельности- создание поделок, рисунков, оформление альбомов, выставок.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех

- везде соблюдаются традиции

-повсюду живут люди разных национальностей

- люди берегут и охраняют природу

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Природа- неиссякаемый источник духовного и речевого обогащения детей. С ранних лет природа родного края окружает ребёнка, эмоционально воздействует на него. Ознакомление с природой- это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью- золотой листок, весной- весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире. Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. Для закрепления знаний в свободной деятельности можно использовать дидактические игры «Паспорта птиц», «Поможем животным найти свой дом», «Природа Поволжья», «В гости к Экологине» и т. д.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.

Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества.

Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.

Поэтому педагогам в дошкольных образовательных учреждениях, прежде всего, необходимо уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, разобраться в природе самого патриотического чувства, его структуре, истоках (на базе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться).

Ознакомление с окружающим миром необходимо рассматривать через понятие «отношение», в котором можно выделить несколько направлений:

- отношение к природе родного края, родной страны;

- отношение к людям, населяющим республику, страну;

- отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

- отношение к государственному устройству.

Каждое направление, кроме последнего, может стать содержанием работы с детьми дошкольного возраста. Конкретное содержание работы с детьми педагог выбирает в зависимости от непосредственного опыта и интересов детей. Воспитателю важно не упустить момент, когда потребность в получении информации, географическом, историческом или культурологическом исследовании исходит от самих детей, когда она превращается в мотив коллективно-распределенной деятельности. Например, читая сказки, взрослые вместе с детьми обсуждают и выясняют, как выглядели раньше дома, а затем сооружают и украшают макет деревенской избы.

Основная цель работы по ознакомлению с родным краем: введение личности ребенка в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного края, города, села, деревни.

В процессе ознакомления с родным краем решаются следующие задачи:

- обогащать знания детей о родном крае;

- воспитывать чувства родины, любви и уважения к людям родного края;

- учить детей свободно ориентироваться в ближайшем окружении;

- воспитывать интерес и уважение к людям других национальностей.

По высказыванию Корчагиной А.А, в содержание работы с детьми по ознакомлению с родным краем входят следующие темы:

- мой дом, моя улица, мой детский сад;

- город (село), где мы живем (растительный и животный мир, основные производственные учреждения, улицы, памятные места, учреждения культуры, люди и т. д.);

- наш край (растительный и животный мир, основные производства, труд людей, основные исторические и памятные места, культура, обычаи, язык, народные промыслы, традиции), столица республики (области);

- Россия (столица, герб и гимн, национальные традиции, защитники Родины; дружба народов);

- знаменитые люди нашего края и страны, писатели, художники и т. д.

В соответствии с темой педагог выбирает следующие формы работы с детьми по ознакомлению с родным краем:

- экскурсии в музеи, в картинную галерею, по памятным местам; к храмам, на предприятия, организация наблюдений;

- чтение художественной литературы, разучивание стихотворений;

- рассматривание картин, книг и открыток о родном крае;

- походы в кинотеатры, театры, кафе;

- туристические походы, организация наблюдений за природой;

- просмотр слайдов;

- оформление альбома на заданную тему;

- праздники, концерты, вечера дружбы;

- изготовление атрибутов к этим праздникам;

- оформление в помещении детского сада интерьера избы;

- фольклорные занятия;

- рассматривание изделий народного прикладного творчества;

- изготовление поделок на занятиях по ручному труду;

- художественная самостоятельная деятельность детей;

- беседы и разговоры с детьми.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей родного города (села), его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, необходимо преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная, с того что, детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний, и, прежде всего с учетом их возраста. Так, в младшей группе не стоит проводить занятий и давать детям какие-либо знания об истории города. Лучше ограничиться наблюдениями с детьми за событиями, происходящими на ближайших улицах, беседами с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.

Начиная со старшей группы можно знакомить детей c историей родного города (села): почему возник город (село) на этом месте, объяснить названия города (села) и самых древних улиц, рассказать об основателе города (села). Одно из занятий можно посвятить знакомству с гербом города. Работу по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города желательно проводить так, чтобы в ней были логика и система, усложняя ее в следующей последовательности:

- история возникновения города (села): рассказ об истории возникновения города (села) воспитатель начинает с его местонахождения, с целью показать детям, что люди селились там, где для жизни были благоприятные условия: вода, леса, плодородная земля; объясняет, откуда пошло название города (села), называет имя или имена тех, кто город (село) основал;

- история названия улиц: рассказ о том, что в названиях отдельных улиц нашла отражение история города (села) и страны. Особо следует рассказать о названиях ближайших улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. Обратить внимание на то, что названия первых городских улиц происходили от профессии мастеров, которые часто селились все вместе, целой улицей (кузнецы – Кузнецкая и т.п.);

- здания города (села): начать следует с того, что в городе (селе) много разных по назначению зданий – жилые дома, детские сады, школы, магазины, больницы и другие. Рассмотреть наиболее красивые здания, определить их назначение (старинный особняк-музей, вокзал, театр, и т. п.); особо отметить самые древние сооружения, рассказать историю их создания, указать на их отличие от современных зданий;

- люди, которые прославили свой город, свою страну; рассказать детям о наиболее почитаемых, прославленных людях, о том, как увековечена память о них. Можно организовать экскурсии к памятникам в этих людей или показать их фотографии. Желательно, чтобы в книжном уголке группы были фотографии (портреты);

- места отдыха жителей города (села): рассказать о том, где в городе (селе) расположены эти места, причем, сначала предложить детям самим назвать их, а затем рассказать о них то, что детям мало известно. Особенно важно остановиться на ознакомлении детей с музеями их города (села), объяснить, что такое музей, для каких целей он создается, когда возник в России первый музей, какие бывают музеи, и только после этого можно перейти к рассказу о музеях родного города (села) – краеведческом, картинной галерее и др.

Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:

- рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;

- рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;

- воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или «Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий;

- язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;

- рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.

Как показала практика, ребенок к моменту перехода в начальную школу, то есть к 7 годам, имеет следующие показатели развития:

- обладает некоторыми культурно-историческими представлениями об истории своей семьи (где семья жила раньше, чем занимались бабушки и дедушки, чем их жизнь отличалась от нашей и т. п.), об истории улицы, района и города (села), культуре;

- знает основные символы своего города (села), республики и государства;

- проявляет интерес и доброжелательно относится к проявлениям других, отличающихся от родной, культур.

В основу ознакомления с родным краем, таким образом, закладывается принцип тематического планирования по циклам. Темы, входящие в определенный цикл, должны повторятся в течение года или нескольких лет, постепенно усложняясь и обогащаясь новыми задачами в соответствии с возрастными возможностями. Тематика циклов непосредственно связана с уже имеющимся у детей опытом, с их мироощущением.

  1. Игры – путешествия как игровые обучающие ситуации

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике.

Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.».

Педагоги и психологи уделяют большое внимание игровой деятельности и считают, что главная функция игры - развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребенка. Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры, в этой деятельности наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Исследованием выявлены три типа игровых обучающих ситуаций, использование которых обладает различными дидактическими возможностями: ИОС с игрушками-аналогами, ИОС с литературными персонажами, ИОС-путешествия.

Первый тип ИОС строится на использовании игрушек-аналогов, т.е. таких игрушек, которые изображают животных и растения. Существует огромное разнообразие игрушек-животных (мягких, резиновых и др.) и очень ограниченное количество игрушек-растений (пластиковые елочки, овощи, деревянные грибы, деревья, искусственные цветы). Главный смысл использования такого рода игрушек - это сопоставление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке умений правильно и по-разному действовать с живым объектом и предметом.

Широкое использование игрушек-аналогов в дидактических целях ознакомления детей с природой выдвигает определенные требования к их качеству, которое определяется следующими моментами. Игрушка должна быть узнаваема: ее форма не должна вызывать сомнения в принадлежности к тому или иному виду животных или растений. Игрушка, независимо от материала, из которого она изготовлена, должна быть «доброй» и симпатичной, привлекать внимание детей и взрослых, вызывать положительные эмоции. Игрушка должна быть эстетичной - ее окраска может быть декоративной, но всегда высоко художественной.

Вторую группу игровых обучающих ситуаций составляют ИОС с использованием кукол, которые являются персонажами литературных произведений, хорошо знакомых детям. В дошкольных учреждениях воспитатели часто используют таких кукол, как Буратино, Незнайка, Петрушка и др., чтобы привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. Однако их роль в обучении, как правило, невелика: в основном они выполняют развлекательную функцию, а в ряде случаев даже мешают проведению занятия.

На занятиях воспитатель задает детям вопросы, что-то объясняет, рассказывает. Но когда он от имени Незнайки или Карлсона задает «глупые» вопросы, дети с удовольствием исправляют его «ошибки». Они находятся во власти игровой ситуации, поэтому уверенно дополняют рассказ воспитателя, уточняя и закрепляя при этом полученные знания.

Третья группа игровых обучающих ситуаций - это игра в путешествия («Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Экскурсия в зоосад», «Путешествие к морю» и др.), в процессе которой дети узнают много нового. В каждом случае сюжет игры следует продумывать таким образом, чтобы дошкольники в качестве путешественников, экскурсантов, туристов «побывали» во многих местах. Воспитатель берет на себя роль экскурсовода, руководителя туристической группы или опытного путешественника и - это главное в подобном типе ИОС - в рамках ролевого поведения он сообщает детям новые интересные сведения, знакомит с новыми природными явлениями и объектами. В таких игровых обучающих ситуациях большую помощь педагогу могут оказать самодельные фотоаппараты, подзорные трубы и бинокли («оптические приборы»), которые создают хорошие визуальные условия для наблюдения. Фотографирование предполагает изготовление «фотографий» (дети делают рисунки на основе полученных впечатлений).

Все ИОС требуют от воспитателя определенной подготовки. Он должен обдумать сюжет, создать воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, подготовить атрибутику. Очень важно, чтобы сам воспитатель легко входил в игру - в ряде случаев он исполняет одновременно две роли: ведет диалог от имени куклы-персонажа и при этом остается воспитателем, который проводит занятие с детьми. Обучение с использованием игровых обучающих ситуаций в отдельных случаях может выходить за рамки отведенного времени, но это неопасно, т.к. хорошая игра, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Преимущества игрового обучения по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картин очевидны. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации. Игровые обучающие ситуации помогают детям получить новые знания, дают им практическую модель правильного поведения на природе, в залах музея, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование таких игр и реальных прогулок по лесу формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природе и ко всему живому. «Для ребенка на этой ступени психического развития - отмечает А. Н. Леонтьев - еще не существует отвлеченной теоретической деятельности, отвлеченного созерцательного познания, поэтому осознание выступает у него прежде всего в форме действия. Ребенок, осваивающий окружающий мир - это ребенок, стремящийся действовать в этом мире».

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия — форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Путешествия в данном случае – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре «роль руководителя» (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра захватит детей, если воспитатель специальными приёмами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с завалами или болотистыми местами, жаркой пустыни, арктических льдов).

Обучение с использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

Игра как метод экологического образования - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Раздел 2. Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Сценарии игр-путешествий

Тема: «Музей природы Сунтарского улуса в с. Эльгяй»

Цель: расширить кругозор детей, развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и бережное отношение к животному миру.

Задачи:

1.        Развивать умение видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, выражать это в связной речи.

2.        Учить концентрировать свое внимание на 1 – 2 предметах (сравнение, рассказ о происходящем явлении).

3.        Воспитывать нравственные чувства у дошкольников путем приобщения к родной природе.

Оборудование и пособия: ноутбук, экран для слайдов, проектор, зимний зал музея, ноутбук, музыкальный центр, экспонаты – игрушки, картина «Зимний лес», карточки с птицами и животными, письмо, пособия для опытов и экспериментов с водой, книга отзывов музея природы.

Ход игры-экскурсии:

- Давайте встанем в круг и вспомним игру (дети встают в круг, берутся за руки), “В этот день и в этот час все получиться у нас”.

Интересная игра будет сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Собирайся детвора,

Путешествовать пора.

- Вам интересно, куда же мы сегодня отправимся в путешествие? Мне тоже. А для того, чтобы узнать маршрут нужно выполнить задание. Разгадать ребус по картинкам.  Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?  Совершенно верно, а вы согласны?

- Дети одевайте куртки и шапки. (Дети одеваются)

- О том, в какой именно зал мы отправимся, вам помогут догадаться загадки. Сообразите, о чем идет речь:

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес...

Объясни, почему ты так думаешь?

В белом бархате деревня –

И заборы, и деревья.

А как ветер нападёт,

Этот бархат опадет...

Почему ты считаешь, что это иней?

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту...

Объясни, почему это снег?

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром,

Поспешила к нам сама

Белоснежная...

- Молодцы! Конечно, наш путь лежит в зимний зал музея природы. Раздеваемся, подходим к кассе и покупаем билеты.

- И так мы с вами входим в первый зал музея.

        Нас встречает экскурсовод музея, разрешите вам представить сотрудника музея Алексея. Посмотрите, какие экспонаты птиц представлены в музее Эльгяе? Подходим все сюда и послушаем рассказ Алексея.

(Рассказ экскурсовода об экспонатах музея).

- Спасибо тебе большое, Алексей за содержательный и интересный рассказ.

- Какими словами можно охарактеризовать зимний воздух?

- Какой бывает зимний ветер?

- Как вы думаете, как живут зимой деревья?

Задание: изобразить деревья в лесу:

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки качнулись, кисти встряхнулись –

Ветер сбивает снежок.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

- Сейчас мы заходим в новый зал. Я буду сотрудником музея - мы разделимся с вами на две команды (команда мальчиков и девочек). И загадаем другой команде движениями, жестами и мимикой, но без слов, которые они должны будут отгадать, что находиться в этом зале.

        Задание называется - «Загадки пантомимикой»

Дети изображают зверей, представляющих животный мир Эльгяи.

- На севере нашей страны слабый ветерок называют ласковым словом “Сиверко”.  Скажите, а как у нас называется сильный ветер со снегом?

- А что является самым главным признаком зимы? Давайте походим по снегу (музыка как хрустить снег). Откуда же берётся снег? А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? Он хрустит от того, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучи.

- Сейчас я вас приглашаю в лабораторию музея. Опыт «Замерзание жидкости».

- Давайте вспомним какой опыт мы делали сегодня утром?

- Да, мы с вами замораживали жидкости. Давайте сейчас посмотрим, что у нас получилось. Сравните и скажите, что мы видим? Как это можно объяснить?

Вывод:

- Ребята, вы правы, простая вода замерзает быстрее, чем солёная, а для замораживания растительного масла требуется ещё больше времени.

Новый слайд – зимний пейзаж.

- Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверюшек и пичужечек –

Всех спрятала зима.

- Подумайте и скажите, кого и куда спрятала зима в лесу?

- Очень постаралась зима. Только вот птицам и животным, не уснувшим под песню ветра, трудно и голодно в эти месяцы. Почему? Где они спрятались? 

 - Посмотрите ребята! У меня для вас письмо из города Якутска д/с «Кэскил» от детей младшей группы. Прочтём?  Что это, послушаем?

“Дорогие ребята! Мы обращаемся к вам за помощью. Вы же поможете мне определить птиц и животных, которые обитают в сунтарском улусе?” Давайте, мы ребятам сделаем книгу, и я отправлю им по почте.

- Одна команда ищет карточки с изображением животных, которые могут оказаться в зимнем лесу Сунтарского улуса.

- Другая команда обводит карточки с изображением птиц, зимующих у нас в Эльгяях.

- Молодцы, задание выполнено, и пришла пора оставить в книге отзывов музея природы очередную запись.

- Ребята вам интересно в музее природы?

- А что нового и интересного вы сегодня узнали?

- Каждый ли может удивиться богатству этого музея?

- Что вам понравилось в музее природы, что для вас было сложным, а что было легко?

- Молодцы! Очень постарались. А сейчас наша экскурсия подошла к концу. До новых встреч в музее природы.

Тема: «Поездка в зоопарк Орто Дойду»

Цель: Познакомить детей с животным миром.

Задачи:

Развивающие: систематизировать представления детей о животных в нашей республике; развивать сосредоточенность внимания, память; развивать способность анализировать, делать выводы.

Образовательные: формировать умение рассматривать картины о животных, выделяя их признаки, качества и действия; формировать умение составлять совместный с педагогом описательный рассказ о животных; закрепить правила обращения с животными.

Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений; воспитывать культуру поведения в зоопарке.

Предварительная работа: разучивание песни, рассказы о животных.

Материалы к занятию: Табличка правила поведения посетителей Орто дойду; Схема Орто дойду, картинки, диктофон, клетки, игрушки животных, пейджики.

Ход игры - путешествия:

Дети сидят на своих местах, группа стилизована под зоопарк.

- Ребята, как вы думаете, где можно увидеть разных животных из разных стран в одном месте и всех сразу? — В зоопарке.

- Правильно ребята в зоопарке!

- А хотите попутешествовать по зоопарку Орто Дойду, где можно рассмотреть животных, понаблюдать и полюбоваться ими?

— А вы знаете правила поведения в нем? (Ответы детей).

— Поиграем в игру «Можно — нельзя». Я говорю вам правило, а вы мне скажите можно это делать или нет.

1. «Нельзя наблюдать за животными»;

2. «Можно подходить близко к клеткам»;

3. «Нельзя ухаживать за животными»;

4. «Можно в зоопарке шуметь»;

5. «Нельзя любоваться животными»;

6. «Можно кормить животных посторонним».

- Наверняка, каждый из вас хоть раз был в зоопарке Орто дойду и видел вот такую табличку, которая висит на клетках с животными (воспитатель показывает табличку). Родители вам ее читали: «Животных кормить запрещено». Как вы думаете почему? (Ответы детей).

- Верно. Представьте, что вам целый день будут давать конфеты, печенье, свежий хлеб, бананы и многое-многое другое. Конечно, заболит живот.

- Животные на воле тоже не едят целый день. Кроме того, многие люди не знают, что можно есть тому или иному животному, и бросают в клетки и вольеры что попало. Животные от этого болеют.

- А что еще не стоит делать в зоопарке? — Близко подходить к клеткам.

- Правильно и тем более просовывать туда руки. Ведь клетка — это дом для животного, и он этот дом будет охранять.

- А еще нельзя шуметь в зоопарке. Как вы думаете почему? — Потому что животные привыкли к тишине. А сильный шум их может раздражать.

- Правильно ребята, какие вы молодцы, знаете все правила поведения и поэтому мы смело можем отправляться в путешествие по зоопарку.

- Давайте дети, начнем нашу поездку. Водитель у нас Саша.

Дети встают со своих мест, строятся цепочкой за Сашей и «едут» в зоопарк с песней «Мы едем, едем, едем…»

- Вот мы и приехали. Перед тем как мы зайдем в зоопарк, нам необходимо купить билеты.

Дети покупают билеты и заходят в зоопарк.

- Подходя к каждой клетке я буду загадывать загадки, чтобы узнать, что это за животное. И каждый сотрудник зоопарка поочередно будет рассказывать о животном.

Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их.

1. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь.

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых куста.

(Олень)

Рассказ ребенка.

2. Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

Рассказ ребенка.

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

(Медведь)

Рассказ ребенка.

4. За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник-ворище

Ночами рущент,

Добычу ищет,

Зубами — щёлк...

Кто это?

(Волк)

Рассказ ребенка.

5. У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?

(лошадка)

Рассказ ребенка.

6. Из малых кошек, из пятнистых,

А на ушах, представьте, кисти!

Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,

Она ведь хищник грозный …

(Рысь)

Рассказ ребенка.

7. Самый маленький олень,

Лёгкий и изящный,

Зимой серо-рыжий,

Рыжий летом яркий!

(Косуля)

Рассказ ребенка.

8. Он из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это...

(Лось)

Рассказ ребенка.

- Молодцы ребята все замечательно рассказали о животных.

- Попробуем вспомнить кого мы сегодня увидели и перечислить их: Верблюд, кабан, олень, овцебык, лось, волк, лисица, рысь, лошадь, корова, белый медведь, бурый медведь…

- Все эти животные живут далеко отсюда, в других странах и, если бы не зоопарк, мы бы их никогда не увидели живьем, только на картинках или в кино.

Интервью у детей. Воспитатель становиться журналисткой.

- Дети здравствуйте, я хочу взять у вас интервью на радио «Виктория». Вы слышали, что за радио?

- А эта клетка закрыта черным занавесом. Интересно, кто там находится, а вот и загадка:

Там, где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый.

(Белый медведь)

Дети отгадывают загадку.

Журналист: Правильно, это белый медведь!

- Ребята, давайте ответьте на следующие вопросы:

1. Как зовут Белую медведицу? (Колымана)

2. А маленького медвежонка? (Хаарчаана)

3. И как зовут белого медведя? (Ломоносов)

4. Охарактеризуйте их, какие они?

Журналист: Спасибо вам ребята! До новых встреч!

Журналистка уходит.

- Ребята пойдемте дальше по зоопарку Орто дойду и посмотрим, какие «клетки» с животными еще есть.

- Назовите, кто в этой «клетке» обитает. — Птицы.

- Как вы догадались, что это птицы? — У птиц есть крылья и клюв.

- Хорошо, а каких птиц вы здесь видите? — Утки, гуси, лебеди…

- Ой, ребята, а лебедь, хочет с вами поиграть в интересную игру «Волшебная цепочка!»

- Я буду говорить короткое предложение, а кто-то из вас дополнит его, одним словом. Следующий ребенок к этому удлиненному предложению добавляет еще одно слово и таким образом удлиняет предложение еще на одно слово. Получается цепочка. Давайте попробуем.

1. На картинке изображен лебедь. (На картинке изображен белый, красивый, длинношеий…лебедь);

2. На картинке изображен индюк. (На картинке изображен крупный, яркий, упитанный…индюк);

3. На картинке изображен цыпленок. (На картинке изображен маленький, пушистый, желтенький цыпленок).

(В случае затруднения детям можно задавать вопросы: какая? какой?)

- А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад, нас ждет автобус. Водитель запускает пассажиров в автобус.

Дети садятся в автобус и едут обратно.

- Ребята, вы слышите? Это радио «Виктория»,   наше интервью передают.

- Вот мы и приехали. Дети присядьте на свои места и вспомним, кого мы сегодня видели в зоопарке. Затем вывешивает на доске символы-изображения животных нашего «зоопарка Орто Дойду».

- Как одним словом назвать их? — Животные!

- Почему их всех назвали «животными»? — Потому что они все живые существа, которые едят, растут, болеют, у всех появляются детеныши…

- А чем вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

- Какое животное вы увидели впервые? (Ответы детей)

- Что вы узнали нового? (Ответы детей).

- Хотите еще попутешествовать в зоопарке Орто дойду? (Ответы детей).

Тема: «Поездка в ледник Булуус»

Цель: Продолжаем формировать любовь к родному краю, понимания взаимозависимости и взаимосвязи человека с природой и бережного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с ярким заповедником Республики Саха Якутии «Булуус».

Формировать познавательный интерес к природе.

Развивать речь детей в процессе игры – путешествия.

Предварительная работа: беседы, игры, разучивания песни «Песенка Друзей» Михалков.

Материал: письмо (путевки), карта местности, проектор, экран, компьютер, слайды, музыка, альбомы, кисточки, акварель.

Ход игры - путешествия:

-Ребята посмотрите, сегодня я получила путевки для нашей поездки в источник под названием Булуус.

-А для того, чтобы поехать в Булуус нам нужно узнать о правилах поведения посетителей ледника. Скажите ребята, кто знает правила поведения в общественных местах? Теперь, мы ознакомимся с программой посещения источника. Перед тем, как отправиться в путь мы должны распределить роли. Кто хочет стать водителем, работником чайной, паромщиком, кассиром, инструктором, экскурсоводом.

Водитель автобуса у нас будет Денис.

А в чайной будет работать Надя.

А у кассы в Булуусе будет стоять Эвелина.

-Давайте сядем в автобус.

Водитель автобуса: - Сейчас мы сделаем остановку в чайной.

Остановка Чайная

Повар в чайной: - Что будете брать? (Яблоки и воду)

- Мы продолжаем наше путешествие. А следующая наша остановка г. Якутск.

- Ой, смотрите дети, это где мы?  Площадь Ленина. Видите, что там происходит? Правильно, концерт. А теперь давайте будем участвовать на концерте и  выступать как артисты.

Выступление детей

- Вы не устали? Сейчас мы поедем к реке Лена. Как вы думаете, как можно перебраться через реку? (Ответы детей). Правильно, на пароме. Вот и паром. Паромщик приглашает всех нас.

Заезд на паром

- А, чтобы было веселее споем песенку друзей. (Песенка друзей.)

- Вот мы и перебрались на другой берег, и можем дальше продолжать наше путешествие. Вот какие ели высокие, стройные растут на берегу реки Лена. Садимся в автобус и поехали дальше. Сколько тут полевых цветов. Мы с вами проезжаем село, которое называется Качикатцы, но цель нашего путешествия не здесь, нам надо продолжить свой путь.

Дорога. Рассказ экскурсовода во время поездки:

- И вот мы достигаем цели нашего путешествия — это заповедник под названием «Булуус». Неизгладимое впечатлении оставляет источник «Булуус», на котором прохладно и в летнюю жару. 6 метровая толщина льда озера – источника сохраняется до осени, и в середине лета здесь сверкают хрусталики льда, хрустит под ногами снег, ослепляя глаза своей белизной.

Жители заполярных районов Якутии не знают, как спастись от жары. От жары жители Якутии и туристы спасаются в ледяных пещерах Булууса.

Небывалой популярностью сейчас пользуется одна из главных достопримечательностей Якутии — ледник Булуус. В обычные дни щеголять по ледяному панцирю в купальниках и плавках посетителям запрещено. Но в такую затянувшуюся жару руководство туристического комплекса сделало исключение: людям разрешено обмываться ледяной водой Булууса.

Ледяной панцирь образуется благодаря подземным источникам, которые круглый год растекаются по всей площади. За зиму нарастает снежная масса, а с приходом тепла ледяная шапка начинает таять. Но исчезнуть полностью за короткое лето ледник не успевает.

- Ребята, вот мы и пришли к источнику Булуус. Посмотрите, для того, чтобы пройти к леднику, нам нужно пройти через кассу и взять билеты.

Покупка билетов (Касса).

- Перед тем, как подойди к источнику, нам нужно спуститься по лестнице.

Игра: “Ну-ка отгадай-ка”

  1. Одеяло белое не руками сделано

Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось. (Снег)

  1. наш серебряный кинжал

не долго дома пролежал

мы поднять его хотели,

а он к порогу убежал (Сосулька)

  1. прозрачен, как стекло,

а не вставишь в окно (Лед)

  1. с неба звезды падают,

лягут на поля.

Пусть под ними скроется черная земля.

Много, много звездочек,

тонких, как стекло,

звездочки холодные,

а земле – тепло. (Снежинки)

  1. висит за окошком кулек ледяной,

он полон капли и пахнет весной. (Сосулька)

  1. два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня,

а вода тверда, словно каменная! (Лед, коньки)

  1. рыбам зиму жить тепло,

крыша – тонкое стекло. (Лед)

- Умницы ребята. Вот, мы и спустились к леднику.

Игра «Веселые деньки»

Как интересно нам зимой (Показывают вверх большим пальцем)

На санках едем мы гурьбой (Имитируют катание на санках)

Потом в снежки мы поиграем (Имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи надеваем (Надевают лыжи, берут палки и едут)

Потом все встали на коньки (Изображают катание на коньках)

Зимой веселые деньки (Показывают большим пальцем вверх).

Подвижная игра «Заморозки»

- Ребята, сейчас мы с вами превратимся в художников, чтобы оставить память об этой удивительном природном источнике «Булуус»

Показ картин.

- Нарисуем «Булуус».

- Ребята, нам пора возвращаться. Давайте сядем в автобус.

- Ребята, где мы сегодня с вами были, что видели, что вы запомнили, что вам больше всего понравилось.

-. «Булуус» – это удивительное творение природы, уникальная и неповторимая свежесть. Что нужно делать людям чтобы сохранить такую красоту на долгие годы? Вы хотите путешествовать к источнику Булуус?

Тема: «Поездка в национальный природный парк Ленские столбы»

Цель: Реализация регионального компонента посредством ознакомления детей старшей группы с Родным краем через игру-путешествие.

Задачи:

- Закрепить правила поведения в природе; сформировать интерес у детей к путешествиям; расширить кругозор.  

- развивать диалогическую речь; навыки сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности; умение отгадывать загадки.  Активизировать словарь по теме игры;

- познакомить с достопримечательностью родного края – природным парком «Ленские столбы»; совершенствовать навыки ритмичного движения под музыку; воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

- повышать двигательную активность. Воспитывать у детей умение сохранять и укреплять свое здоровье.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций из книг и альбомов; беседы о природе родного края. Рассказ воспитателя о туризме, о местах наиболее знаменитых посещениями туристов. Видеокамеры, фотоаппараты, карандаши, ручки, записные книжки, удочка, конструктор и предметы заместители.

ТСО: ноутбук, фотоаппарат, проектор, экран, якутская мелодия.

Ход игры – путешествия:

- Ребята, я предлагаю сегодня отправиться на Ленские столбы. Вы знаете, где это находится? Кто знает, на чем можно доехать до этого места? (Ответы детей).

- Правильно, на автобусе, а затем на теплоходе.

- Наше путешествие будет по одному из красивейших мест Республики Саха (Якутия) национальном парке Ленские столбы. Если мы отправляемся в туристическое путешествие, кем мы будем являться? Ответы детей: (Туристами).

- Ну что ж, начнем наше путешествие.

- А теперь, подумаем, что нам взять с собой на дорогу? Выбираем снаряжение (дети берут нужные предметы: видеокамеры, фотоаппараты, рюкзаки). Строят из стульчиков автобус.

 (Дети садятся в автобус)

- Рассказ о Ленских столбах:

Ленские столбы – величайшее чудо природы, это своего рода каменный лес, почти такой же, как и столбы Улинъюань в Китае. Эти величественные скалы, высота которых достигает 200-300 метров, раскинулись по берегу реки Лены в длину на протяжении 80 км.

Вблизи некоторые колонны, скалы, столбы напоминают то какую-то диковинную зверюшку, то дракона, а некоторым фантазерам видятся даже древние разрушенные стены замка.

На скалах, которые возвышаются по берегу реки, можно обнаружить наскальные рисунки, сделанные древними местными жителями красной и желтой краской. Изображения различны, но в большинстве своем это животные, люди и письмена.

История появления этого якутского чуда природы своими корнями уходит глубоко в древность. Когда-то в кембрийском периоде (примерно 540 млн. лет назад) над Оймуранским барьерным рифом было не очень глубокое теплое море и там, на дне моря образовались карбонатные осадки. За все прошедшее время по причине движения тектонических плит, эта местность возвысилась на 200 метров, и в результате этого появились глубокие зоны разломов, и это стало началом врезания рек, тогда же и образовалась река Лена с крутыми отвесными берегами, которые называются — Ленские столбы.

 Звучит тихая, якутская мелодия. 

- Давайте вспомним правила поведения на природе.

- Вы хорошие туристы. Вот мы и приехали. Выходите уважаемые туристы.

Нас встречает алгысчыт. Алгысчыт – заклинатель добрых сил, в сопровождении 8 невинных девушек и 9 юношей, кланяясь в четыре стороны, вступают на томтор.

Алгысчыт (ребенок): Здравствуйте дорогие гости! Мы рады вас приветствовать на нашей земле.

- Ребята, а давайте сейчас пойдем, купим билеты и заберемся на горы.

Дети покупают билеты у кассира. Затем подходит физкультурный инструктор.

- Дети, для начала, чтобы забраться на горы послушайте очень важные правила:

  1. Не толкаться
  2. Держаться за перила
  3. Не бегать
  4. Уступать вниз идущим людям
  5. Не мусорить

- Все ли поняли правила поведения? (ответы детей).

- Давайте поднимемся на горы. (по гимнастической стенке поднимаются и спускаются).

- Вот мы и поднялись на смотровую площадку. Посмотрите, какая красота в нашем родном крае. Давайте сфотографируемся здесь.

Фотографирование

- Ребята, давайте сейчас спустимся и пойдем на теплоход.

- Смотрите дети как красиво плыть по Ленским столбам.

- Ой смотрите маленький островок и там есть протока Ленских столбов.

- Не хотите ли сыграть всем известную игру «Футбол». Мы разделимся на две команды. Чтобы выбрать команды нам нужны капитаны.

Игра «Футбол»

- Дети устали ли вы?

- Дети нам пора возвращаться на теплоход.

- Откуда звучит музыка? Вы слышите? (ответы детей).

- Правильно. Из теплохода. Давайте потанцуем с остальными туристами.

Звучит музыка. Дети танцуют.

Аниматор (ребенок): Я приглашаю вас поиграть в игру «Рыбак с удочкой» показать свою ловкость, силу, смелость.

Проводится игра «Рыбак с удочкой»

- А сейчас, мы завершаем и подъезжаем г. Якутску и садимся в автобус.

После того, как дети заняли свои места в «автобусе» (мальчики пропускают девочек, помогают им сесть).

- Ребята, понравилось вам наше путешествие?

- Расскажите, что вам понравилось и больше всего запомнилось. (Рассказывают, что понравилось больше всего).

- И в заключении, послушайте стихотворение, которое расскажет нам Айсара.

«Есть, возможно, уголок красивый,

Есть богаче, шире есть края,

Только мне из всей моей России

Ближе всех Якутия моя!»

- Наша игра-путешествие закончилось, всем спасибо.

Раздел 3. Литература для чтения детям

Сказка о Ленских столбах

Детям: 5-6 лет.

Цель: привлечение читателей к вопросам сохранения природного и культурного наследия республики Саха(Якутии); экологическое воспитание детей посредством сказки.

Задачи: познакомить с особо охраняемой природной территорией Якутии – парком «Ленские столбы»; развивать речь и воображение; воспитывать бережное отношение к природе родного края; воспитывать эстетические чувства.

Сказка о реке Лене, Ленских столбах и цветочной долине.

В одной сибирской долине в маленьком селении Усть - Кут жила - была очень красивая девушка по имени Елю - Енэ.

Все местные юноши были в неё влюблены без памяти, настолько она была прекрасна.

Но сердце красавицы оставалось равнодушным к этим парням, оно было подобно вечной мерзлоте – холодно и неприступно.

Лето на севере всегда очень короткое и добрая северная волшебница Айгилана решила украсить его яркими цветами. Она велела Елю - Енэ почаще гулять, и сделала так, чтобы следы прелестной девушки превращались в очаровательные цветочки.

Так появились одуванчики, колокольчики, иван-чай, васильки и ромашки.

Однажды Елю - Енэ поранила ногу острым камнем, ранка затянулась очень быстро, но перед этим несколько капель крови всё-таки попали на землю и превратились в прекрасные лилии алого цвета…

Вот так появилась цветочная долина, которая радовала людей своим разноцветием всё короткое северное лето.

Однажды в Усть - Куте поселился красивый парень по имени Пян - Дэ. Едва его увидела Елю - Енэ, как душа её запела, как струна.

Неприступная и гордая красавица влюбилась!

Но сердце юноши осталось холодно, как камень. Ведь у Пян - Дэ уже была любимая девушка.

Несчастная отвергнутая Елю - Енэ ушла в цветочную долину и стала плакать, и постепенно слёзы её образовали речку. С той поры никто никогда больше не видел юной красавицы, а в народе стали поговаривать, что она превратилась в прекрасную и могучую сибирскую реку, которой позднее люди дали название Лена.

Долго искали местные юноши свою возлюбленную, да так и не нашли, но увидели, что неизвестно откуда появилась рядом с Усть - Кутом величавая река, настолько красивая, что парни мгновенно догадались, что это и есть их Елю - Енэ.

И тогда они решили стать верными стражами своей любимой и стали уговаривать Айгилану помочь им в этом. Ведь они понимали, что не вечны, а их возлюбленная стала бессмертной.

Долго думала волшебница над тем, как же ей помочь несчастным влюблённым, погоревала, поплакала над их судьбой, да и превратила их в огромные каменные столбы.

С той поры по берегам могучей сибирской реки Лены расположились Ленские столбы – необычайно величественные обрывистые скалы. Таинственные и очень красивые, они днём и ночью охраняют покой своей возлюбленной.

А по берегам реки Лены растут и радуют глаз неброские сибирские цветы, как память о девушке Елю - Енэ.

Послесловие.

Прошло много лет. Люди не очень бережно относились к природе этих мест, и так получилось, что с поверхности цветочной долины стали исчезать многие виды растений. Поэтому их занесли в Красную Книгу, например, некоторые колокольчики, лилии и растение с необычным названием редовския.

Для сохранения исчезающих видов флоры, а также - фауны на побережье реки Лены учёные создали уникальный природный парк «Ленские столбы». Это необычайно живописное и загадочное заповедное место - природная сокровищница Якутии.

Автор: Лычангина Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад «Дюймовочка» МО г. Алдан, РС(Я)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом [текст]: Конспекты звнятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
  2. Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада [текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
  3. Винокуров В.Н. Растения и животные Якутии [текст] / В.Н.Винокуров; Иллюстрации автора - Якутск: Бичик, 2004. -- 144 с.
  4. Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича [текст]: Сборник методических материалов / В.В. Воскобович., Л.С.  Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
  5. Дианова Л.В. Цикл наблюдений за живой и неживой природой на прогулке в старшей группе детского сада [текст] / Л.В.Дианова; – Якутск, 2006. – 26 с.
  6. Ефимова Д.Г. Ознакомление дошкольников с Якутией [текст]: книга для воспитателя / В.К.Аржакова, Т.И.Ушакова, А.З.Конашевская, М.Н.Саввина, У.А.Карамзина, Н.С.Очирова.  – М.: Якутск, 1998. – 136 с.
  7. Земскова-Названова Л.И. Люби и знай родной свой край [текст]: занятия по краеведению с малышами /Л.И.Земскова-Названова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.
  8.  Илларионова Л.И. Саха сирин кыhынны айыл5атын оскуола иннинээ5и улахан саастаах о5олорго билиhиннэрии [текст] / Л.И.Илларионова; – М.: Якутск, 2012 – 47 с.
  9.  Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения [текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240 с.
  10.  Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание – будущее России [Текст]: пособие для педагогов / В.И.Лутовинов. – М.: Фонд Андрея Первозванного, 2011. –186 с.
  11.  Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников [Текст] пособие для специалистов по дошкольному воспитанию / С.Н.Николаева.  – М.: Новая школа, 1996. – 48 с.
  12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: [Текст]: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: кн. для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
  13.  Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С.Н.Николаева, И.А.Комарова. – М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
  14. Платонова Т.В. Люби и знай родной край [текст]: методическое пособие / Т.В.Платонова, Е.Е.Хохлова. - Якутск, 2009. – 84 с.
  15. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [текст]: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Т.А. Серебрякова. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Из опыта работы Епифановой Татьяны Сергеевны,  воспитателя МДОУ детский сад №36 г. Кунгура...

Организация исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Следовательно, необходимо искать новые пути для полноценного развития познавательной активности детей. С этой целью были изучены и систематизированы материалы соответствующей методической литературы п...

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

План организации весенних каникул с детьми старшего дошкольного возраста

Решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный двигательный режим. Основу его составляют ежедневные физические упражне...

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...