Картотека игр для развития силы голоса.
картотека (старшая группа)

Романова Татьяна Геннадьевна

В картотеке представлены игры для развития силы голоса и речевого дыхания, а также воспитание выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_razvitiya_golosa.docx273.84 КБ

Предварительный просмотр:

Скачать Логопед картинки для детей 3

Подготовила: Романова Татьяна Геннадьевна, учитель - логопед

Успокой куклу

Цель. Развитие тембра голоса.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. На руках у них куклы. Воспитатель говорит: «Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать (укачивает куклу, негромко напевая на звуке а мотив знакомой колыбельной песни). А теперь вы покачайте. Дети по очереди, а затем вместе укачивают кукол, произнося звук а.

Перебежки

Цель. Развитие силы голоса. Активизация мышц губ.

Оборудование. Мел, стульчики.

Описание игры. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору «Ау, ау, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

Эхо

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая — тихо отзывается: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио  и т.д.

Вьюга

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга».

Описание игры. Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у...; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у...; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2 - 3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки  вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз— дети говорят тише.

Гудок

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Кто кого

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.

Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки и, о, у, и, э. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог следит только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца звучания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идём полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в). Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в-в-в...» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

 

Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или удивленного, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова:

Ай-ай-ай!

Ой-ой-ой!

Ах! Ах! Ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Волк и семеро козлят

Цель. Развитие высоты голоса и выразительности. Совершенствование фразовой речи.

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк - сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким.

Медведь и ёлка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:

В о л к. Ты куда идешь, медведь?

М е д в е д ь. В город, елку приглядеть.

В о л к. Да на что тебе она?

М е д в е д ь. Новый год встречать пора.

В о л к. Где поставишь ты ее?

М е д в е д ь. В лес возьму, в свое жилье.

В о л к. Что ж не вырубил в лесу?

М е д в е д ь. Жалко, лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Игра по сказке «Три медведя»

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса.

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя». Затем предлагает детям инсценировать её. Выбирают трех медведей: Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили.

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей.

Игра «Кто дольше»

Цель. Развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса.

Описание игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе протяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

Игра «Поход в лес»

Цель. Развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

Описание игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

Игра «Тихо — громко»

Цель. Развить у детей силу голоса.

Оборудование: бубен или барабан.

Описание игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или барабана они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:

Мы идем и топаем:

«Топ — топ — топ».

Мы идем и хлопаем:

«Хлоп — хлоп — хлоп».

Игра «Самолёт»

Цель. Развить у детей силу голоса.

Описание игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолётом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

Игра «Жук»

Цель. Развить у детей силу голоса.

Описание игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изобразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в стороны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и одновременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

Можно разрешить детям немного покружиться.

Игра «Спуск с горы»

Цель. Учить детей изменять силу голоса.

Описание игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, постепенно повышая голос.

Игра «Поезд»

Цель. Развить у детей умение изменять высоту голоса.

Описание игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрослый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

Поезд мчится во весь дух:

— Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

«У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

Игра «Ракета»

Цель. Развить у детей умение изменять высоту голоса.

Описание игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Дети поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения ещё раз в том же порядке.

Игра «Дружные ребята»

Цель. Развить у детей силу и подвижность голоса.

Описание игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихотворение)

Дружно песню поём.

Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи ускорить) поднимая ножки.

Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

Игра «На велосипеде»

Цель. Развить у детей силу и подвижность голос.

Описание игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять постепенно замедляется до медленного:

Сели и поехали все быстрей,

Быстрей, быстрей,

Быстро съехали с горы.

Снова в гору едем мы,

Вот па гору поднялись,

И довольно смотрим вниз.

Игра «Гром»

Цель: Развить у детей силу и плавность голоса.

Описание игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

Игра «Дождик»

Цель. Развить у детей силу и плавность голоса.

Описание игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повернув их внутренней стороной ладоней вверх)

Хорошо меня полей!

Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

И не страшно сырости!

Игра «Сказочник»

Цель. Развить у детей силу и плавность голоса.

Описание игры. Дети сидят на диванчике. Предложите детям рассказать известную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Следует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие силы голоса, темпа речи

Игры на развитие силы голоса, темпа речи...

Картотека дидактических игр на развитие силы голоса

Картотека дидактических игр на развитие силы голоса...

Сборник игр на развитие силы голоса для детей 5-6 лет

Данный сборник предназначен для проведения дидактических игр на развитие силы голоса у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. В сборнике представлены дидактические игры на развит...

Упражнения на развитие силы голоса.

Упражнения на развитие силы голоса можно применять на занятиях по развитию речи, на  звуковой культуре речи и в индивидуальной деятельности с детьми.Применяя эти упражнения воспитатель вырабатыва...

Игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса

Предлагаются игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса для использования на логопедических занятиях....

Картотека игр Игры и упражнения на развитие силы голоса

Картотека игрИгры и упражнения на развитие силы голоса...