Упражнения на развитие силы голоса.
методическая разработка по развитию речи
Упражнения на развитие силы голоса можно применять на занятиях по развитию речи, на звуковой культуре речи и в индивидуальной деятельности с детьми.Применяя эти упражнения воспитатель вырабатывает у детей умение говорить тихо-громко, быстро-медленно,в разной тональности голоса (тонким-низким голосом). В старшем возрасте используются упражнения на развитие дикции, произношение скороговорок на все звуки русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel.docx | 33.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель:Афанасенко Е.Г.
МБДОУ «Детский сад №27»
г.Уссурийск, Приморского края
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ ГОЛОСА.
Громко-тихо.
« Не разбуди Катю»
Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например: кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.
Краткое описание:
Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.
«Громко — тихо»
Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Краткое описание:
Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».
Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
Рассказ «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.
Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.
Краткое описание:
Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)
Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:
«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)
А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
«Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.
Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.
Краткое описание:
Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.
Методические указания. Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.
«Кот и мыши»
Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.
Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.
Краткое описание:
Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:
«Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись!»
Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.
Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.
Высоко-низко.
Катаемся на лифте»
Поднимая руку вверх и опуская вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж –высоко, нижний – низко).
«Маляр»
Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса, они звучат то высоко, то низко.
Три медведя.
Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.
Краткое описание:
Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.
Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.
Этажи.
Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.(Поднимаемся до 9 этажа и обратно.)
«Отважный лётчик»
В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у», выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю», затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.
Быстро-медленно.
1.Карусели.
Прочитайте стихотворение в заданном темпе:
Еле-еле, еле-еле — — — (медленный темп)
Завертелись карусели. — — — (медленный темп)
А потом, потом, потом — — — (средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! — — — (быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, — — — (очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! — — — (очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите — — — (средний темп)
Карусель остановите. — — — (средний темп)
Раз, два, раз, два — — — (медленный темп)
Вот и кончилась игра. — — — (медленный темп)
2.
Произнесите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп до очень быстрого с последующем замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали»
3. «От 1 до 10»
Начинаем считать медленно от 1 к 10 постепенно ускоряемся. Возвращаемся обратно сначала очень быстро затем замедляемся.
4.»Слоги» (слоги можно менять)
Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
5.Приговорки
Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Развитие дикции.
Скороговорки
1.Детская скороговорка для автоматизации звука [Б], [Б’]
Белые бараны били в барабаны.
Бык бодается с быком. Убегают все кругом. Береги, бегун, бока,
От бодливого быка.
2. Смешная скороговорка для детей: звук [Б], [Б’]
Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне.
3. Детская скороговорка для автоматизации звука [Ж]
Уж шипит, а жук жужжит.
Встретил в чаще ёж ежа: - Как погодка, ёж? - Свежа! И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.
Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно.
Жу-жу-жу-жу. Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву «ж» все твержу.
4. Детская скороговорка на звук Щ Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.
5. Скороговорка для детей на звук [Л]
Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела.
Ла-ла-ла — мусор убрала, Лу-лу-лу — подмету золу, Ле-ле-ле — ваза на столе, Ли-ли-ли — ландыши нашли. Ло-ло-ло — лопнуло стекло. Ля-ля-ля — тёплая земля. Лю-лю-лю — печку истоплю.
Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
6. Детская скороговорка на звук [З]
Звенит звонок, зовет звонок, И Зоя в класс к себе идет.
За козой шагал козёл, на козу козёл был зол, позвала коза козлят, а козла козлята злят.
Взялись спорить как-то раз Скалолаз и водолаз: Кому лезть удобней По скале подводной.
7. Скороговорка для детей на звук [Р]
Проворонила ворона воронёнка.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели карамель на мели ели.
8. Скороговорка на звук [Х]
Вкусная халва – мастеру хвала.
9. Простая детская скороговорка: звуки [С], [Ц]
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
10.Скороговорка на звуки [П], [Р]
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
11. Скороговора для детей на звуки [Р] и [Ч]
Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора Для укрепления пера!»
12. Скороговорка на звуки [З] и[ С]
Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой. Идет коза с косым козлом, Идет коза с босым козлом.
13. Скороговорка для автоматизации звуков [Ж],[ Ш]
Ша-жа-ша раз ловили мы ерша, Ше-же-ше мы засели в камыше,
Шу-жу-шу я сижу и не дышу, Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо, Ши-жи-ши хороши были ерши.
14. Скороговорка для детей на звуки [Ж] и[ Ш]
Ёжик наш домой спешит. А навстречу ему волк, На ежа зубами – щёлк. Ёж иголки показал, Волк со страху убежал. Ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту ёж: «Ты мне спинку не потрёшь?»
15. Скороговорка для детей: звуки [Д],[ Т],[ С],[ Ш]
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
16. Скороговорка для детей на звуки [С] –[ Ш] – [Ч]
Чайничек — с крышечкой, крышечка — с шишечкой, шишечка — с дырочкой, в дырочку пар идёт. Пар идёт в дырочку, дырочка — на шишечке, шишечка — на крышечке, а крышечка — на чайничке.
17. Скороговорка для детей на звуки [З]-[С]-[Ш]
Вёз Амос сеять овёс, посеял овёс, уродился овёс. Пришёл Амос, скосил овёс, повязал овёс, смолотил овёс, повеял овёс, до зерна Амос повыбрал овёс, увёз овса воз.
18. Скооговорка на звуки [Р] [Р’] [C] [Т]
Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.
19. Скороговорка для детей на звуки [С] – [Щ] – [Ч] – [Ш]
У свинки — щетинки, у щучки — чешуйки.
Чешуя — у щучки, щетинка — у чушки.
Ученье в счастье украшает, а при несчастье утешает.
В роще щебечут стрижи и чижи.
В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
20.Скороговорки для детей:
Пришел Прокоп – кипел укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
И спит Прокоп – кипит укроп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс упражнений для развития силы, выносливости голоса и совершенствования других голосо-речевых навыков.
Предложенный комплекс упражнений позволяет практикующим воспитателям совершенствовать свои голосо-речевые возможности, что повысит эффективность их работы....
Игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса
Предлагаются игры на развитие зрительного внимания и памяти и игры на развитие силы голоса для использования на логопедических занятиях....
Игры и упражнения на развитие силы голоса.
Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом....
Игры и упражнения на развитие силы голоса
Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Необходимо уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково нео...
Картотека «Игры и упражнения для развития силы и высоты голоса у детей дошкольного возраста»
развиРазвитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ....
Картотека игр Игры и упражнения на развитие силы голоса
Картотека игрИгры и упражнения на развитие силы голоса...
Игры и упражнения на развитие силы голоса
Данный игры способствуют развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания....