Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov_v_stihah_s_ispolzovaniem.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков в стихах с использованием
пальчиковой гимнастики.
Группа свистящих звуков.
1.«Кто дома?»
Кто здесь? – большие пальцы соединяются друг с другом
Мы-мы-мы – остальные пальцы соединяются друг с другом
Мама, мама это ты? – большие пальцы соединяются
Да-да-да –средние пальцы
Папа, папа это ты?- большие пальцы
Да-да-да – указательные пальцы обеих рук 3 раза соединяем
Деда, деда это ты?
Да-да-да - безымянные
Ах, бабуля, это ты?
Да-да-да - мизинчики
Все мы вместе?
Да-да-да! – все пальцы соединяются, кроме больших пальцев.
2.«Гуси» - - указательный и безымянный пальцы обеих рук шагают по столу
Идут леском гусак за гусаком
Глядят с высока гусак на гусака
Ой, выщеплет бока гусак у гусака.
«Гусь» - по картинкам
Это гусь я сама его боюсь.
Гусь гогочет и гогочет
Ущипнуть меня он хочет.
3.«Пёс» - по картинкам
Из магазина умный пёс
До дома Зое сумку нёс.
4.«Зайка» - указательный и большой пальцы делают подпрыгивающие движения
Скоком-боком, боком- скоком
Скачет зайка мимо окон.
«Зайка зимой» - по картинкам
Зайке холодно зимой,
Зайке голодно зимой
Зубки зайкины стучать
Так капустки хотят.
5.«Лесенка» - участвуют только два пальца - большой палец правой руки прижимается к подушечке указательного пальца левой руки и наоборот.
Со ступеньки на ступеньку будет лесенка
Пять ступенек лесенка, на ступеньках песенка
Мы сидим на лесенке и поём мы песенки.
6.«Солнце» - движения по тексту
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я.
7.«Блины»
Мама нам печёт блины -левая рука ладонью вниз, правая рука тыльной стороной вниз
Очень вкусные они – меняем ладони местами
Со сметаной их едим
Вместе с папочкой моим.
8.«Все ли спят?»- кисти обеих рук лежат на столе ладонями вверх
Спят лисички? Спят –спят.- мизинцы 4 раза наклоняются и остаются согнутыми
Спят ли пчёлки? Спят-спят. –безымянные то же самое и т.д.
Спят ли птички? Спят-спят.
Спят ли совы? Спят-спят.
Все на свете спят, спят.- все пальцы сжаты в кулак
Только я и самолёт – показываем на себя, затем показываем самолёт – вытянув руки в
Мы не спим, мы не спим, стороны, как крылья самолёта
Мы летим, летим, летим.
9.«Лес»
До свиданья, дом! – машем кистями рук
Мы в лес идём - указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу
Лес, лес – сколько чудес!
Цветы полевые - синие, зелёные – загибаем пальцы по-очереди на одной руке
Ягоды –сочные, спелые, сладкие.
10.«Музыка» - как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.
Музыка, музыка к нам из магазина
Музыку, музыку, музыку везут
В детский сад сегодня едет пианино
Пусть все дети весело запоют.
11.«В магазине » - показываем обе руки и по- очереди загибаем три пальца
Мама Зои, мама Сони
Побывали в магазине
Зои купили зайку, мозайку, обезьянку,
А Соне – лису, собачку и сумку.
15.«Сон Степана»
Снится сладкий сон Степану – руками закрываем себе глаза
Видит свежую сметану
В знакомой миске голубой – ладони в виде миски
А ложка у него с собой – указательным пальцем правой руки водим по ладошке
Он ложкой ест сметану левой руки круговыми движениями
Всё это снится Степану.
16.«Цыплята»
Цып-цып-цып цыплятки – движения обеими руками как-будто солим
Есть водица в кадке – левой рукой показываем бочонок
Возле кадки блюдце – правой рукой показываем блюдце
Все они напьются
Цып-цып-цып, цып-цып-цып - движения обеими руками как-будто солим.
17 «Цепь»- большой и указательный пальцы левой руки в кольце Через него пропускаем колечки из пальцев правой руки: большой-указательный, большой- средний и т.д.
Целый месяц кузнецы
Цепь ковали в кузнице.
18.«Яйцо»
В яйце цыплёнку не сидится – рука сжата в кулак, далее по тексту
Как ему освободиться
От оков своей темницы
Он пытается нагнуться,
Потянуться, оглянуться,
Клювом делает оконце
Нет темницы вот и солнце.
19.«Колечко» -легкий вариант
- Колечко на палец мы одеваем – большой и указательный палец в кольце - это
Золотые кольца мы получаем. кольцо одеваем на пальцы другой руки.
- Колечко с колечком мы соединяем
Длинную цепочку мы получаем.
легкий вариант - большие пальцы обеих рук делают колечки с указательными пальцами, затем средние с большими пальцами делают колечки и т.д.
усложненный вариант – обратные колечки - левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая рука – большой и мизинец.
20.«Молоток»- по картинкам
Стук, стук молотком
Ставим, ставим новый дом.
21.«В домике» по картинкам
Стол стоит на толстой ножке
Стульчик видим у окошка
Два бочонка под столом
Вот такой я видел дом.
Шипящие звуки
1.«Метро» ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - первая ступенька, указательные пальцы кладём друг на друга и т.д.
Нам шагать по лестнице не зачем с тобой
Лестница чудесница бежит сама собой.
2.«Наша лесенка» поочередно загибаем пальцы на одной руке
На лестнице нашей детишек не счесть:
Есть Миша и Саша и Машенька есть,
Два Пети живут на шестом этаже,
Там жил ещё Паша, но уехал уже.
3.«Дождевые капли» как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.
Капают в ладошки дождевые капли
дождевые капли вымойте мне ножки
дождевые капли бейте по спине
дождевые капли вымокли мы все.
4.«Кошка показывает коготки»
Если когти точит кошка - сильно сгибать и разгибать кончики пальцев
Будет дождик за окошком.
5.«Мышка» - показываем на ладошке мышку. Первым её гладит мизинец, а затем –
все остальные пальцы. Стараемся не уронить зверушку с ладони, не прижать её, не придавить. Лишь слегка прикасаемся кончиками пальцев к её шкурке.
На ладошке у Тимошки (затем у Наташки, Ивашки)
Мышка спит поднявши ножки,
Будем мышку будить
Пальчиками шевелить
Ша-ша-ша-ша-ша-загибаем поочередно каждый палец
6.«Оладушки»
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки -загибаем поочередно пальцы на обеих руках
Один Машеньке, один Мишенке,
один Пашенке, один Дашеньке, один Наташеньке.
7.« Моя семья»
Этот пальчик- дедушка-поочередно сгибают пальцы, начиная с большого
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!- хлопают в ладоши.
8.«Пчела» - по картинкам
Жу-жу-жу, жу-жу-жу! –указательным пальцем делаем вращательные движения
Над цветами я жужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
3 блок – звук ЛЬ
1.«Апельсин»
Мы делили апельсин соединяем пальцы друг с другом
Много нас, а он один
Эта долька для папули,- большие пальцы стучать друг об друга
Эта долька для мамули, -указательные пальцы стучать друг об друга и т. д.
Эта долька для бабули,
Эта долька для дедули,
Эта долька для меня
Остальное для тебя.
2.«Лапша» - гладим подушечками больших пальцев подушечки других пальцев.
Солили, солили лапшу
Да не досолили.
3.«Люба» - по картинкам
Ходит Люба возле дуба
Нам глядеть на Любу любо
Села Люба возле дуба
Любо нам глядеть на Любу
4.«Тополь» указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу.
Топали мы топали
До тополи до топаля
До тополя до тополи
Да ноги –то оттопали.
Звук Л, ЛЬ
1.«Лодочка» - по картинкам
Лодочка, лодочка, лодочка- лебёдочка
По воде несётся флаг из ткани вьется.
2.«Лампочка»- легкий вариант
- Лампочку включил(ла) –пальцы выпрямлены- ладошка
Лампочку выключил(ла) – сжаты в кулак
- Мы лампочку зажжем – усложненный вариант
А потом гулять пойдём –меняем руки одна кулак, другая ладонь
Наша лампочка сияет
Домик светом освещает.
3.«Кошка»
Кулачок – ладошка, кулачок - ладошка –те же движения, что в лампочке.
Я иду, как кошка.
4.«Тесто» - ритмичные движения- сжали все пальцы, разжали.
Тесто мнём, мнём
Тесто жмём, жмём
Калачей мы испечём!
5.«Колобок» пальцы обеих рук- большой и мизинец шагают по столу, остальные пальцы слегка согнуты .
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И всё шел и шёл.
6.«Птички»
Птички летели- ладони смотрят на грудь, большие пальцы сцеплены
Головами махали –остальные пальцы сжаты и выпрямлены в движении
Сели-посидели и опять полетели.
7.«Замок»
На петлях весит замок- пальцы в замочке
Кто его повесить смог? – пожимаем плечами
Мы замочек потянули, - тянем сцепленные кисти в стороны
Мы замочек постучали – стучим основанием кистей друг о друга
Мы замочек поломали – крутим сцепленные кисти
И сломали!
8«Компьютер» как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.
На столе железный дятел,
Лист бумаги конопатил,
Стукал, стукал без оглядки
И отстукал нам загадки.
9.«В магазине»
Лежали на полке – ладони обеих рук выпрямлены и лежат на столе
Стояли на полке - ставим их ребром к столу
Слоны и собаки – поочередно загибаем пальцы
Медведи и волки
Пушистые кошки
Железные ложки
И утки и дудки
И куклы малютки.
10.«Два близнеца»
Мы два близнеца, два птенца – руки в кулачках, затем по тексту
Вылупляемся из яйца
Клювики, лапки, глазки и хвостик
Мы появились на свет.
11.«Кусачий котёнок»- (с прищепкой)
Мяу –мяу- мяу – кусается сильно котёнок глупыш
Мяу –мяу- мяу – он думает это не палец, а мышь
Мяу –мяу- мяу –мне весело с тобою малыш.
12.«Мальчик-пальчик» поочередно загибаем пальцы на одной руке
С этим пальчиком в лес ходил,
С этим пальчиком лису ловил,
С этим пальчиком на поляне был,
С этим пальчиком песни пел.
13.«Пила»
Вот взялась кума за дело одну ладонь ставим ребром к ладони другой руки
Завизжала и запела: выполняем пилящие движения
Ела, ела, ела дуб
Поломала зуб, зуб.
14.«Ягоды»
С веток ягоды снимаю- имитируем по тексту
И в лукошко опускаю – ладошка в виде лукошка
Ягод –полное лукошко- одна ладонь горкой накрывает другую
Я возьму ещё немножко и поем ещё чуть- чуть
Легче будет к дому путь.
Звук Р
1.«Шарик» - пальцы обеих рук соединены друг с другом подушечками пальцев
Я надул упругий шар
Укусил меня комар
Лопнул шар не беда – ладошки прижимаем друг к другу
Новый шар надую я.
2.«Улитка» - по картинке
Улитка, улитка, высуни рога
Дам тебе я хлеба и молока.
3.«Цветочек» -сомкнутые и чуть округлые ладони- бутон цветка. Лепестки цветка медленно начинают раскрываться (пальцы начинают расходиться в стороны)
Солнце поднимается
Цветочек распускается
Солнышко садится
Цветочек спать ложится.
5.«Хомячок»
Хомячок, хомячок - рука сжата в кулак, с силой разжимаем по – порядку все пальцы.
Разожми мой кулачок.
Разожми, разожми.
Что найдёшь – себе возьми.
6.«Угадай на букву Р» поочередно загибаем пальцы руках.
Рыба! Рыжик! Рысь! Рыбак!
Радуга! Ракета! Рак! Нет не рак.
Тогда ромашка, рыболов, ружье, рубашка.
Может рама или ручка?
Нет! А так это жучка!
Под столом она сидит
И на нас собой рычит РРРРР.
7«Крот» - пальцами изображаем рытье земли
Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.
8«Правая и левая» показ по тесту
Правая и левая водят поезда
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать
Правая и левая могут звонко хлопать.
За окошком ходит ночь руки так устали
Правая и левая спят на одеяле.
9.«Воробушек» указательный и средний пальцы прыгают по столу.
Прыг- скок, прыг-скок
По дорожке, где песок
Скачет старый воробей
Крошки надо дать бедняжке
Пусть клюет на радость пташке.
10.«Уставшие ножки» указательный и средний пальцы правой руки шагают по столу.
По тропинке, по дорожке
Шли уставшие две ножки
А навстречу шел баран – левой рукой показываем барана
–бе сказал и забодал.
Звук Р, РЬ
1.«Дом и ворота» - по картинке
На поляне дом стоит – изображаем дом руками
На а путь к нему закрыт – изображаем закрытые ворота
Мы ворота открываем – изображаем открытые ворота
В этот домик приглашаем - изображаем дом руками
2.«Ножницы» - по картинке
Режу, режу, ткань верчу
Научиться шить хочу!
«Человечки» - по картинке
Побежали вдоль реки
Дети на перегонки.
«Курочка» - по картинке
Зернышко за зернышко
Курочка клюет
В клюве своим деткам
Зернышко несёт.
5.«Этот братец»
Этот братец хочет спать – поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца
Этот братец прыг в кровать.
Этот братец прикорнул,
Этот братец уж заснул.
Тише, тише не шуми – поднимаем большой палец вертикально
Братиков не разбуди!
Встали братики. Ура! – шевелим всеми пальцами
В детский сад идти пора!
6.«Капуста»
Мы капусту рубим- рубим – движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы капусту режем, режем - движения прямыми ладонями вперёд- назад
Мы капусту жмём-жмём – сжимают и разжимают кулаки
Мы капусту солим- солим – имитируем посыпание солью
Мы морковку трём-трём. – потираем кулак о кулак
7.«Флажок»
Я в руках флажки держу - левая рука поднята вверх ладонью от себя, а правая
И ребятам всем машу опущена вниз - машем
8.«Лодочка»
Две ладошки прижму – руки ладошкой
И по морю поплыву
Две ладошки, друзья - это лодочка моя
Паруса подниму и дальше поплыву. – большой палец поднят вверх.
9.«Рыбки»
Рыбки весело резвятся – кисти рук имитируют рыбок
В чистом, тепленьком пруду
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
10.«Домик»
1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять – разжимание пальцев по одному, с большого
1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять – сжимание пальцев, начиная с мизинца
11.«Бабочка» руки скрещиваем в запястьях и прижимаем ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Взмах крыльев осуществляется только легким но резким движением в запястьях
Видишь бабочка летает,
На лугу цветы считает:
1,2,3,4,5 – ох считать не сосчитать - сгибаем пальцы, начиная с мизинца
6,7,8,9,10 - разгибаем пальцы по одному, начиная с большого
Даже мудрая сова сосчитать бы не смогла!
12.«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики – пальцы рук в замке
Мы с тобой подружим маленькие пальчики – касание пальцев рук
1,2,3,4,5 – поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца
Начинай считать опять – руки вниз, встряхнуть кистями
1,2,3,4,5 - поочередное касание одноименных пальцев, начиная с большого
Мы закончили считать.
13.«В гости»
В гости к пальчику большому – выставляем вверх пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому – изображаем дом руками
Указательный и средний – называемые пальцы соединяются с большими пальцами
Безымянный и последний- на обеих руках
сам мизинчик – малышок постучался о порог – постучать мизинчиками
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя – сжимание и разжимание пальцев.
14.«Крючки» руки сжаты в кулак, мизинцы сцеплены друг с другом и так же остальные
Наши пальчики сцепились Вот сцепились два крючочка
И тянули, и крутились. Есть у нас теперь цепочка
Каждый хочет победить Будем мы её тянуть
И награду получить Чтоб крючочки разогнуть.
Литература:
- Крупенчук О.И. « Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» С.-П. 2010г.
- Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» АСТ 2007г.
- Новиковская О.А. « Пальчиковая гимнастика» АСТ 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики....
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
Движение необходимо не только телу ребёнка. Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая подвижность кончиков пальцев и кист...
Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»
Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...
картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки
Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию...
Автоматизация звуков с использованием пальчиковой гимнастики
Данный материал используется для автоматизации поставленного звука Ш с пальчиковой гимнастикой...
Автоматизация звуков в стихах ЗВУК [Л]
Стихотворение взято из книги Смирновой Л.Н. «Учим звуки». Стихи очень хорошие. Они помогают автоматизировать звук, пополнять словарный запас, отрабатывать предложно-падежные конструкции. Я...
Картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки
Звуки Ш -Ч К Чебурашке в чашкуШлепнула...