Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov_v_stihah_s_ispolzovaniem.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков в стихах с использованием

пальчиковой гимнастики.

Группа свистящих звуков.

1.«Кто дома?»

Кто здесь? – большие пальцы соединяются друг с другом

Мы-мы-мы – остальные пальцы соединяются друг с другом

Мама, мама это ты? – большие пальцы соединяются

Да-да-да –средние пальцы

Папа, папа это ты?-  большие пальцы

Да-да-да – указательные пальцы обеих рук 3 раза соединяем

Деда, деда это ты?

Да-да-да - безымянные

Ах, бабуля, это ты?

Да-да-да - мизинчики

Все мы вместе?

Да-да-да! – все пальцы соединяются, кроме больших пальцев.

2.«Гуси» - - указательный и безымянный  пальцы обеих рук шагают по столу

Идут леском гусак за гусаком

Глядят с высока гусак на гусака

Ой, выщеплет бока гусак у гусака.

«Гусь» - по картинкам

Это гусь я сама его боюсь.

Гусь гогочет и гогочет

Ущипнуть меня он хочет.

3.«Пёс» - по картинкам

Из магазина умный пёс

До дома Зое сумку нёс.

4.«Зайка» - указательный и большой пальцы делают подпрыгивающие движения

Скоком-боком, боком- скоком

Скачет зайка мимо окон.

«Зайка зимой» - по картинкам

Зайке холодно зимой,

Зайке голодно зимой

Зубки зайкины стучать

Так капустки хотят.

5.«Лесенка» - участвуют только два пальца - большой палец правой руки прижимается к подушечке указательного пальца левой руки и наоборот.  

Со ступеньки на ступеньку будет лесенка

Пять ступенек лесенка, на ступеньках песенка    

Мы сидим на лесенке и поём мы песенки.

6.«Солнце» - движения по тексту

Пусть всегда будет солнце

Пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я.

7.«Блины»

Мама нам печёт блины -левая рука ладонью вниз, правая рука тыльной стороной вниз

Очень вкусные они – меняем ладони местами

Со сметаной их едим

Вместе с папочкой моим.

8.«Все ли спят?»- кисти обеих рук лежат на столе ладонями вверх

Спят лисички? Спят –спят.- мизинцы 4 раза наклоняются и остаются согнутыми

Спят ли пчёлки? Спят-спят. –безымянные то же самое и т.д.

Спят ли птички? Спят-спят.

Спят ли совы? Спят-спят.

Все на свете спят, спят.- все пальцы сжаты в кулак

Только я и самолёт – показываем на себя, затем показываем самолёт – вытянув руки в

Мы не спим, мы не спим,  стороны, как крылья самолёта

Мы летим, летим, летим.

9.«Лес»

До свиданья, дом! – машем кистями рук

Мы в лес идём - указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу

Лес, лес – сколько чудес!

Цветы полевые - синие, зелёные – загибаем пальцы по-очереди на одной руке

Ягоды –сочные, спелые, сладкие.

10.«Музыка» - как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.

Музыка, музыка к нам из магазина

Музыку, музыку, музыку везут

В детский сад сегодня едет пианино

Пусть все дети весело запоют.

11.«В магазине » - показываем обе руки и по- очереди загибаем три пальца

Мама Зои, мама Сони

Побывали в магазине

Зои купили зайку, мозайку, обезьянку,

А Соне – лису, собачку и сумку.

15.«Сон Степана»

Снится сладкий сон Степану – руками закрываем себе глаза

Видит свежую сметану

В знакомой миске голубой – ладони в виде миски

А ложка у него с собой – указательным пальцем правой руки водим по ладошке

Он ложкой ест сметану   левой руки круговыми движениями

Всё это снится Степану.

16.«Цыплята»

Цып-цып-цып цыплятки – движения обеими руками как-будто солим

Есть водица в кадке – левой рукой показываем бочонок

Возле кадки блюдце – правой рукой показываем блюдце

Все они напьются

Цып-цып-цып, цып-цып-цып - движения обеими руками как-будто солим.

17 «Цепь»- большой и указательный пальцы левой руки в кольце Через него пропускаем колечки из пальцев правой руки: большой-указательный, большой- средний и т.д.

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнице.

18.«Яйцо»

В яйце цыплёнку не сидится – рука сжата в кулак, далее по тексту

Как ему освободиться

От оков своей темницы

Он пытается нагнуться,

Потянуться, оглянуться,

Клювом делает оконце

Нет темницы вот и солнце.

19.«Колечко» -легкий вариант

  • Колечко на палец мы одеваем – большой и указательный палец в кольце - это

          Золотые кольца мы получаем.    кольцо одеваем на пальцы другой руки.

  • Колечко с колечком мы соединяем 

          Длинную цепочку мы получаем.   

легкий вариант -  большие пальцы обеих рук делают колечки с указательными пальцами, затем средние с большими пальцами делают колечки и т.д.

усложненный вариант – обратные колечки - левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая рука – большой и мизинец.

20.«Молоток»- по картинкам

Стук, стук молотком

Ставим, ставим новый дом.

21.«В домике»  по картинкам

Стол стоит на толстой ножке

Стульчик видим у окошка

Два бочонка под столом

Вот такой я видел дом.

Шипящие звуки

1.«Метро» ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - первая ступенька, указательные пальцы кладём друг на друга и т.д.

Нам шагать по лестнице не зачем с тобой

Лестница чудесница бежит сама собой.

2.«Наша лесенка» поочередно загибаем пальцы на одной руке

На лестнице нашей детишек не счесть:

Есть Миша и Саша и Машенька есть,

Два Пети живут на шестом этаже,

Там жил ещё Паша, но уехал уже.

3.«Дождевые капли» как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.

Капают в ладошки дождевые капли

дождевые капли вымойте мне ножки

дождевые капли бейте по спине

дождевые капли вымокли мы все.

4.«Кошка показывает коготки» 

Если когти точит кошка - сильно сгибать и разгибать кончики пальцев

Будет дождик за окошком.

5.«Мышка» - показываем на ладошке мышку. Первым её гладит мизинец, а затем –

все остальные пальцы. Стараемся не уронить зверушку с ладони, не прижать её, не придавить. Лишь слегка прикасаемся кончиками пальцев к её шкурке.

На ладошке у Тимошки (затем у Наташки, Ивашки)

Мышка спит поднявши  ножки,

Будем мышку будить

Пальчиками шевелить

Ша-ша-ша-ша-ша-загибаем поочередно каждый палец

6.«Оладушки»

Бабушка, бабушка

Испекла оладушки -загибаем поочередно пальцы на обеих руках

Один Машеньке, один Мишенке,

один Пашенке, один Дашеньке, один Наташеньке.

7.« Моя семья»

Этот пальчик- дедушка-поочередно сгибают пальцы, начиная с большого

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!- хлопают в ладоши.

8.«Пчела» - по картинкам

Жу-жу-жу, жу-жу-жу! –указательным пальцем делаем вращательные движения

Над цветами я жужу.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу!

3 блок – звук ЛЬ

1.«Апельсин»

Мы делили апельсин соединяем пальцы друг с другом

Много нас, а он один

Эта долька для папули,- большие пальцы стучать друг об друга

Эта долька для мамули, -указательные пальцы стучать друг об друга и т. д.

Эта долька для бабули,

Эта долька для дедули,

Эта долька для меня

Остальное для тебя.

2.«Лапша» - гладим подушечками больших пальцев подушечки других пальцев.

Солили, солили лапшу

Да не досолили.

3.«Люба» - по картинкам

Ходит Люба возле дуба

Нам глядеть на Любу любо

Села Люба возле дуба

Любо нам глядеть на Любу

4.«Тополь»  указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу.

Топали мы топали

До тополи до топаля

До тополя до тополи

Да ноги –то оттопали.

Звук Л, ЛЬ

1.«Лодочка» - по картинкам

Лодочка, лодочка, лодочка- лебёдочка

По воде несётся флаг из ткани вьется.

2.«Лампочка»- легкий вариант

  • Лампочку включил(ла) –пальцы выпрямлены- ладошка

          Лампочку выключил(ла) – сжаты в кулак

  • Мы лампочку зажжем – усложненный вариант

А потом гулять пойдём –меняем руки одна кулак, другая ладонь

Наша лампочка сияет

Домик светом освещает.

3.«Кошка»

Кулачок – ладошка, кулачок - ладошка –те же движения, что в лампочке.

Я иду, как кошка.

4.«Тесто» - ритмичные движения- сжали все пальцы, разжали.

Тесто мнём, мнём

Тесто жмём, жмём

Калачей мы испечём!

5.«Колобок» пальцы обеих рук- большой и мизинец шагают по столу, остальные пальцы слегка согнуты .

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И всё шел и шёл.

6.«Птички»

Птички летели- ладони смотрят на грудь, большие пальцы сцеплены

Головами махали –остальные пальцы сжаты и выпрямлены в движении

Сели-посидели и опять полетели.

7.«Замок»

На петлях весит замок- пальцы в замочке

Кто его повесить смог? – пожимаем плечами

Мы замочек потянули, - тянем сцепленные кисти в стороны

Мы замочек постучали – стучим основанием кистей друг о друга

Мы замочек поломали – крутим сцепленные кисти

И сломали!

8«Компьютер»  как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.

На столе железный дятел,

Лист бумаги конопатил,

Стукал, стукал без оглядки

И отстукал нам загадки.

9.«В магазине»

Лежали на полке – ладони обеих рук выпрямлены и лежат на столе

Стояли на полке  -  ставим их ребром к столу

Слоны и собаки – поочередно загибаем пальцы

Медведи и волки

Пушистые кошки

Железные ложки

И утки и дудки

И куклы малютки.

10.«Два близнеца»

Мы два близнеца, два птенца – руки в кулачках, затем по тексту

Вылупляемся из яйца

Клювики, лапки, глазки и хвостик

Мы появились на свет.

11.«Кусачий котёнок»- (с прищепкой)

Мяу –мяу- мяу – кусается сильно котёнок глупыш

Мяу –мяу- мяу – он думает это не палец, а мышь

Мяу –мяу- мяу –мне весело с тобою малыш.

12.«Мальчик-пальчик»  поочередно загибаем пальцы на одной руке

С этим пальчиком в лес ходил,

С этим пальчиком лису ловил,

С этим пальчиком на поляне был,

С этим пальчиком песни пел.

13.«Пила»

Вот взялась кума за дело одну ладонь  ставим ребром к ладони другой руки

Завизжала и запела: выполняем пилящие движения

Ела, ела, ела дуб

Поломала зуб, зуб.

14.«Ягоды»

С веток ягоды снимаю- имитируем по тексту

И в лукошко опускаю – ладошка в виде лукошка

Ягод –полное лукошко- одна ладонь горкой накрывает другую

Я возьму ещё немножко и поем ещё чуть- чуть

Легче будет к дому путь.

Звук Р

1.«Шарик» - пальцы обеих рук соединены друг с другом подушечками пальцев

Я надул упругий шар

Укусил меня комар

Лопнул шар не беда – ладошки прижимаем друг к другу

Новый шар надую я.

2.«Улитка» - по картинке

Улитка, улитка, высуни рога

Дам тебе я хлеба и молока.

3.«Цветочек» -сомкнутые и чуть округлые ладони- бутон цветка. Лепестки цветка медленно начинают раскрываться (пальцы начинают расходиться в стороны)

Солнце поднимается

Цветочек распускается

Солнышко садится

Цветочек спать ложится.

5.«Хомячок»

Хомячок, хомячок  - рука сжата в кулак, с силой разжимаем по – порядку все пальцы.

Разожми мой кулачок.

Разожми, разожми.

Что найдёшь – себе возьми.

6.«Угадай на букву Р» поочередно загибаем пальцы руках.

Рыба! Рыжик! Рысь! Рыбак!

Радуга! Ракета! Рак! Нет не рак.

Тогда ромашка, рыболов, ружье, рубашка.

Может рама или ручка?

Нет! А так это жучка!

Под столом она сидит

И на нас собой рычит РРРРР.

7«Крот» - пальцами изображаем рытье земли

Роя норку, старый крот

Разрыхлил нам огород.

8«Правая и левая» показ по тесту

Правая и левая водят поезда

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать

Правая и левая могут звонко хлопать.

За окошком ходит ночь руки так устали

Правая и левая спят на одеяле.

9.«Воробушек»  указательный и средний пальцы прыгают по столу.

Прыг- скок, прыг-скок

По дорожке, где песок

Скачет старый воробей

Крошки надо дать бедняжке

Пусть клюет на радость пташке.

10.«Уставшие ножки» указательный и средний пальцы правой руки шагают по столу.

По тропинке, по дорожке

Шли уставшие две ножки

А навстречу шел баран – левой рукой показываем барана

 –бе сказал и забодал.

Звук Р, РЬ

1.«Дом и ворота» - по картинке

На поляне дом стоит – изображаем дом руками

На а путь к нему закрыт – изображаем закрытые ворота

Мы ворота открываем – изображаем открытые ворота

В этот домик приглашаем  -  изображаем дом руками

2.«Ножницы» - по картинке

Режу, режу, ткань верчу

Научиться шить хочу!

«Человечки» - по картинке

Побежали вдоль реки

Дети на перегонки.

«Курочка» - по картинке

Зернышко за зернышко

Курочка клюет

В клюве своим деткам

Зернышко несёт.

5.«Этот братец»

Этот братец хочет спать – поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца

Этот братец прыг в кровать.

Этот братец прикорнул,

Этот братец уж заснул.

Тише, тише не шуми – поднимаем большой палец вертикально

Братиков не разбуди!

Встали братики. Ура! – шевелим всеми пальцами

В детский сад идти пора!

6.«Капуста»

Мы капусту рубим- рубим – движения прямыми ладонями вверх-вниз

Мы капусту режем, режем - движения прямыми ладонями вперёд- назад

Мы капусту жмём-жмём – сжимают и разжимают кулаки

Мы капусту солим- солим – имитируем посыпание солью

Мы морковку трём-трём. – потираем кулак о кулак

7.«Флажок»

Я в руках флажки держу - левая рука поднята вверх ладонью от себя, а правая

И ребятам всем машу         опущена вниз - машем

8.«Лодочка»

Две ладошки прижму – руки ладошкой

И по морю поплыву

Две ладошки, друзья - это лодочка моя

Паруса подниму и дальше поплыву. – большой палец поднят вверх.

9.«Рыбки»

Рыбки весело резвятся – кисти рук имитируют рыбок

В чистом, тепленьком пруду

То сожмутся, разожмутся

То зароются в песке.

10.«Домик»

1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять – разжимание пальцев по одному, с большого

1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять – сжимание пальцев, начиная с мизинца

11.«Бабочка» руки скрещиваем в запястьях и прижимаем ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Взмах крыльев осуществляется только легким но резким движением в запястьях

Видишь бабочка летает,

На лугу цветы считает:

1,2,3,4,5 – ох считать не сосчитать - сгибаем пальцы, начиная с мизинца

6,7,8,9,10 - разгибаем пальцы по одному, начиная с большого

Даже мудрая сова сосчитать бы не смогла!

12.«Дружные ребята»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики – пальцы рук в замке

Мы с тобой подружим маленькие пальчики – касание пальцев рук

1,2,3,4,5 – поочередное касание  одноименных пальцев, начиная с мизинца

Начинай считать опять – руки вниз, встряхнуть кистями

1,2,3,4,5 -  поочередное касание  одноименных пальцев, начиная с большого

Мы закончили считать.

13.«В гости»

В гости к пальчику большому – выставляем вверх пальцы обеих рук

Приходили прямо к дому – изображаем дом руками

Указательный и средний – называемые пальцы соединяются с большими пальцами

Безымянный и последний- на обеих руках

сам мизинчик – малышок постучался о порог – постучать мизинчиками

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя – сжимание и разжимание пальцев.

14.«Крючки» руки сжаты в кулак, мизинцы сцеплены друг с другом и так же остальные

Наши пальчики сцепились                    Вот сцепились два крючочка

И тянули, и крутились.                          Есть у нас теперь цепочка

Каждый хочет победить                        Будем мы её тянуть

И награду получить                               Чтоб крючочки разогнуть.

Литература:

  1. Крупенчук О.И. « Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» С.-П. 2010г.
  2. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» АСТ 2007г.
  3. Новиковская О.А. « Пальчиковая гимнастика» АСТ 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.

Автоматизация звуков в стихах с использованием    пальчиковой гимнастики....

Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.

Движение необходимо не только телу ребёнка. Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая  подвижность кончиков пальцев и кист...

Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»

Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации  звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...

картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки

Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука  переходят к этапу автоматизации.  Автоматизацию...

Автоматизация звуков с использованием пальчиковой гимнастики

Данный материал используется для автоматизации поставленного звука Ш с пальчиковой гимнастикой...

Автоматизация звуков в стихах ЗВУК [Л]

Стихотворение взято из книги Смирновой Л.Н. «Учим звуки». Стихи очень хорошие. Они помогают автоматизировать звук, пополнять словарный запас, отрабатывать предложно-падежные конструкции. Я...

Картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки

Звуки Ш -Ч                            К Чебурашке в чашкуШлепнула...