Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
консультация по логопедии (старшая группа) по теме
Движение необходимо не только телу ребёнка. Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая подвижность кончиков пальцев и кистей рук.
В.А.Сухомлинский говорил « Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtom._zvukov_vstikhikh_i_pavlch_igrakh.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звуков в стихах с использованием
пальчиковой гимнастики.
Движение необходимо не только телу ребёнка. Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая подвижность кончиков пальцев и кистей рук.
В.А.Сухомлинский говорил « Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли»
Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах «Отбиться от рук», «Всё дело в руках», «Даю волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».
Автор Су-Джок терапии Пад-Жеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.
Хочется вспомнить поговорку: « Всё новое – это хорошо забытое старое».
О мелкой моторики в последнее время написано немало книг и пособий. И это неслучайно. Учёные пришли к выводу, формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значить систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Следует помнить, примерно до двух лет у ребёнка нет (и не должно быть) доминирующей руки. У него две руки главные. А вот около двух лет начинается дифференциация напряжения, и к четырём годам этот процесс оканчивается: ребёнок должен владеть всеми частями тела. Практически у большинства детей этого не наблюдается, следовательно, развивать дифференциация напряжения необходимо всем детям. Дифференцирование- это попросту умение одну руку зажимать, другую расслаблять.
Три основных направления на которые следует обратить внимание:
- Активизация тех точек на руках, кистях детей, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций и, соответственно, дают толчок их дальнейшему развитию. Эти точки обычно находятся на кончиках пальцев.
- Развитие гибкости всей кисти. Самое серьезное внимание надо уделять большому пальцу, амплитуде его движений.
- Обучение детей дифференцированному напряжению. То есть каждая рука должна делать свою работу независимо от другой.
Необходимо помнить три важных правила:
- Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы( потрясти ими).
- Использовать пальчиковую гимнастику на всех занятиях в ДОУ.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-5 раз сначала одной рукой, затем другой (если не предусмотрено участие обеих рук), а в завершении двумя руками вместе.
Дети с нарушениями речи особенно нуждаются в пальчиковой гимнастике. У таких детей особенно сильно наблюдается нарушение мелкой и общей моторики. Так же мы можем наблюдать, как некоторые дети с нарушением речи не могут одновременно произносить стихотворение на заданный звук и выполнять движения пальцами. В условиях логопунктов ДОУ сложно и непродуктивно выделять пальчиковую гимнастику отдельным звеном, а вот совместить мелкую моторику с автоматизацией звуков в стихах и коротких вполне возможно и очень эффективно: с одной стороны закрепляем звук в речи, с другой стороны развиваются пальцы. По методике работа над звуками в стихотворных формах имеет определенные требования, пока звук вводится в речь, содержание стихов соответствует этому звуку: в стихах отсутствуют звуки, которые ещё не поставлены. Это нужно для того, чтобы ребёнок уже на первых этапах работы слышал свою речь в правильном звучании. Также постоянное заучивание стихов утомляет детей, а пальчиковая гимнастика поддерживает интерес и облегчает процесс запоминание стихотворений.
Поэтому мной были отобраны стихи на определённые звуки и к ним подобраны различные движения пальцами, с учётом направлений и правил о которых говорилось ранее.
Были выделены 4 блока по автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики: 1блок- свистящие звуки, 2 блок- шипящие звуки, 3 блок- звуки ЛЬ,Л, 4 блок – звуки РЬ,Р.
Как правило в начале работы над постановкой звуком мы в первую очередь берём звуки свистящие или сонорный Л, звук ЛЬ как правило есть у детей 5-6 лет или постановка этого звука не занимает много времени, поэтому в стихах в 1 блоке есть не только свистящие звуки, но и звук ль. Так же есть дети, у которых нарушена только какая- то группа звуков, а вот звук Р,РЬ нарушен практически у 80% детей, поэтому в 1,2,3 блоках звук Р,Рь вообще отсутствует, а другие звуки присутствуют по мере их появления. Эти стихи мы записываем в рабочую тетрадь ребёнка для повторения дома и даём воспитателям для повторения всей группой, при этом показ этого стихотворения предоставляется именно этому ребёнку.
В 1 блоке- группа свистящих звуков.
1.«Кто дома?»
Кто здесь? – большие пальцы соединяются друг с другом
Мы-мы-мы – остальные пальцы соединяются друг с другом
Мама, мама это ты? – большие пальцы соединяются
Да-да-да –средние пальцы
Папа, папа это ты?- большие пальцы
Да-да-да – указательные пальцы обеих рук 3 раза соединяем
Деда, деда это ты?
Да-да-да - безымянные
Ах, бабуля, это ты?
Да-да-да - мизинчики
Все мы вместе?
Да-да-да! – все пальцы соединяются, кроме больших пальцев.
2.«Гуси» - - указательный и безымянный пальцы обеих рук шагают по столу
Идут леском гусак за гусаком
Глядят с высока гусак на гусака
Ой, выщеплет бока гусак у гусака.
«Гусь» - по картинкам
Это гусь я сама его боюсь.
Гусь гогочет и гогочет
Ущипнуть меня он хочет.
3.«Пёс» - по картинкам
Из магазина умный пёс
До дома Зое сумку нёс.
4.«Зайка» - указательный и большой пальцы делают подпрыгивающие движения
Скоком-боком, боком- скоком
Скачет зайка мимо окон.
«Зайка зимой» - по картинкам
Зайке холодно зимой,
Зайке голодно зимой
Зубки зайкины стучать
Так капустки хотят.
5.«Лесенка» - участвуют только два пальца - большой палец правой руки прижимается к подушечке указательного пальца левой руки и наоборот.
Со ступеньки на ступеньку будет лесенка
Пять ступенек лесенка, на ступеньках песенка
Мы сидим на лесенке и поём мы песенки.
6.«Солнце» - движения по тексту
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо
Пусть всегда будет мама
Пусть всегда буду я.
7.«Блины»
Мама нам печёт блины -левая рука ладонью вниз, правая рука тыльной стороной вниз
Очень вкусные они – меняем ладони местами
Со сметаной их едим
Вместе с папочкой моим.
8.«Все ли спят?»- кисти обеих рук лежат на столе ладонями вверх
Спят лисички? Спят –спят.- мизинцы 4 раза наклоняются и остаются согнутыми
Спят ли пчёлки? Спят-спят. –безымянные то же самое и т.д.
Спят ли птички? Спят-спят.
Спят ли совы? Спят-спят.
Все на свете спят, спят.- все пальцы сжаты в кулак
Только я и самолёт – показываем на себя, затем показываем самолёт – вытянув руки в
Мы не спим, мы не спим, стороны, как крылья самолёта
Мы летим, летим, летим.
9.«Лес»
До свиданья, дом! – машем кистями рук
Мы в лес идём - указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу
Лес, лес – сколько чудес!
Цветы полевые - синие, зелёные – загибаем пальцы по-очереди на одной руке
Ягоды –сочные, спелые, сладкие.
10.«Музыка» - как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.
Музыка, музыка к нам из магазина
Музыку, музыку, музыку везут
В детский сад сегодня едет пианино
Пусть все дети весело запоют.
11.«В магазине » - показываем обе руки и по- очереди загибаем три пальца
Мама Зои, мама Сони
Побывали в магазине
Зои купили зайку, мозайку, обезьянку,
А Соне – лису, собачку и сумку.
15.«Сон Степана»
Снится сладкий сон Степану – руками закрываем себе глаза
Видит свежую сметану
В знакомой миске голубой – ладони в виде миски
А ложка у него с собой – указательным пальцем правой руки водим по ладошке
Он ложкой ест сметану левой руки круговыми движениями
Всё это снится Степану.
16.«Цыплята»
Цып-цып-цып цыплятки – движения обеими руками как-будто солим
Есть водица в кадке – левой рукой показываем бочонок
Возле кадки блюдце – правой рукой показываем блюдце
Все они напьются
Цып-цып-цып, цып-цып-цып - движения обеими руками как-будто солим.
17 «Цепь»- большой и указательный пальцы левой руки в кольце Через него пропускаем колечки из пальцев правой руки: большой-указательный, большой- средний и т.д.
Целый месяц кузнецы
Цепь ковали в кузнице.
18.«Яйцо»
В яйце цыплёнку не сидится – рука сжата в кулак, далее по тексту
Как ему освободиться
От оков своей темницы
Он пытается нагнуться,
Потянуться, оглянуться,
Клювом делает оконце
Нет темницы вот и солнце.
19.«Колечко» -легкий вариант
- Колечко на палец мы одеваем – большой и указательный палец в кольце - это
Золотые кольца мы получаем. кольцо одеваем на пальцы другой руки.
- Колечко с колечком мы соединяем
Длинную цепочку мы получаем.
легкий вариант - большие пальцы обеих рук делают колечки с указательными пальцами, затем средние с большими пальцами делают колечки и т.д.
усложненный вариант – обратные колечки - левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая рука – большой и мизинец.
20.«Молоток»- по картинкам
Стук, стук молотком
Ставим, ставим новый дом.
21.«В домике» по картинкам
Стол стоит на толстой ножке
Стульчик видим у окошка
Два бочонка под столом
Вот такой я видел дом.
2 блок – шипящие звуки
1.«Метро» ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки - первая ступенька, указательные пальцы кладём друг на друга и т.д.
Нам шагать по лестнице не зачем с тобой
Лестница чудесница бежит сама собой.
2.«Наша лесенка» поочередно загибаем пальцы на одной руке
На лестнице нашей детишек не счесть:
Есть Миша и Саша и Машенька есть,
Два Пети живут на шестом этаже,
Там жил ещё Паша, но уехал уже.
3.«Дождевые капли» как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.
Капают в ладошки дождевые капли
дождевые капли вымойте мне ножки
дождевые капли бейте по спине
дождевые капли вымокли мы все.
4.«Кошка показывает коготки»
Если когти точит кошка - сильно сгибать и разгибать кончики пальцев
Будет дождик за окошком.
5.«Мышка» - показываем на ладошке мышку. Первым её гладит мизинец, а затем –
все остальные пальцы. Стараемся не уронить зверушку с ладони, не прижать её, не придавить. Лишь слегка прикасаемся кончиками пальцев к её шкурке.
На ладошке у Тимошки (затем у Наташки, Ивашки)
Мышка спит поднявши ножки,
Будем мышку будить
Пальчиками шевелить
Ша-ша-ша-ша-ша-загибаем поочередно каждый палец
6.«Оладушки»
Бабушка, бабушка
Испекла оладушки -загибаем поочередно пальцы на обеих руках
Один Машеньке, один Мишенке,
один Пашенке, один Дашеньке, один Наташеньке.
7.« Моя семья»
Этот пальчик- дедушка-поочередно сгибают пальцы, начиная с большого
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!- хлопают в ладоши.
8.«Пчела» - по картинкам
Жу-жу-жу, жу-жу-жу! –указательным пальцем делаем вращательные движения
Над цветами я жужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу!
3 блок – звук ЛЬ
1.«Апельсин»
Мы делили апельсин соединяем пальцы друг с другом
Много нас, а он один
Эта долька для папули,- большие пальцы стучать друг об друга
Эта долька для мамули, -указательные пальцы стучать друг об друга и т. д.
Эта долька для бабули,
Эта долька для дедули,
Эта долька для меня
Остальное для тебя.
2.«Лапша» - гладим подушечками больших пальцев подушечки других пальцев.
Солили, солили лапшу
Да не досолили.
3.«Люба» - по картинкам
Ходит Люба возле дуба
Нам глядеть на Любу любо
Села Люба возле дуба
Любо нам глядеть на Любу
4.«Тополь» указательный и средний пальцы обеих рук шагают по столу.
Топали мы топали
До тополи до топаля
До тополя до тополи
Да ноги –то оттопали.
Звук Л, ЛЬ
1.«Лодочка» - по картинкам
Лодочка, лодочка, лодочка- лебёдочка
По воде несётся флаг из ткани вьется.
2.«Лампочка»- легкий вариант
- Лампочку включил(ла) –пальцы выпрямлены- ладошка
Лампочку выключил(ла) – сжаты в кулак
- Мы лампочку зажжем – усложненный вариант
А потом гулять пойдём –меняем руки одна кулак, другая ладонь
Наша лампочка сияет
Домик светом освещает.
3.«Кошка»
Кулачок – ладошка, кулачок - ладошка –те же движения, что в лампочке.
Я иду, как кошка.
4.«Тесто» - ритмичные движения- сжали все пальцы, разжали.
Тесто мнём, мнём
Тесто жмём, жмём
Калачей мы испечём!
5.«Колобок» пальцы обеих рук- большой и мизинец шагают по столу, остальные пальцы слегка согнуты .
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И всё шел и шёл.
6.«Птички»
Птички летели- ладони смотрят на грудь, большие пальцы сцеплены
Головами махали –остальные пальцы сжаты и выпрямлены в движении
Сели-посидели и опять полетели.
7.«Замок»
На петлях весит замок- пальцы в замочке
Кто его повесить смог? – пожимаем плечами
Мы замочек потянули, - тянем сцепленные кисти в стороны
Мы замочек постучали – стучим основанием кистей друг о друга
Мы замочек поломали – крутим сцепленные кисти
И сломали!
8«Компьютер» как у пианиста пальцы опускаются на стол по порядку.
На столе железный дятел,
Лист бумаги конопатил,
Стукал, стукал без оглядки
И отстукал нам загадки.
9.«В магазине»
Лежали на полке – ладони обеих рук выпрямлены и лежат на столе
Стояли на полке - ставим их ребром к столу
Слоны и собаки – поочередно загибаем пальцы
Медведи и волки
Пушистые кошки
Железные ложки
И утки и дудки
И куклы малютки.
10.«Два близнеца»
Мы два близнеца, два птенца – руки в кулачках, затем по тексту
Вылупляемся из яйца
Клювики, лапки, глазки и хвостик
Мы появились на свет.
11.«Кусачий котёнок»- (с прищепкой)
Мяу –мяу- мяу – кусается сильно котёнок глупыш
Мяу –мяу- мяу – он думает это не палец, а мышь
Мяу –мяу- мяу –мне весело с тобою малыш.
12.«Мальчик-пальчик» поочередно загибаем пальцы на одной руке
С этим пальчиком в лес ходил,
С этим пальчиком лису ловил,
С этим пальчиком на поляне был,
С этим пальчиком песни пел.
13.«Пила»
Вот взялась кума за дело одну ладонь ставим ребром к ладони другой руки
Завизжала и запела: выполняем пилящие движения
Ела, ела, ела дуб
Поломала зуб, зуб.
14.«Ягоды»
С веток ягоды снимаю- имитируем по тексту
И в лукошко опускаю – ладошка в виде лукошка
Ягод –полное лукошко- одна ладонь горкой накрывает другую
Я возьму ещё немножко и поем ещё чуть- чуть
Легче будет к дому путь.
4 блок – звук Р
1.«Шарик» - пальцы обеих рук соединены друг с другом подушечками пальцев
Я надул упругий шар
Укусил меня комар
Лопнул шар не беда – ладошки прижимаем друг к другу
Новый шар надую я.
2.«Улитка» - по картинке
Улитка, улитка, высуни рога
Дам тебе я хлеба и молока.
3.«Цветочек» -сомкнутые и чуть округлые ладони- бутон цветка. Лепестки цветка медленно начинают раскрываться (пальцы начинают расходиться в стороны)
Солнце поднимается
Цветочек распускается
Солнышко садится
Цветочек спать ложится.
5.«Хомячок»
Хомячок, хомячок - рука сжата в кулак, с силой разжимаем по – порядку все пальцы.
Разожми мой кулачок.
Разожми, разожми.
Что найдёшь – себе возьми.
6.«Угадай на букву Р» поочередно загибаем пальцы руках.
Рыба! Рыжик! Рысь! Рыбак!
Радуга! Ракета! Рак! Нет не рак.
Тогда ромашка, рыболов, ружье, рубашка.
Может рама или ручка?
Нет! А так это жучка!
Под столом она сидит
И на нас собой рычит РРРРР.
7«Крот» - пальцами изображаем рытье земли
Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.
8«Правая и левая» показ по тесту
Правая и левая водят поезда
Правая и левая строят города.
Правая и левая могут шить и штопать
Правая и левая могут звонко хлопать.
За окошком ходит ночь руки так устали
Правая и левая спят на одеяле.
9.«Воробушек» указательный и средний пальцы прыгают по столу.
Прыг- скок, прыг-скок
По дорожке, где песок
Скачет старый воробей
Крошки надо дать бедняжке
Пусть клюет на радость пташке.
10.«Уставшие ножки» указательный и средний пальцы правой руки шагают по столу.
По тропинке, по дорожке
Шли уставшие две ножки
А навстречу шел баран – левой рукой показываем барана
–бе сказал и забодал.
Звук Р,РЬ
1.«Дом и ворота» - по картинке
На поляне дом стоит – изображаем дом руками
На а путь к нему закрыт – изображаем закрытые ворота
Мы ворота открываем – изображаем открытые ворота
В этот домик приглашаем - изображаем дом руками
2.«Ножницы» - по картинке
Режу, режу, ткань верчу
Научиться шить хочу!
«Человечки» - по картинке
Побежали вдоль реки
Дети на перегонки.
«Курочка» - по картинке
Зернышко за зернышко
Курочка клюет
В клюве своим деткам
Зернышко несёт.
5.«Этот братец»
Этот братец хочет спать – поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца
Этот братец прыг в кровать.
Этот братец прикорнул,
Этот братец уж заснул.
Тише, тише не шуми – поднимаем большой палец вертикально
Братиков не разбуди!
Встали братики. Ура! – шевелим всеми пальцами
В детский сад идти пора!
6.«Капуста»
Мы капусту рубим- рубим – движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы капусту режем, режем - движения прямыми ладонями вперёд- назад
Мы капусту жмём-жмём – сжимают и разжимают кулаки
Мы капусту солим- солим – имитируем посыпание солью
Мы морковку трём-трём. – потираем кулак о кулак
7.«Флажок»
Я в руках флажки держу - левая рука поднята вверх ладонью от себя, а правая
И ребятам всем машу опущена вниз - машем
8.«Лодочка»
Две ладошки прижму – руки ладошкой
И по морю поплыву
Две ладошки, друзья - это лодочка моя
Паруса подниму и дальше поплыву. – большой палец поднят вверх.
9.«Рыбки»
Рыбки весело резвятся – кисти рук имитируют рыбок
В чистом, тепленьком пруду
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
10.«Домик»
1,2,3,4,5 - вышли пальчики гулять – разжимание пальцев по одному, с большого
1,2,3,4,5 – в домик спрятались опять – сжимание пальцев, начиная с мизинца
11.«Бабочка» руки скрещиваем в запястьях и прижимаем ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Взмах крыльев осуществляется только легким но резким движением в запястьях
Видишь бабочка летает,
На лугу цветы считает:
1,2,3,4,5 – ох считать не сосчитать - сгибаем пальцы, начиная с мизинца
6,7,8,9,10 - разгибаем пальцы по одному, начиная с большого
Даже мудрая сова сосчитать бы не смогла!
12.«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики – пальцы рук в замке
Мы с тобой подружим маленькие пальчики – касание пальцев рук
1,2,3,4,5 – поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца
Начинай считать опять – руки вниз, встряхнуть кистями
1,2,3,4,5 - поочередное касание одноименных пальцев, начиная с большого
Мы закончили считать.
13.«В гости»
В гости к пальчику большому – выставляем вверх пальцы обеих рук
Приходили прямо к дому – изображаем дом руками
Указательный и средний – называемые пальцы соединяются с большими пальцами
Безымянный и последний- на обеих руках
сам мизинчик – малышок постучался о порог – постучать мизинчиками
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя – сжимание и разжимание пальцев.
14.«Крючки» руки сжаты в кулак, мизинцы сцеплены друг с другом и так же остальные
Наши пальчики сцепились Вот сцепились два крючочка
И тянули, и крутились. Есть у нас теперь цепочка
Каждый хочет победить Будем мы её тянуть
И награду получить Чтоб крючочки разогнуть.
Литература:
- Крупенчук О.И. « Пальчиковые игры для детей 4-7 лет» С.-П. 2010г.
- Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» АСТ 2007г.
- Новиковская О.А. « Пальчиковая гимнастика» АСТ 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики....
Картотека по автоматизации звуков в стихах «Трудные звуки»
Вашему вниманию предлагается картотека по автоматизации звуков в стихах.Автоматизируется звук в строго определенной последовательности: в слогах, словах, предложениях, стихах и наконец — рассказ...
картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки
Стихотворные тексты используются логопедом, воспитателем или родителями на этапе автоматизации уже поставленного звука.После постановки звука переходят к этапу автоматизации. Автоматизацию...
Автоматизация звуков с использованием пальчиковой гимнастики
Данный материал используется для автоматизации поставленного звука Ш с пальчиковой гимнастикой...
Автоматизация звуков в стихах ЗВУК [Л]
Стихотворение взято из книги Смирновой Л.Н. «Учим звуки». Стихи очень хорошие. Они помогают автоматизировать звук, пополнять словарный запас, отрабатывать предложно-падежные конструкции. Я...
Картотека по автоматизации звуков в стихах - Трудные звуки
Звуки Ш -Ч К Чебурашке в чашкуШлепнула...
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.
Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики....