Консультация: «Шумовой оркестр, как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ»
консультация
Основной формой непосредственной музыкально-коррекционной деятельности являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым уделяется на занятиях большое внимание. Игра на дми способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию, психологических процессов – памяти, мышления, внимания, развития мелкой моторики, слухового восприятия, умственных способностей, двигательной реакции, что очень важно для детей, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, у детей развиваются музыкальные способности: слух, чувство ритма, обостряется интерес и внимание к музыкальным произведениям.
Шумовой оркестр – один из наиболее доступных и одновременно развивающих видов творчества для детей с ОВЗ. Занимаясь на занятиях шумовым оркестром, дети приобщаются к миру музыки в качестве активного слушателя и исполнителя. Шумовой оркестр – это игровая педагогика: дети не замечают, что их учат играя.
В шумовой оркестр входят различные виды инструментов: ложки, бубны, трещотки, бубенцы, маракасы, колокольчики, треугольники др. Чтобы играть на них, не нужно специально учить ребенка и осваивать способ извлечения звука, достаточно потрясти, постучать и встряхнуть, что наиболее доступно для детей. Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов.
Самый простой и доступный детям музыкальный инструмент – это погремушка. Дети с удовольствием играют на них, а когда ещё и под музыкальное сопровождение – восторгу нет конца. Но как их научить играть в том нужном музыкальном моменте, где это действительно нужно, а где погремушка должна помолчать? В этом нам поможет игра «Спрячь погремушку». Дети играют, и в партии погремушки нужно сделать паузу, ребята прячут её за спину, так они учатся выдержке и умению слышать и слушать музыку. Происходит первая встреча с миром шумовых инструментов. С помощью игры «Угадай, чей голос» дети узнают звучание разных музыкальных инструментов. Вначале они рассматривают инструменты, слушают как они звучат, а после этого играют: ребята с удовольствием отгадывают, какой инструмент звучит.
Игра на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.
На начальном этапе работы дети осваивают простейшие музыкальные композиции из рнп, где устанавливается очередность игры – по одному (сольно, группой 2-3 человека, вместе, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплачивает весь коллектив. Каждый ребенок пробует себя в музицировании.
На первом году обучения дети овладевают простейшими приёмами звукоизвлечения на инструментах, не имеющих звукоряда, таких как (бубны, маракасы, ложки, трещетки, колокольчики).
На овладение приемами игры уходит не так много времени. Гораздо больше приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения.
После овладения детьми простейших приёмов игры постепенно вводятся разнообразные музыкально-двигательные упражнения, игры на развитие ритма со звучащими элементами. С помощью этих игр формируется музыкальный слух, чувство ритма и координирование движений рук во время исполнения на шумовых инструментах.
После овладения детьми простейшими приёмами игры, на втором году занятий можно перейти на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений рук во время игры на шумовых инструментах. Для этого используют различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры со звучащими элементами, добавляется пластика. Подключается элементарное музицирование, которое соединяет в себе игру на музыкальных инструментах и танец.
Речь и движение являются той формой, которая дает возможность исполнять музыкальное произведение разнообразно: играть с элементами музыки и речи, менять тембр, ритм, фактуру, динамику и т.п. Разыгрывая сюжеты песен, играя вместе, дети с удовольствием общаются между собой, учатся взаимодействию друг с другом. Музыка, звуки, ритм помогают организму настроиться на правильную работу и откорректировать какие-либо нарушения.
На третьем году обучения воспитанники уже могут играть как индивидуально, так и в ансамбле соблюдая ритмический рисунок, при этом слышать и понимать музыкальные произведения, применяют практические навыки игры на 2 ложках и других музыкальных инструментах. Но самое главное, они понимают и чувствуют ответственность за правильное исполнение в ансамбле. Это и есть ожидаемый результат.
Венцом занятий становятся выступления шумового оркестра на развлечениях, праздниках, концертах, фестивалях не только в стенах детского дома, но и за его пределами. Этих выступлений ребята всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра на музыкальных инструментах – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях они учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. Дети на занятиях получают радость и с нетерпением ждали новых встреч.
Совсем недавно появилась инновационная технология оркестра, которую применяется на занятиях, автором является Татьяна Анатольевна Боровик «Хор рук». Это нетрадиционное исполнение ритмического рисунка с помощью ладоней. Этот способ удобен тем, что «музыкальный инструмент» находится всегда под рукой. Это не обычный оркестр с шумовыми инструментами, а двигательное двухголосье рук с помощью дополнительных атрибутов, будь это снежинки, листики, цветы, бабочки и т.д. Дети делятся на два ряда. В первом ряду дети сидят на стульях и исполняют «первую двигательную партию». Вторую партию исполняют дети, которые стоят позади первых и исполняют свою партию.
Такой вид оркестра помогает развивать у детей с ОВЗ свободную координацию движения, чувства ритма, слаженность межу исполнителями ансамбля, способность к двигательной импровизации, активирует внимание.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что шумовой оркестр доставляет ребёнку радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, эмоционально-эстетическое удовлетворение, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка и развитие гармоничной личности.
Играйте с детьми!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_gpo_shmatova_v.v._skazka.docx | 20.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100
(47545) 5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru
Доклад:
«Шумовой оркестр, как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ»
Докладчик:
музыкальный руководитель
Шматова В.В.
Мичуринск – Наукоград
Основной формой непосредственной музыкально-коррекционной деятельности являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым уделяется на занятиях большое внимание. Игра на дми способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ.
Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию, психологических процессов – памяти, мышления, внимания, развития мелкой моторики, слухового восприятия, умственных способностей, двигательной реакции, что очень важно для детей, а особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего, у детей развиваются музыкальные способности: слух, чувство ритма, обостряется интерес и внимание к музыкальным произведениям.
Шумовой оркестр – один из наиболее доступных и одновременно развивающих видов творчества для детей с ОВЗ. Занимаясь на занятиях шумовым оркестром, дети приобщаются к миру музыки в качестве активного слушателя и исполнителя. Шумовой оркестр – это игровая педагогика: дети не замечают, что их учат играя.
В шумовой оркестр входят различные виды инструментов: ложки, бубны, трещотки, бубенцы, маракасы, колокольчики, треугольники др. Чтобы играть на них, не нужно специально учить ребенка и осваивать способ извлечения звука, достаточно потрясти, постучать и встряхнуть, что наиболее доступно для детей. Работа проводится организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов.
Самый простой и доступный детям музыкальный инструмент – это погремушка. Дети с удовольствием играют на них, а когда ещё и под музыкальное сопровождение – восторгу нет конца. Но как их научить играть в том нужном музыкальном моменте, где это действительно нужно, а где погремушка должна помолчать? В этом нам поможет игра «Спрячь погремушку». Дети играют, и в партии погремушки нужно сделать паузу, ребята прячут её за спину, так они учатся выдержке и умению слышать и слушать музыку. Происходит первая встреча с миром шумовых инструментов. С помощью игры «Угадай, чей голос» дети узнают звучание разных музыкальных инструментов. Вначале они рассматривают инструменты, слушают как они звучат, а после этого играют: ребята с удовольствием отгадывают, какой инструмент звучит.
Игра на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.
На начальном этапе работы дети осваивают простейшие музыкальные композиции из рнп, где устанавливается очередность игры – по одному (сольно, группой 2-3 человека, вместе, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплачивает весь коллектив. Каждый ребенок пробует себя в музицировании.
На первом году обучения дети овладевают простейшими приёмами звукоизвлечения на инструментах, не имеющих звукоряда, таких как (бубны, маракасы, ложки, трещетки, колокольчики).
На овладение приемами игры уходит не так много времени. Гораздо больше приходится работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения.
После овладения детьми простейших приёмов игры постепенно вводятся разнообразные музыкально-двигательные упражнения, игры на развитие ритма со звучащими элементами. С помощью этих игр формируется музыкальный слух, чувство ритма и координирование движений рук во время исполнения на шумовых инструментах.
После овладения детьми простейшими приёмами игры, на втором году занятий можно перейти на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений рук во время игры на шумовых инструментах. Для этого используют различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры со звучащими элементами, добавляется пластика. Подключается элементарное музицирование, которое соединяет в себе игру на музыкальных инструментах и танец.
Речь и движение являются той формой, которая дает возможность исполнять музыкальное произведение разнообразно: играть с элементами музыки и речи, менять тембр, ритм, фактуру, динамику и т.п. Разыгрывая сюжеты песен, играя вместе, дети с удовольствием общаются между собой, учатся взаимодействию друг с другом. Музыка, звуки, ритм помогают организму настроиться на правильную работу и откорректировать какие-либо нарушения.
На третьем году обучения воспитанники уже могут играть как индивидуально, так и в ансамбле соблюдая ритмический рисунок, при этом слышать и понимать музыкальные произведения, применяют практические навыки игры на 2 ложках и других музыкальных инструментах. Но самое главное, они понимают и чувствуют ответственность за правильное исполнение в ансамбле. Это и есть ожидаемый результат.
Венцом занятий становятся выступления шумового оркестра на развлечениях, праздниках, концертах, фестивалях не только в стенах детского дома, но и за его пределами. Этих выступлений ребята всегда ждут с большим нетерпением, ведь игра на музыкальных инструментах – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях они учатся быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. Дети на занятиях получают радость и с нетерпением ждали новых встреч.
Совсем недавно появилась инновационная технология оркестра, которую применяется на занятиях, автором является Татьяна Анатольевна Боровик «Хор рук». Это нетрадиционное исполнение ритмического рисунка с помощью ладоней. Этот способ удобен тем, что «музыкальный инструмент» находится всегда под рукой. Это не обычный оркестр с шумовыми инструментами, а двигательное двухголосье рук с помощью дополнительных атрибутов, будь это снежинки, листики, цветы, бабочки и т.д. Дети делятся на два ряда. В первом ряду дети сидят на стульях и исполняют «первую двигательную партию». Вторую партию исполняют дети, которые стоят позади первых и исполняют свою партию.
Такой вид оркестра помогает развивать у детей с ОВЗ свободную координацию движения, чувства ритма, слаженность межу исполнителями ансамбля, способность к двигательной импровизации, активирует внимание.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что шумовой оркестр доставляет ребёнку радость музыкального творчества, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, эмоционально-эстетическое удовлетворение, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка и развитие гармоничной личности.
Играйте с детьми!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа , его богатейшего культурного наследия , в частности , народной инструментальной музыки , явл...
Консультация для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация музыкального руководителя для воспитателей...
Презентация ""Шумовой оркестр, как средство развития музыкальных способностей"
Презентация открытого занятия...
Консультация для воспитателей «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Консультация музыкального рукаводителя для воспитателей...
Буклет к мастер класс «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ»
Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса изготовлению самодельных музыкальных инструментов в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ....
Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...
«Шумовой оркестр, как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ»
Основной формой непосредственной музыкально-коррекционной деятельности являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для во...