Консультация для родителей. "Игры для развития речи дошкольников"
консультация

Первушина Жанна Вячеславовна

Консультация для родителей.  "Игры для развития речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Консультация для родителей.

Игры для развития речи дошкольников.

    Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать его к творческой  игре. Нельзя играть перед сном, нельзя перегружать ребенка слишком сложными по содержанию стихотворениями, т.к. у него пока незрелый речевой аппарат. Завершение игры необходимо обыгрывать, каждый раз придумывая новые ситуации (то оповещает колокольчик, то дудочка звучит, то приходит Мишка и напоминает ребенку о том, что игра закончилась. Прекрасный способ оздоровить ребенка с дефектами речи - зарядка на свежем воздухе с включением игровых приемов.

 «Доскажи слово» ( слова в скороговорках).

 Ащ- ащ- ащ- у Тани новый …плащ

 Ас-ас-ас- мы пили… квас

 Ош- ош-ош- ландыш так… хорош

Обратите особое внимание на развитие дыхания.

Дети тренируют силу и длительность выдоха, выполняя следующие упражнения.

 «Одуванчик»

Обдувать одуванчик сначала несколькими короткими, а затем одним долгим выдохом.

«Мыльные пузыри»

Пускать мыльные пузыри через соломинку, как клоуны.

Фонематическое представление формируется у детей через наблюдение за различными вариантами фонем, их сопоставление и обобщение. Поэтому с первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, чтобы сделать его в достаточной степени управляемым, приучить детей оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, связывая эти ощущения с акустическими раздражителями. Чтобы вызвать у ребенка интерес и избежать быстрого утомления, используем игры.

«Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ».

 

Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

 

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

 

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем

Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

 

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

 

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лёд ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

 

    Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Игры на развитие речи и мышления дошкольников"

В материале предложены игры для развития речи и мышления дошкольников....

Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»

Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»...

Консультация для родителей Игры для развития речи и мышления дошкольников

Консультация для родителей"Игры для развития речи и мышления дошкольников"  Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат&ra...

Консультация для родителей "Игры для развития речи и мышления дошкольников"

Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что "детей там учат". В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важноиграть вместе! Роди...

Консультация для родителей "Игры для развития речи дошкольника"

Для ребёнка  игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир....

Консультация для родителей. "Игры для развития речи дошкольников"

В материале представлены игровые приемы для развития речи детей дошкольного возраста. Игровые упражнения оказывают положительное влияние на развитие психологической базы речи....