Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
консультация
Консультация для родителей, в которой освящены проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в контексте нарушений фонематического восприятия. Рассмотрены вопросы этиологии. Выделены уровни ФФНР. Предложен алгоритм решения проблемы. Представлен материал по профилактике данного нарушения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.23 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи
Что такое ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Виды ФФНР
Логопеды выделяют три основных степени ФФНР:
- легкая – это дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;
- средняя – дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
- тяжелая – дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.
Характерные особенности речи детей с ФФНР
Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков. Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим, у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре («пуговица» — «пувица», «сковорода» — «кода») и звуконаполняемости слов («книга» — «нига», «мост» — «мот»).
Почему возникает ФФНР
В числе основных причин ФФНР могут быть: - патологии внутриутробного развития; - родовые травмы; - генетические сбои, семейная предрасположенность; - травмы головного мозга при падении или ударах в младенчестве; - вирусные заболевания (наиболее опасны в возрасте до года, а также в период сильно сниженного иммунитета); - сильные переживания и стрессы, в том числе хронические; - неблагополучная обстановка в семье, повышенная тревожность.
Занятия с логопедом
В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в свободной речевой деятельности, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью.
Какие специалисты помогают в коррекции ФФНР
В первую очередь, логопед. Он может назначить дополнительные обследования у отоларинголога и невролога, чтобы исключить проблемы со слухом и неврологические отклонения. Бывают случаи, когда дополнительно необходима консультация психолога, ведь иногда трудности с произношением возникают у детей после перенесенной травмы или сильного стресса. Здесь могут помочь сами родители, вспомнить, когда начались проблемы, не было ли серьезных потрясений: потери близкого человека, устройство в новый детский сад или переезд и т.д. и т.п.
Профилактика ФФНР
Для профилактики речевых нарушений у ребенка логопеды рекомендуют: - маме проходить все необходимые обследования во время беременности; - играть с ребенком в игры, направленные на развитие слухового внимания; - организовать правильное речевое окружение; -по возможности оградить ребенка от стрессовых ситуаций; - соблюдать режим дня; - давать ребенку нагрузки по возрасту, не перегружать занятиями и кружками.
А главное — при первых признаках нарушения речи не ждать, а обратиться к логопеду, который сможет грамотно оценить ситуацию и помочь ребенку.
Подготовила: учитель-логопед Белова М.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-316233-1381846837.jpg)
Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.
Мною было выбрана тема «Использование дидактических игр при преодолении фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи». Эта тема стала основной в моей педагогической деятельно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/19/picture-224634-1363722754.jpg)
Пояснительная записка к “Программе воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи” используемой на логопедических занятиях.
Особенности логопедической работы в условиях массового детского сада, где использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/15/picture-877967-1484504091.jpg)
Методическое пособие "Развитие звукопроизношения, фонетико-фонематического восприятия, связной речи детей от 3 до 7 лет"
Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними опытом, согласовать действия. Речь – необходимая основа ч...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/09/picture-652333-1439148804.jpg)
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/22/picture-861165-1613996954.jpg)
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи в возрасте 5-7 лет в условиях логопункта на 2017-2018 учебный год
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/14/picture-469487-1408021463.jpg)
«Индивидуальная траектория развития и успешной социализации учащегося с нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями опорно-двигательного аппарата Школы раннего развития «Успех» Громовой Киры.»
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, дос...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/31/picture-1281946-1604177500.jpg)
характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...