Мастер класс в детском саду "Будущий первоклассник"
методическая разработка (подготовительная группа)
Провела мастер класс с родителями. Обсуждали разные жизненные ситуации. Сделав вывод, родители составляли памятки "Психологическая готовность к школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_v_detskom_sadu_1_1.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников.
Тема: «Психологическая готовность к школе».
Цель: выявить необходимые требования к уровню созревания «психологической готовности» ребёнка к школе.
Задачи:
- обсудить с родителями ситуации и выявить, через проблемный диалог, те черты характера, которые способствуют формированию «психологической готовности» детей к школе;
- сравнить уровень, на котором находится ребёнок в раннем детском возрасте с дошкольным уровнем развития ребёнка 6-7л;
- создать итоговую таблицу и памятку «психологической готовности» будущих первоклассников, как опорный документ в воспитании и подготовки детей к школе;
- убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для коммуникативного общения со своими детьми для их всестороннего психического развития;
Оформление
«Главный метод воспитания - доставлять ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха.»
Даниил Борисович Эльконин.
Ход мастер-класса
- Представление педагога Яковлева Л.Д.
- Создание проблемной ситуации. (Активизация мыслительной деятельности).
- Ваши дети в этом году пойдут в школу. Но среди вас есть родители, у которых в семье уже есть ученики.
- Давайте сейчас вспомним каких успехов вы, как родители, ждали от своих детей?(отвечают родители).
- Оправдались ли ваши надежды?
- С какими проблемами вы, как родители, встретились, когда ваш ребёнок пошёл в школу?
(отвечают родители).
- А как вы думаете, почему не оправдались ваши ожидания, ведь ребёнок хотел пойти в школу, ему уже почти семь, он был более — менее готов к ней? (отвечают родители)
2.Вступительная беседа учителя.
- Успешность обучения школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен.
- Что вы, как родители, понимаете под словом «подготовка»?
(отвечают родители)
Под подготовкой ребёнка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счёта, письма и чтения.
Бесспорно, это важно, как важно развивать: речь, память, мышление и т.д.
Но вот ситуация: ребёнок пришёл в школу, он читает, пишет, решает несложные задачки; у него неплохая память, речь. Но, оказывается, не только это самое главное.
Не прошло и месяца, как ребёнок отказывается идти в школу; к концу урока не слушает учителя, отвлекается; кое-как выполняет то, что говорит учитель, даже если это простое игровое задание; еле высиживает до конца занятий; быстро утомляется.
Оказывается, очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые черты характера.
- Вывод: Ребёнок должен не только достичь определённого возраста, но и должен достичь ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ.
- Определение темы урока.
-Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (отвечают родители)
Тема нашего мастер-класса:
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.»
- А как вы думаете: кто ему в этом может и должен помочь?
(отвечают родители)
- Да, без общения со взрослыми, и в первую очередь с родителями ему просто не обойтись. Ведь общение ребёнка с окружающими его людьми - это источник его психического развития.
В мастер-классе используются материалы курса «Психологическая готовность к школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова
- Объяснение хода работы
1) разбор ситуаций коллективный
2) работа в группах по плану:
а) Обсуждение ситуации в группе.
б) Выявление главной черты характера, необходимой для психологической готовности будущего школьника, в группе.
в) Обсуждение
3) составление общей таблицы «Психологическая готовность ребёнка к школе».
- Работа над обсуждением ситуаций
1 ситуация (обсуждаем все).
«Отец научил своего шестилетнего сына играть в шашки.Однако их совместные игры всегда кончались одинаково.Ребёнок проигрывал, а папа выигрывал.При этом мальчик плакал и обижался, часто говоря что больше никогда не будет играть в шашки, что папа жульничает и только поэтому выигрывает и т. д. .Но на следующий вечер , встречая папу с работы, мальчик стоял в прихожей с шашками, уверяя, что теперь он обязательно выиграет, а если и проиграет, то расстраиваться не будет. Однако весь сценарий повторялся полностью. Через некоторое время отец вдруг осознал, что ребёнок перестал приставать к нему с игрой в шашки. Считая , что мальчик сильно травмирован, он предложил ему сыграть в шашки, пообещав, что на этот раз выиграет ребёнок .Ответ мальчика ошеломил отца: «Нет, я лучше пойду поиграю с соседским Вовкой. Он играет хуже меня.»
Вывод: 1.Ребёнок осознаёт свои эмоции (может предвидеть чем кончится данная ситуация) 2.Он учится управлять своими эмоциями. (Он приобретает способность избегать отрицательные ситуации и одновременно продуцирует ситуации, имеющие положительный характер.)
2 ситуация (работа в группах).
«Малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т. д.) что-то сделал-нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т. д.- и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает « сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по -собственному почину учиться что-то делать- подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы.»
Вывод: ребёнок сам, по своей инициативе, хочет чему-то научиться. Налицо активизация познавательной деятельности. Проявление любознательности.
3 ситуация (обсуждаем все).
«Когда Лене было 4 года мама с трудом усаживала её на диван и начинала читать ей интересную книжку. Лена ёрзала на диване, ей совсем не нравилась муха, которая всех угощала, а хотелось быстрее идти играть с соседским Алёшкой. Но мама была настойчива и упорно продолжала читать книгу целых 15 минут.
Но уже в 6 лет Лена с удовольствием оставляла все свои игры и бежала послушать очередную мамину сказку. Ей совсем не хотелось уходить ,она просила маму ещё и ещё почитать и затаив дыхание Лена с интересом слушала чтение мамы. А после окончания чтения, Лена знала всё о героях сказки и на все вопросы мамы отвечала с предельной точностью.
После чего она с нескрываемым удовольствием рассказывала полюбившуюся сказку соседскому Алёшке»
Вывод: Умение поддерживать внимание (не отвлекаться и дослушивать до конца).
4 ситуация (работа в группах).
«Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.»
Вывод: Возникновение и развитие способности принимать поставленные взрослым учебные задачи (действовать по чужой программе, принимая её за свою). Привносить что-то своё для достижения поставленной цели.
5 ситуация.
Каждый родитель, наверняка, понимает, что трудолюбие одно из важных составляющих будущего характера ребенка. То, чему Вы учите своих детей ежедневно носит название самообслуживание. Одновременно следует приучать ребенка оказывать посильную помощь для других.
Вывод: Воспитание трудолюбия через самообслуживание и труд для других.
6 ситуация (обсуждаем все).
«Учительница попросила принести чистую тетрадь. Саша вспомнил об этом по дороге в школу, но решил не возвращаться. Учительнице он сказал, что забыл.
Аня вспомнила о забытой тетрадке, когда уже вышла из дома. Но прийти в школу без неё было очень стыдно. «Ведь просили же, как я могла забыть!»-подумала Аня и вернулась за тетрадкой. Вера с вечера забыла про тетрадь. Но ночью, перелистывая события дня и думая о школе, она наказывала сама себе «Как бы не забыть!»
Вывод: Ответственность. (слово «должен» должно обязательно звучать в каждой семье.
7 ситуация (работа в группах).
«Маше на день рождения подарили интересную игру.
Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила навести порядок в комнате и помыть посуду.. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.»
Вывод: Развитие воли и произвольности поведения (понимает слова «можно, нельзя, надо»). Самоконтроль и самоорганизация.
8 ситуация.
Ребенку следует давать возможность принимать решения самому сначала, начиная с простых бытовых ситуаций. Не менее важное – сохранять спокойствие, не ругаться, если он ошибся, а вместе разобраться с причинами неудачи и подтолкнуть для принятия верного решения.
Вывод: Самостоятельность (умение принимать самостоятельное решение).
- Обобщение.
Итог. Составление памятки «Психологическая готовность ребёнка к школе».
Мы обсудили различные ситуации и пришли к выводу, что
У старшего дошкольника перед поступлением в 1 класс должны быть воспитаны следующие черты характера:
1.Управление эмоциями | 2.Любознательность. | 3.Внимательность | 4. Принятие задачи |
5. Трудолюбие | 6. Ответственность. | 7.Самоконтроль и самоорганизация | 8.Самостоятельность |
- Вывод:
Если родители в семье создали все условия для воспитания данных черт характера, то можно с уверенностью сказать, что ребёнок, как будущий школьник, будет «психологически готов» как к поступлению в школу, так и к успешному обучению в ней.
Все перечисленные черты характера формируются при непосредственном влиянии общения ребёнка со взрослыми.
Нужно всегда помнить, что:
Основа основ сложного процесса воспитания ребёнка - простое подражание родителям.
- Рефлексия для родителей:
- Подведем итоги нашей совместной деятельности.
- Просим оставить свои положительные отзывы на листочках зеленого цвета. Был ли мастер-класс полезен для Вас, пригодится ли Вам информация в дальнейшем воспитании детей?
- Если же у Вас возникли вопросы, можете их написать на листочках красного цвета.
- Вручение ПАМЯТКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ». Слова благодарности.
У старшего дошкольника перед поступлением в 1 класс должны быть воспитаны следующие черты характера:
1. | 2. | 3. | 4. |
5. Трудолюбие | 6. | 7. | 8.Самостоятельность |
У старшего дошкольника перед поступлением в 1 класс должны быть воспитаны следующие черты характера:
1. | 2. | 3. | 4. |
5. Трудолюбие | 6. | 7. | 8.Самостоятельность |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.Управление эмоциями | 2.Любознательность | 3.Внимательность | 4. Принятие задачи |
5. Трудолюбие | 6. Ответственность | 7. Самоконтроль и самоорганизация | 8.Самостоятельность |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.Управление эмоциями | 2.Любознательность | 3.Внимательность | 4. Принятие задачи |
5. Трудолюбие | 6. Ответственность | 7. Самоконтроль и самоорганизация | 8.Самостоятельность |
2 ситуация (работа в группах).
«Малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т. д.) что-то сделал-нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т. д.- и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает « сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по -собственному почину учиться что-то делать- подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы.»
2 ситуация (работа в группах).
«Малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т. д.) что-то сделал-нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т. д.- и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает « сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по -собственному почину учиться что-то делать- подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы.»
2 ситуация (работа в группах).
«Малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т. д.) что-то сделал-нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т. д.- и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает « сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по -собственному почину учиться что-то делать- подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы.»
2 ситуация (работа в группах).
«Малыш увидел, как его сверстник или кто-то другой (брат, сестра, мама и т. д.) что-то сделал-нарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил красивый замок и т. д.- и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает « сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по -собственному почину учиться что-то делать- подражая действиям другого, задавая бесчисленные вопросы.»
4 ситуация (работа в группах).
«Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.»
4 ситуация (работа в группах).
«Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.»
4 ситуация (работа в группах).
«Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.»
4 ситуация (работа в группах).
«Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для постройки дома.»
7 ситуация (работа в группах).
«Маше на день рождения подарили интересную игру.
Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила навести порядок в комнате и помыть посуду.. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.»
7 ситуация (работа в группах).
«Маше на день рождения подарили интересную игру.
Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила навести порядок в комнате и помыть посуду.. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.»
7 ситуация (работа в группах).
«Маше на день рождения подарили интересную игру.
Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила навести порядок в комнате и помыть посуду.. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.»
7 ситуация (работа в группах).
«Маше на день рождения подарили интересную игру.
Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама ушла на работу и попросила навести порядок в комнате и помыть посуду.. Маше очень не хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив работу, села играть.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс «Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста »
Мастер - класс "Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста"...
Собственная методическая разработка на тему: "Особенности проведения мастер – классов в детском саду".
Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить эффективное проведение мастер – классов в детском саду....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Мастер -класс дает возможность представить приемы работы с родителями по обучению их игровым действиям, развивающим у ребенка навыки связной речи, расширение словарного запаса....
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников Тема: «Психологическая готовность к школе»
Очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно как можно раньше воспитать определённые чер...
Мастер класс "Игры для будущего первоклассника"
В данном мастер классе представлены игры изготовленные из бросового материалла, для обучения старших дошкольников математическим предстаслениям...
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"
мастер класс "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества"...
Мастер-класс «В семье будущий первоклассник» (с элементами тренинга)
Мастер-класс – «В семье будущий первоклассник» (с элементами тренинга) разработан для родителей будущих первоклассников.Цели:- развивать слуховую память, мышление и...