Мы в гости к Пушкину спешим
консультация (подготовительная группа)
Через сказку человек может увидеть историю того мира, который некогда присутствовал на земле, быт и культуру людей, и даже можно явно представить, как выглядели герои, во что они были одеты, что умели делать и как они жили. В сказках всегда побеждает добро, а зло бывает наказанным. А еще сказки учат уму - разуму, и почти в каждой из них говорят: "Сказка - ложь, да ней - намек. Добрым молодцам - урок!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_v_detstve_vse_chitayut.docx | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказки в детстве все читают,
Увлекает их сюжет.
Сказка часто помогает
На вопрос найти ответ.
Если умным хочешь стать,
Стоит сказку прочитать,
Сказки Пушкина найди
И скорей прочти.
Сказочные образы, созданные поэтом, настолько удивительны и реалистичны, что не дают оторваться от чтения и дают волю воображению. Маленький читатель легко может представить и "ученого кота" и "дуб зеленый" и богатырей, выходящих строем из волн моря.
Чему учат сказки Пушкина?
Прежде всего, добру и пониманию что любое зло будет наказано.
В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.
Знакомство со сказками великого русского поэта рекомендуется начинать с двухлетнего возраста.
В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.
Малышам будут интересны герои сказок Пушкина, события, происходящие вокруг них.
Чуть позже, в старшем возрасте, придет понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удается им выпутываться из сложных ситуаций.
Для начала вполне достаточно читать Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из "Сказки о царе Салтане..." о белочке или кораблике.
Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором.
Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя".
А знаменитое "У лукоморья", где собраны многочисленные сказочные персонажи.
С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Все сказки Пушкина детям доступны и в мультипликационном варианте.
Можно посмотреть их конечно же.
Но насколько интереснее именно читать эти удивительные истории и дать возможность ребенку самому представлять себе, как выглядят главные герои, что их окружало.
Не многие из нас знают сколько сказок написал великий А.С. Пушкин.
Вот список сказок Пушкина:
1."Сказка о рыбаке и рыбке",
2."Сказка о попе и о работнике его Балде",
3."Сказка о золотом петушке",
4."У лукоморья дуб зелёный..." (вступление к поэме "Руслан и Людмила")
5."Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди",
6."Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
7."Сказка о медведихе"
8."Песнь о вещем Олеге"
9."Царь Никита и сорок его дочерей".
Наиболее известны и популярны 5 сказок Пушкина.
Читайте сказки выразительно и эмоционально.
Это поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
Чему научит маленьких читателей сказка Пушкина.
"Сказка о попе и работнике его Балде
" Не гонялся бы ты поп за дешевизной"
- в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки.
За все надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
"Сказке о рыбаке и рыбке".
Насколько плохо и себе дороже быть жадным .
Пушкин великолепно преподал урок того, как легко потерять все, поддавшись глупости и жадности.
"Сказка о царе Салтане"
Зависть и ложь сестер и бабки Бабарихи привели к страданиям и трудностям царицы и ее сына.
Но, как и полагается в сказке для детей , побеждает любовь и прощение.
Не стоит верить никому на слово, ведь злые помыслы недругов могут испортить жизнь и принести в нее много неприятных и неправильных решений.
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Это история о победе верности и доброты над гордыней и злобой.
"Сказка о золотом петушке"
История про царя Дадона учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Кто не читал Пушкина - тот не жил в России. Уверена, что и в других странах Пушкина любят и знают. И не только за то, что он писал сказки в стихотворной форме, а за то, что эти сказки были интересны всегда и во все времена не только детям, но и взрослым. В них есть не просто сюжет, но и глубинный смысл. Не мудрствуя лукаво, прочитав его произведения, вдруг понимаешь, на сколько сильны были традиции предков, и как много было убрано из нашей истории.
До христианства на Руси было язычество. Сейчас много чего позабыто и утрачено. А ведь это тоже был мир, древний и, може быть, малознакомый, но мир! Само по себе язычество - это религия, и как любые другие, она подразумевает под собой веру.
О житие до христианства на Руси сохранились мифы и предания. Сами по себе мифы - это невымышленные события, которые впоследствии могли обрасти какими -то волшебными деталями, которые к основному событию приписал сам народ. Это древнее народное сказание о легендарных героях и богах.
У всех народов есть свои мифы. У славян они тоже имеются. Они передавались в устном народном творчестве от отца - сыну, от сына - внуку, и были просто фольклором, который позже многие писатели собрали в сборники сказок, песен, стихов, закличек, прибауток и т.д.
С приходом христианства на Руси язычество постепенно растворилось в новой вере, и произошло не обычное смешение старого и нового, что дало возможность появиться и укрепиться на нашей земле Русскому Православию.
Как же теперь продолжают жить в нашей культуре древние мифы наших предков? - Через сказку! Особенно, если она содержит волшебство. Такие сказки называются волшебными. Мифы превращались в сказки не сразу, а лишь тогда, когда какой -то герой, совершивший какой - либо поступок, приобретал волшебные свойства, или силу в устном народном творчестве.
В сказках Пушкина одушевляются природные явления: Солнце, Ветер, Месяц. Они могут разговаривать с главным героем и даже имеют знания большие, чем сам герой. В мифах сын Солнца называется Даждь - Бог, а в сказках он же - Иван Царевич.
Через сказку человек может увидеть историю того мира, который некогда присутствовал на земле, быт и культуру людей, и даже можно явно представить, как выглядели герои, во что они были одеты, что умели делать и как они жили. В сказках всегда побеждает добро, а зло бывает наказанным. А еще сказки учат уму - разуму, и почти в каждой из них говорят: "Сказка - ложь, да ней - намек. Добрым молодцам - урок!"
Сказочным творчеством А.С.Пушкин занялся в зрелом возрасте. Большое значение в его жизни сыграла няня - Арина Родионовна. Она маленькому Александру рассказывала тысячи сказок, которые он запомнил, полюбил и дал некоторым из них вторую жизнь в своих произведениях. Во многом, к написанию сказок подтолкнул его друг и учитель В.А.Жуковский.
Его поэма "Руслан и Людмила" - ничто иное, как сказка. Руслан - Русь любящий дух, Людмила - людям милая вера христианская. Поэма повествует о крещении Руси.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мед из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.(см. здесь)
Здесь речь идет о Князе Владимире - ясно солнышко, который принял решение о крещении Руси. До этого у славян был свой пантеон богов.Далее рассказывается о том, что Людмила была похищена, как и вера Христова временами претерпевала забвение. Образ Черномора - это образ темных служителей темных сил. Ну и все заканчивается победой добра над злом.
" Сказку о рыбаке и рыбке" Пушкин пишет в свои 34 года. В ней муж - главный герой и его жена - старуха. Жили они у "самого синего моря". "Ровно тридцать лет и три года".
Автор не даром говорит об этом числе, потому, что в нем есть мистическая составляющая: в нумерологии это число символизирует множественность, силу, завершенность и совершенство. А в данной сказке идет смысл такой, что супруги очень долго прожили вместе, и вместе состарились. И все у них было бы по - старому, пусть и бедно, но мирно, если б не появилась Золотая рыбка, как символ денег, богатства и власти. Но становится ли человек счастливее от того, что у него есть деньги? - Пушкин не только показал, какие беды случились у старика, когда он стал просить у рыбки выполнения старухиных желаний, но и к чему это все приведет. В данной сказке не так уж плохо все закончилось - с чем были, с тем и остались. Могло быть все гораздо хуже.
В индийской мифологии Золотая рыбка является одним из аватаров Бога. И когда старуха пожелала быть владычицей морскою - это означало, что она пожелала стать выше Бога, а чтоб Бог был у нее исполнителем ее прихотей.
"Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".
В Ветхом Завете описано падение человечества в лице наших первопредков - Адама и Евы, которые не имели физических тел и находились в тонкоматериальном состоянии. Но в нашем мире они стали другими. Человек состоит из Духа, Души и Тела. Отец наш Небесный создал Вселенную и все, что есть в ней - из Себя. "Царь с царицею простился" - Царь - дух, Царица - материя земли.В физических телах мы как бы перестали слышать его , а в сказке он уезжает далеко. "Снег валится на поля..." - без духовности - пустота. "Вот в Сочельник, в самый, в ночь, Бог дает царице дочь". Здесь прямой намек на приход Миссии. И неважно, что у поэта он назван дочерью. Все равно речь идет о Спасителе.
Затем возвратился царь - отец, а царица вздохнула и умерла. Мир времен Ветхого Завета остается в прошлом, а в мир приходит Спаситель.
Вскоре царь берет себе другую супругу, которая хоть и прекрасна внешне, но имеет не приятный характер. И она не хочет оставлять в живых дочь от первого брака мужа. Она ее хочет лишить жизни, но в итоге та только засыпает на очень долгий срок. Правда это напоминает Христа? - Он умер, но от воскрес! И в сказке мертвая царевна оживает, когда ее разбудил поцелуем Елисей.
Такой смысл виден в каждой сказке Пушкина. Самое интересное, что христианство и то, что осталось от язычества здесь получили крепкий сплав и стали прочной основой произведений. "У Лукоморья дуб зеленый.." - это не просто какой -то там дуб - это дерево жизни. В Язычестве священный образ единства всего МИРА (подземного, земного и небесного - как нить связывающая ТРИаду бытия), а у Пушкина - это основа всех его сказок.
"Три девицы под окном пряли поздно вечерком..."Сказка о царе Салтане"- одно из совершеннейших произведений Великого поэта.
Во - первых, сказка имеет весьма длинное название: "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Во - вторых, это имена героев сказки, которые весьма необычные. Ну и сам царь, который ходит и подслушивает что -то, кажется нам очень необычным. А князь Гвидон вырос "не по дням, а по часам".
Лебедь и Коршун - это прямая отсылка к борьбе добра со злом. Добро - это лебедь, и Гвидон помогает ей справиться со злым Коршуном.
В сказке множество других волшебных персонажей: белочка, 33 богатыря и сама Царевна Лебедь. Снова появляется число 33. как число силы, магии и т.д.
В сказке удивительно сплетены языческие и христианские символы - маковки церквей, купола монастырей и языческая ель с изумрудными орешками.
Сам же остров, на котором проживает Князь Гвидон - это такое место, где люди живут по закону и очень хорошо, богато. Нет бедных и обделенных, и это все от того, что Князь правит справедливо. Такой город - вполне себе райское местечко, и к такой жизни все стремятся, ну хотя бы посмотреть на нее. А сам Князь может обращаться с помощью Царевны Лебеди то в муху, то в шмеля, чтобы подглядеть за миром, где живет его отец - опять же отсылка к миру обычных земных людей.
Благодаря сказкам Пушкина мы не только представляем в ярких красках картины очень далекого прошлого, но и открываем для себя мир духовный, мир полета фантазии и мир добра и зла. Все это ненавязчиво ложится на подсознание, и даже без такого разбора, который сделан мною выше, любому человеку, даже ребенку становится все понятно. Сказки учат добру, мудрости предков и приоткрывают завесу прошлого. В любой из них лежит глубокий смысл, который подразумевает, что история России намного больше, чем та, которую мы сейчас знаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Сказка в гости к нам спешит" для детей младшего возраста"
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувств...
"В гости к нам спешит зима" (комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе (декабрь).
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе с опорой на дидактический материал "Из детства- в отрочество" (декабрь). Тема:"В гости к нам спешит зима"....
Весняночка в гости к нам спешит
Конспект ООД в образовательной области «Коммуникация» в подготовительной школе группе...
Педагогический проект "Сказка в гости к нам спешит" для детей средней группы д.с.
В данный проект входит рекомендуемая литература для чтения детям, конспекты непосредственно образовательной деятельности, информация для родителей и т.д....
Конспект итогового занятия НОД «Коммуникация» во второй младшей группе на тему «Сказка в гости к нам спешит» .
Обобщать знания о сказках; Развивать коммуникативные навыки;Побуждать детей к активному участию...
Конспект викторины - игры "Я в гости к Пушкину спешу"
Познавательная викторина-игра для старших дошкольников поможет детям закрепить знания о великих сказках А.С.Пушкина....