Консультация для родителей "Адаптация детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей "Адаптация детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Анастасия Муханова
Консультация для родителей.
«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к
условиям дошкольного образовательного учреждения.»
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего,
первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не
все дети принимают сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление
охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем
ревом и криками выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые
не плачут и с радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало,
у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.
Почему так происходит?
Психологи определяют адаптацию как приспособление организма к новым
условиям, требующее от него огромных энергетических затрат и зачастую
приводящее к стрессу.
Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка
в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному
образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с
окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий
будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется
приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не
всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:
до 1 месяца – лёгкая адаптация;
до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;
от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.
Снижение общительности.
Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются
контактировать с социумом. Это вполне естественно. В этом возрасте малышей
отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.
Низкий познавательный интерес.
Из – за стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в
образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая
наблюдать за действиями взрослых и одногруппников.
Обратное развитие.
Ребёнок «теряет» ранее приобретенные социальные навыки, которые успешно
применял дома: перестает одеваться, использовать столовые приборы, горшок.
Деградация речи.
Дети, которые хорошо говорили, начинают опять говорить «младенческие» слова –
например, бибика.
Изменение двигательной активности.
Одни дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и
медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в
первую очередь, от типа темперамента.
Нарушение сна.
В спальню идут со слезами и криком. Во время сна часто просыпаются,
вскрикивают.
Пониженный аппетит.
Есть дети которые спокойно садятся за стол кушать, а есть дети, которые могут
«объявить голодовку». Но спустя не которое время они всё - таки садятся за стол.
Частые заболевания
Сопротивляемость организма заметно снижается, любой сквозняк способен
вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию
приходится начинать буквально с нуля.
Как облегчить период привыкания к детскому саду?
Оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без
них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же,
нежелание малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно
домой любую маму заставят волноваться.
Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно
адаптироваться в учреждении дошкольного образования.
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются
обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и
заботы.
Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от
воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь
ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более
безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к
детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации:
- Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения
дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок
привык к нему.
- Приближайте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует
кормить его только протертой пищей!
- Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков
самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и
одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет
чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно
скажется на его самочувствии.
- Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок.
Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что
дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела
ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу
для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что
это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно
заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм
действий в первые дни.
- Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации
оставлять ребенка в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно
всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания.
Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и
еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.
- Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно
водить его в детский сад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной
непосещения ДОУ.
- Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте,
уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером),
целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.
- Создайте мотивацию для посещения детского сада: по тебе соскучились друзья ..
- Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.
- Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу,
бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детский
сад.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка к садику:
- Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не
будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место,
которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
- Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка
за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция
для детей этого возраста. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте,
что вы его очень любите и обязательно заберете из детского сада.
- Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если
мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Изза не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не
плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в
садике на ночь. Таким образом, можно навсегда потерять доверие ребенка.
Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать
«пустых» обещаний.
Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду
Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с
помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому
саду. Поиграйте со своими детишками в такие
игры:
«Детский сад»
Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:
«Дети собираются на прогулку».
«Дети обедают».
«Дети приходят в детский сад».
«Дети готовятся к дневному сну».
«Дети на прогулке».
Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут
игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском
саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.
«Сочиняем сказку»
Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в
детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка.
И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский
сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но
он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с
воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат
рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на
которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а
вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась.
Вместе они радостные ушли домой».
«Хорошо-плохо»
Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо
так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, а при
отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».
Варианты вопросов:
играть с игрушками в детском саду;
плакать утром;
дружить с другими детками;
стесняться попроситься в туалет;
самостоятельно кушать суп;
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за
ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе,
поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, сохраняйте
спокойствие, настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду,
постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского
сада, демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.
Скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста
Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности. В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить много...
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми»
Дети третьего года жизни – непоседы, они, как правило, уже освоили ходьбу, пытаются быстро перемещаться. Данный возраст характеризуется неуёмным желанием бегать, прыгать, вертеться, ку...
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»
Родителям нужно говорить ребенку о войне понятным и доступным языком. Рассказать о Дне Победы. Что бы защитить нашу землю шли стар и мал....
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Воспитание ответственности и самостоятельности у детей"
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Воспитание ответственности и самостоятельности"...