Консультация для родителей "Адаптация детей младшего дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)

Муханова Анастасия Алексеевна

Консультация для родителей "Адаптация детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Анастасия Муханова

Консультация для родителей.

«Адаптация детей младшего дошкольного возраста к

условиям дошкольного образовательного учреждения.»

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего,

первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не

все дети принимают сразу и без проблем. Многие детки поначалу на удивление

охотно идут в группу, достаточно легко переживают разлуку с мамочкой, но затем

ревом и криками выражают свой протест. Конечно, встречаются малыши, которые

не плачут и с радостью спешат к тете-воспитательнице. Но таких детей очень мало,

у остальных привыкание затягивается на долгие месяцы.

Почему так происходит?

Психологи определяют адаптацию как приспособление организма к новым

условиям, требующее от него огромных энергетических затрат и зачастую

приводящее к стрессу.

Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка

в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному

образу жизни, режиму, видам деятельности, характеру пищи, взаимоотношениям с

окружающими, правилам поведения и т. д. В детском саду большинство условий

будет новыми и непривычными для ребенка, к ним малышу придется

приспосабливаться и привыкать. Адаптация к новым социальным условиям не

всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

до 1 месяца – лёгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжёлая адаптация.

Снижение общительности.

Иногда, даже хорошо говорящие дети замыкаются в себе, отказываются

контактировать с социумом. Это вполне естественно. В этом возрасте малышей

отсутствует сюжетно-ролевая игра, они играют параллельно друг другу.

Низкий познавательный интерес.

Из – за стресса дети не интересуются интересными игрушками, вовлечь их в

образовательный процесс сложно. Ребенок сидит в сторонке, предпочитая

наблюдать за действиями взрослых и одногруппников.

Обратное развитие.

Ребёнок «теряет» ранее приобретенные социальные навыки, которые успешно

применял дома: перестает одеваться, использовать столовые приборы, горшок.

Деградация речи.

Дети, которые хорошо говорили, начинают опять говорить «младенческие» слова –

например, бибика.

Изменение двигательной активности.

Одни дети становятся гиперактивными, другие – заторможенными и

медлительными. Подобные перемены зависят от индивидуальных особенностей, в

первую очередь, от типа темперамента.

Нарушение сна.

В спальню идут со слезами и криком. Во время сна часто просыпаются,

вскрикивают.

Пониженный аппетит.

Есть дети которые спокойно садятся за стол кушать, а есть дети, которые могут

«объявить голодовку». Но спустя не которое время они всё - таки садятся за стол.

Частые заболевания

Сопротивляемость организма заметно снижается, любой сквозняк способен

вывести ребенка из строя на неделю. Неудивительно, что каждый раз адаптацию

приходится начинать буквально с нуля.

Как облегчить период привыкания к детскому саду?

Оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся, как он проведет день без

них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается с чужими людьми. К тому же,

нежелание малыша заходить в группу, слезы, просьбы забрать его немедленно

домой любую маму заставят волноваться.

Взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно

адаптироваться в учреждении дошкольного образования.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются

обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и

заботы.

Но успешность адаптации вашего малыша будет зависеть не только от

воспитателей и от самого ребенка, но во многом и от Вас. В Ваших силах помочь

ребенку войти в новые условия – в условия детского сада – как можно более

безболезненно. Для этого Вам необходимо психологически готовить ребенка к

детскому саду заранее и соблюдать следующие рекомендации:

- Соблюдайте режим дня! Заранее узнайте режим работы учреждения

дошкольного образования и за один-два месяца постарайтесь, чтобы ваш ребенок

привык к нему.

- Приближайте рацион питания ребенка к рациону детского сада. Не следует

кормить его только протертой пищей!

- Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей навыков

самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно есть, раздеваться и

одеваться (кроме застегивания пуговиц и завязывания шнурков), не будет

чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослого, что положительно

скажется на его самочувствии.

- Соблюдайте самое важное правило: спокойная мама — спокойный ребенок.

Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие, потому что

дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние. Если мама привела

ребенка, раздела и все время оттягивает момент расставания, она дает повод малышу

для страха и волнений. Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что

это неизбежно. Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно

заберете его из детского сада и быстренько ушли — вот правильный алгоритм

действий в первые дни.

- Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно. В период адаптации

оставлять ребенка в детском саду на целый день не рекомендуется. Начать нужно

всего лишь с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания.

Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда, потом после дневного сна и

еще через несколько дней попытаться оставлять уже на целый день.

- Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался, нужно

водить его в детский сад каждый день. Только болезнь может стать веской причиной

непосещения ДОУ.

- Придумайте «ритуал прощания» с ребенком. Долгих прощаний не устраивайте,

уверенно говорите, когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером),

целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.

- Создайте мотивацию для посещения детского сада: по тебе соскучились друзья ..

- Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.

- Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется приобщить папу,

бабушку или кого-нибудь из родственников, чтобы они отводили малыша в детский

сад.

Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка

Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка к садику:

- Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих детей детсадом: «Вот не

будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место,

которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?

- Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда не сердитесь на ребенка

за то, что он не хочет идти в детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция

для детей этого возраста. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте,

что вы его очень любите и обязательно заберете из детского сада.

- Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете выполнить. Например, если

мама сказала, что заберет сразу после обеда, то она должна так и поступить. Изза не выполненного обещания у детей часто случаются истерики. Как же тут не

плакать, если мама обещала и не пришла, может она собирается оставить в

садике на ночь. Таким образом, можно навсегда потерять доверие ребенка.

Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером и не давать

«пустых» обещаний.

Игры, помогающие быстрее адаптироваться к детскому саду

Игра — важный вид деятельности для ребенка. Психологи утверждают, что с

помощью простых игр можно значительно облегчить период адаптации к детскому

саду. Поиграйте со своими детишками в такие

игры:

«Детский сад»

Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

 «Дети собираются на прогулку».

 «Дети обедают».

 «Дети приходят в детский сад».

 «Дети готовятся к дневному сну».

 «Дети на прогулке».

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок, а детишками пусть будут

игрушки. С помощью игры малыш сможет постичь правила поведения в детском

саду, привыкнет к мысли, что там хорошо.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том, как его любимая игрушка попала в

детский сад и затем обыграйте ее. Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка.

И вот пришло время идти ему в детский сад. Мама Зайчиха отвела Зайку в детский

сад, а сама ушла за морковкой. Зайке сначала было страшно, хотелось плакать, но

он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму. Потом он подружился с

воспитателем и детьми. Оказалось, что в садике очень интересно: здесь учат

рисовать, лепить фигурки из пластилина, даже есть музыкальные занятия, на

которых детки танцуют и поют песенки. День в детском саду прошел быстро, а

вечером за Зайчиком пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась.

Вместе они радостные ушли домой».

 «Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия, а ребенок должен определить, хорошо

так делать или нет. При положительном ответе он хлопает в ладоши, а при

отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».

Варианты вопросов:

 играть с игрушками в детском саду;

 плакать утром;

 дружить с другими детками;

 стесняться попроситься в туалет;

 самостоятельно кушать суп;

В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь приходить за

ребенком раньше, чтобы он не оставался одним из последних в группе,

поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения, сохраняйте

спокойствие, настраивайте себя на успешную адаптацию ребенка в детском саду,

постарайтесь наладить доверительные отношения с педагогами детского

сада, демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду.

Скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице"

Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей.Ст...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста

Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности. В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить много...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...

Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста «Растим детей здоровыми»

Дети третьего года жизни – непоседы, они, как правило, уже освоили ходьбу, пытаются быстро перемещаться. Данный возраст характеризуется неуёмным желанием бегать, прыгать, вертеться, ку...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста по теме: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

Родителям нужно говорить ребенку о войне понятным и доступным языком. Рассказать о Дне Победы. Что бы защитить нашу землю шли стар и мал....

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Воспитание ответственности и самостоятельности у детей"

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Воспитание ответственности и самостоятельности"...