Консультация для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн. Способ акцентирования, выделения звука в слове ребенку легче передать в игре. Например: Ты слышал, как жужжат пчелы? Давай пожужжим так же: жжжжжжжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжжить. Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя пирожжжочком, пирожжженым, морожжженым». Дети с удовольствием играют в такие игры, сначала повторяют за взрослыми, а потом и самостоятельно находят слова со звуком [Ж], выделяя и подчеркивая его «пчелиным языком».
Для протягивания звука [В] можно разыграть встречу двух машин: - Я вввожу оввввощи, а ты что вввозишь? Ты умеешь поввворачивать на леввво? А направвво? Давввввай посоревввввнуемся, кто лучше заввводится? ВВВВ. Подражание пароходному гудку, игра «разговор двух пароходов» научит ребенка протягивать звук ууу. Акцентируя в словах звуки шшш и ссс, легко превратить обычную речь в «змеиный» язык. Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. «Скажи, с какого слова начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук в слове: мммуха. А есть ммм в слове «доммм»? В слове «стена»? Какие слова на звук ммм ты можешь назвать?»
Итак: овладеть грамотой или письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет пропускать или переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи и фонематического слуха ребенка, такое большое внимание.
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Игры со звуками
«Поймай звук». Взрослый произносит слоги, а ребѐнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]». Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдѐт больше предметов, обозначаемых словами с определенным звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребѐнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
«Узнай звук». Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
«Определи позицию звука в слове». Взрослый называет слова, ребенок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке». Различаем твердый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребенок определяет «твердость» или «мягкость» звука.
После того, как ребенок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идет за ним и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Чему же должен научиться ребенок, готовясь к школе? Большинство из вас полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение! Сегодня я предлагаю поговорить об обучении детей грамоте.
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка. Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо - это перевод звуков речи в буквы, а чтение - это перевод букв в звучащую речь.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы. Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн. Способ акцентирования, выделения звука в слове ребенку легче передать в игре. Например: Ты слышал, как жужжат пчелы? Давай пожужжим так же: жжжжжжжж. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки. Вот так: «Давай дружжжжить. Ты где жжживешь? А я жжживу в этом жжжилище. Приходи ко мне в гости, я угощу тебя пирожжжочком, пирожжженым, морожжженым». Дети с удовольствием играют в такие игры, сначала повторяют за взрослыми, а потом и самостоятельно находят слова со звуком [Ж], выделяя и подчеркивая его «пчелиным языком».
Для протягивания звука [В] можно разыграть встречу двух машин: - Я вввожу оввввощи, а ты что вввозишь? Ты умеешь поввворачивать на леввво? А направвво? Давввввай посоревввввнуемся, кто лучше заввводится? ВВВВ. Подражание пароходному гудку, игра «разговор двух пароходов» научит ребенка протягивать звук ууу. Акцентируя в словах звуки шшш и ссс, легко превратить обычную речь в «змеиный» язык. Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. «Скажи, с какого слова начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук в слове: мммуха. А есть ммм в слове «доммм»? В слове «стена»? Какие слова на звук ммм ты можешь назвать?»
Итак: овладеть грамотой или письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет пропускать или переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи и фонематического слуха ребенка, такое большое внимание.
Работа по развитию фонематического слуха начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
После того, как дети научились различать неречевые звуки, переходим к звукам речевым. Эти звуки мы слышим и произносим.
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.
Игры со звуками
«Поймай звук». Взрослый произносит слоги, а ребѐнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]». Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдѐт больше предметов, обозначаемых словами с определенным звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребѐнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
«Узнай звук». Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
«Определи позицию звука в слове». Взрослый называет слова, ребенок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке». Различаем твердый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребенок определяет «твердость» или «мягкость» звука.
После того, как ребенок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идет за ним и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/12/picture-642349-1434098163.jpg)
Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Возраст от 2 до 5 лет сензитивен к звуковой стороне речи,...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-332223-1383571450.jpg)
Консультация для родителей Обучение пересказу детей дошкольного возраста.
Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1162926-1568833512.jpg)
Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...
Мастер-класс для родителей «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Сформировать представления родителей о методах и приемах работы педагогов;научить родителей применять данные методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних усл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/04/picture-1425110-1664892611.jpg)
Консультация «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».
laquo;Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-813146-1473276458.jpg)
Консультация для родителей "Обучение грамоте детей дошкольного возраста в домашних условиях"
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/02/picture-1203218-1577984933.jpg)
Консультация для родителей «Обучение чтению детей дошкольного возраста».
Как учить ребёнка читать? И в каком возрасте? В три, четыре, пять лет? Многое зависит от родительских установок, от психологической готовности ребёнка, а также от его желания ...