Предшкольное образование
материал (подготовительная группа)

    Детский сад, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predshkolnoe_obrazovanie_na_sayt_2.docx27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Предшкольное образование

Детский сад, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является задача подготовки ребенка к переходу на следующую ступень образования – к поступлению в школу.

В нашем детском саду организованы группы кратковременного пребывания «Предшкольное образование» для подготовки к школе детей 5-7 лет, не посещающих по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

Главная цель предшкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников.

  • Что такое предшкольное образование?

Предшкольное образование – это образование ребенка до школы, обеспечивающее, с одной стороны, развитие его способностей, а с другой – его успешную социализацию, т.е. вхождение в общество.

Предшкольное образование решает две основные задачи:

  • подготовить детей к обучению, как новому для них виду деятельности (мотивационная готовность, познавательно-речевое развитие и пр.);
  • подготовить детей к обучению именно в школе (т.е. к работе в коллективе, общению со взрослыми, сверстниками и пр.).

Результатом предшкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию – социальному, личностному, познавательному, появление у него осмысленного и систематизированного первичного знания о мире.

Под содержанием предшкольного образования понимаются те сферы человеческого бытия и человеческой деятельности, которые в том или ином виде и объеме присваиваются старшими дошкольниками в ходе образования. То, что обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка

  • Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?
  • Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.
  • Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
  • развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
  • развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут);
  • развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).
  • Социально-психологическая готовность:
  • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
  • умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых);
  • умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
  • Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:
  • развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами);
  • пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа);
  • координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии.
  • Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь чётко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-4-5 слов;
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
  • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • знать автора прочитанного стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы элементарные математические представления:

  • знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки +, -, =,<, >;
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6);
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать 2 группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»;
  • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки;
  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …);
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…);
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …);
  • знать 1-2-3 комнатных растения;
  • знать названия 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:

  • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по опытно-экспериментальной деятельности предшкольного образования

У нас в детском саду в 2006 году была открыта экспериментальная площадка по реализации региональной модели предшкольного образования. Я работала в этом эксперименте. Также я являюсь муниципальным тьют...

программа предшкольного образования

Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....

программа предшкольного образования

Новая форма образования еще не дала обильного материала для работы, я попытаюсь поделиться своими наработками. Программа предшкольного образования 5-7 лет, сетка занятий, режим группы....

Проблемы предшкольного образования и пути их решения

Статья о назревших проблемах в системе предшкольного образовария. Представлена новая модель предшкольного образования и условия, обеспечивающие эффективность работы данной модели. «Общество заинтересо...

Организационные формы предшкольного образования

Формы организации предшкольного образования, условия организации предшкольного образования...

Предшкольное образование в МДОУ д/с № 6.г.Ковров

В материале дан полный анализ системы предшкольного образования, которая реализуется в МДОУ д/с № 6 комбинированного вида. г.Ковров. 2011г....

ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...