Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
консультация (средняя группа)
Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu_fonematicheskiy_sluh.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?
С точки зрения степени осознания можно выделить два вида анализа слышимой речи: “фонематический слух” и “фонематическое восприятие”. Фонематический слух - это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи. Фонематический слух формируется в онтогенезе спонтанно. Он формируется постепенно, в процессе естественного развития, в результате общения с окружающими. У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Фонематический слух, включает в себя 3 речевые операции:
• способность слышать есть данный звук в слове или нет;
• способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
• способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
В 1874 году Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга (в верхнезаднем участке височной доли) имеется зона сенсорной речи, отвечающая за понимание речи. При её поражении человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в ней хранятся звуковые образы слов. Согласно взглядам большинства эмбрио-физиологов, на ранних стадиях онтогенеза, еще в период эмбрионального развития, закладывается предварительная способность к восприятию звуков человеческой речи, к фонематическому слуху.
Сначала ребенок реагирует на интонацию речи взрослых, на ее ритм, а затем на общий звуковой рисунок слов. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.
К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Уже к году у ребенка возникает потребность в развитии речевых форм общения. К этому времени малыш начинает воспринимать звуки речи, реагировать на звуковую оболочку слова (фонемы, входящие в его состав и пользоваться ими как смысло-различителями слов) и слово становится средством общения. Этот период имеет решающее значение в формировании сенсорной стороны речи ребенка от 1 года до 2 лет наиболее интенсивно формируется восприятие речи - фонематический слух. Дети начинают различать все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка - миска), как следствие этого, уже к концу второго года жизни ребенок не только слышит, но и различает на слух все звуки речи.
От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
Фонематическое восприятие – это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие спонтанно не формируется, для его развития необходимо специальное обучение детей. В его основе лежит фонематический слух.
Игры на развитие слухового внимания
Игра «Отгадай, что звучит»
Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть явными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
Игра «Угадай, что делать»
Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.
Игра «Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаз, рукой показать направление. После правильного он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
Игры на развитие фонематического слуха
Игра «Поймай звук» (определение наличия звука в слове).
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. - Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игры «Определи 1 звук в слове», «Какой последний звук?»
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач...)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Игра «Что лишнее? »
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игра «Громко-тихо».
Цель: развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Парные игрушки: большая и маленькая. Большие произносят слова громко, маленькие - тихо.
Игра «Три медведя».
Цель: развитие умения менять высоту голоса Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Игра «Найди пару»
Детям раздаются картинки, название которых отличаются одним звуком. Один из детей начинает игру, называя свою картинку. Тот, у кого находится картинка, обозначающая слово-пароним, должен отозваться и встать радом. Игра продолжается до тех пор, пока не соберутся все пары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему"Развиваем фонематический слух у детей"
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение...
Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Данная консультация знакомит родителей с понятием фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи, как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребен...
Консультация для педагогов. На тему: «Развитие фонематического слуха у детей»
Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух является частью физиологичес...
Мастер-класс для родителей "Игры для развития фонематического слуха у дошкольников"
Мастер-класс для родителей детей группы компенсирующей направленности с ОНР....
Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Что такое фонематический слух, и как он влияет на развитие речи? Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка? С помощью каких упражнений род...
Консультация для педагогов по теме: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
Определение - фонематический слух.Возрастные нормы развития фонематического слуха.Признаки нарушения фонематиеского слуха.Развитие фонематических процессов.Этапы по формированию фонематического ...
Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»
Консультация для родителей на тему:«Развитие фонематического слуха у дошкольников»...