Консультация для родителей на тему"Развиваем фонематический слух у детей"
консультация на тему

Беляева Элина Станиславовна

Фонематический слух это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: Развиваем фонематический слух у детей.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, «Р» и «Л», «Ц» и «Ч» и другие. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи не только устной, но и письменной.

Предлагаю вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.

Игра № 1 «Кто больше»

Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук «Р» (звук «С» и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.

Игра № 2 «Придумай больше»

Водящий, называя какой-нибудь звук, просит играющих придумать 3 слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, перекидывая мяч. Если задание выполнено верно, ведущий и игрок меняются ролями.

Игра № 3 «Красный – белый»

Для игры нужно приготовить два кружка (например, красный и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук («Л», «Ш», например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает красный кружок, если нет – белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.

Игра № 4 «Поймай рыбку»

Для этой игры нужна магнитная удочка. Это обычная палочка с привязанным к ней на ниточке магнитиком. На картинки из любого детского лото надеваются скрепки. Ребенок «вылавливает» удочкой разные картинки, называет их, определяя наличие или отсутствие в их названиях звука, выбранного заранее. Это могут быть «Ж», «Д», «К» и другие звуки. Можно усложнить игру, попросив определить место заданного звука в названии картинки. Так, в слове «самокат» «С» слышится в начале слова, в слове «весы» - в середине, а в слове «лес» - в конце. Итак, ловись, рыбка, большая и маленькая!

Игра № 5 «Кто внимательнее»

Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра № 6 «Звенит- «жужжит»»

Выбирается водящий. Он предлагает играющим задумать слова со звуками «З» и «Ж». затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть «З», ведущий констатирует: «Звенит». Если присутствует «Ж»: «Жужжит».

Игра № 7 «Цепочки слов»

Эта игра -  аналог всем известных «городов». Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

Игра № 8 «Отстукивание слогов»

Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: МА – ШИ – НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий в бубен или в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно «отстучать» слово вместе с ним.

Игра № 9 «Есть волшебные слова,

скажешь слово – слышишь два»

Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова «ВЕСНА», «СОСНА». Слышите, получаются слова «НАВЕС» и «НАСОС». У поэта А. Шибаева этому явлению посвящены такие строки:

  • - Зверек, зверек, куда спешишь,

  Как звать тебя, малышка?

- Бегу в КА- МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ,Я – МЫШ- КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

  • Отец работать научил

Смышленого Данилку:

Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ

Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

  • У меня, промолвил дед,

Ни забот, ни горя нет.

Захочу, отдохну,

Есть моложе руки!

Чуть КИ- ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ

 Мчатся ВНУ- КИ, ВНУ-КИ.

  • Говорит Ивану ганка:

- Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!

- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? – удивляется Иван.

Игра № 10 «Найди ошибку»

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс:

Сорняки на гряде,

А морковка в БОРОДЕ. (В борозде)

                                                           По дороге  Машенька идет,

                                                           На веревочке козу она ведет.

                                                           А прохожие глядят во все глаза:

                                                           Очень длинная у девочки КОЗА. (Коса)

Я осла узнаю сам

По его большим УСАМ. (Ушам)

                                                           Ехал дядя без ЖИЛЕТА,

                                                          Заплатил он штраф за это. (Без билета)      

Интересно, не правда ли? Еще интереснее будет тогда, когда вы поиграете со своим малышом!                                            

                                                             Учитель-логопед Беляева Э.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов на тему:«Воспитание фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Данная консультация знакомит родителей с понятием  фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи, как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребен...

Консультация для педагогов. На тему: «Развитие фонематического слуха у детей»

   Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет узнавать и различать фонемы родного языка.  Фонематический слух является частью физиологичес...

Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Что такое фонематический слух, и как он влияет на развитие речи?  Как развивается фонематический слух в норме и как выявить его нарушение у ребенка?  С помощью каких упражнений род...

Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Что такое фонематический слух, и каким образом он влияет на развитие речи?...

Консультация для педагогов по теме: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

Определение  - фонематический слух.Возрастные нормы развития фонематического слуха.Признаки нарушения фонематиеского слуха.Развитие фонематических процессов.Этапы по формированию фонематического ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие фонематического слуха у дошкольников»

Консультация для родителей на тему:«Развитие фонематического слуха у дошкольников»...