Консультация "Зачем детям нужны сюжетно-ролевые игры?"
консультация
Предварительный просмотр:
«Зачем детям нужны сюжетно-ролевые игры?»
Сюжетно-ролевая игра – это живая лаборатория по приобретению социального опыта. Только вдумайтесь: участнику необходимо определиться с ролью, придумать атрибуты и представить себя в воображаемой ситуации, а затем создать пространство для игры – например, соорудить пиратский корабль из стульев и покрывал. При этом важно поддерживать дружеские отношения с другими участниками, договариваться о правилах, следить за сюжетом. При такой игровой деятельности задействуются все сферы психики: и творческая, и коммуникативная, и интеллектуальная. Однако, несмотря на эту сложность, детям нравится такое спонтанное и свободное взаимодействие.
Но современные реалии и ритм большого города, где все торопятся, а родители очень заняты работой, чтобы достойно обеспечить свою семью, диктуют свои условия: проще заплатить специалисту, чем сделать самому; проще запланировать кружки и развивающие занятия, чем позаниматься с ребенком дома. Это действительно так – я и сама часто руководствуюсь этими соображениями. И если быть совсем откровенными: бурная детская активность не всегда уместна в городских квартирах, а единственные детки в семье и вовсе не имеют компаньонов для совместных игр.
Дети часто просят родителей: «Поиграй, со мной!» На что большинство занятых родителей реагируют либо отказом, либо предлагают альтернативу в виде мультфильмов или компьютерных игр. А это, впоследствии, прорастает отсутствием близких доверительных отношений между родителями и детьми, обостренными проблемами подросткового периода с бунтарством и вызывающим поведением.
На первый взгляд стороннего наблюдателя, сюжетно-ролевая игра – просто веселое развлечение: дети наряжаются, строят «домики» в компании взрослого. Но все не так просто, есть существенные отличия: во-первых, детский аниматор – это чаще актер, возможно, с педагогическими задатками, но его задача занять детей, развлечь, чтобы они не скучали и «были при деле». Аниматор имеет заготовленные шаблоны-сценарии и подходящий под них реквизит. Сопровождающий игру – специалист иного уровня – это обязательно психолог или педагог, прошедший соответствующее обучение. Сопровождающий игру обладает знаниями в области детской психологии и закономерностей групповых процессов, имеет навыки построения грамотных диалогов с ребенком и взаимодействия с участниками из выбранной роли для управления сюжетом и ходом игры.
Во-вторых, сюжетно-ролевая игра не имеет сценария – это маленькая модель жизни с реальным социальным взаимодействием. Вот, ребенок пришел, познакомился с пространством и участниками, заявил себя в определенной роли. Поначалу он наблюдает: какие правила, как общаться, организовывать пространство вокруг себя, а затем начинает экспериментировать. Поэтому в этом процессе ребенку необходим «проводник» – компетентный и деликатный взрослый, который учитывает особенности каждого участника и помогает решать возникающие противоречия в ходе игрового взаимодействия. Опытный сопровождающий знает, как поддержать инициативу ребенка и чувствует момент, когда нужно самоустраниться, чтобы дети играли самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей в сюжетно- ролевой игре
Консультация для воспитателей...
Общение детей в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра Дошкольное детство - от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя псих...
Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры
В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...
Из опыта работы "«Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр»
На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование экономических представлений у детей посредством сюжетно-ролевых игр». Детям очень нравятся эти игры, они с удовольствием в них участвуют,...
Развитие речи детей в сюжетно-ролевой игре "Лиса с лисятами"
Программное содержание: учить принимать на себя роль другого, вызвать интерес к совместной игре со взрослыми и сверстниками. Развитие связной речи, звуковой культуры речи, обогащение словаря (сахарниц...
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЕ»
Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, з...
Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре
Консультация для воспитателей "Воспитание детей в сюжетно-ролевой игре"....