Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры
материал (старшая группа) на тему

Жулина Любовь Васильевна

В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБМЕН ОПЫТОМ

Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

     

     

     


Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. К сожалению, в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики подвергаются исключительно женскому влиянию: дома – мама или бабушка (как правило),  а в детском саду в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов)– женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении со взрослыми и детьми. Поэтому, при общении с мальчиками, я например руководствуюсь лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого, совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики иногда систематически подвергаются со стороны нас - воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии я обращаюсь с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят мне в глаза. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, девочки часто выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал, старалась хвалить и мальчиков, чтобы у них не сформировалась низкая самооценка, не потерялась уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим, первоочередной нашей задачей является осуществление дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.  

При обучении детей учитываю, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение на слух и для них использую визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по изобразительной деятельности создаю условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием, лепкой и аппликацией помню о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) не забываю, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки,  для них очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей, сверстников.  Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что, добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя. Это например, такие дети, как Саша Букин, Максим Скупов.

Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

Важной неотъемлемой частью нашей работы в ДОУ по гендерному воспитанию является вовлечение в эту работу родителей, и самое главное -  мужчин!

Особое внимание уделяю предметно-пространственной среде. Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей, и моя роль, как воспитателя в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, у нас в группе  укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночьих» материалов и пособий, так как они создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

В работе с детьми широко использую игру. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, руководствуюсь содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек. 

Проанализировав соотношение мальчиков и девочек в группе (а оно оказалось абсолютно равным), социальный статус семей (много неполных семей, где мальчики воспитывались только мамой и бабушкой), изучив психологические особенности статуса мальчиков и девочек, я окунулась в эту проблему и постаралась привлечь к  её решению родителей, что оказалось не так просто. Проведя анкетирование родителей, поняла, что не напрасно занялась этой проблемой, т.к. многие родители считают, что воспитанием должны заниматься только в детском саду «специально подготовленные люди», другие считают, что детей в таком возрасте (3-4 года) ещё рано «просвещать» по вопросу пола. Пришлось начать с просвещения родителей: подготовила ряд консультаций, оформила журнал для родителей.

С младшей группы, с первых дней пребывания детей в детском саду перед собой поставила задачу: научить ребёнка жить общими интересами,  проявлять доброжелательность к сверстникам через сюжетно-ролевые игры. Мои наблюдения за поведением детей в самостоятельных играх помогли мне наметить конкретные пути работы с каждым ребёнком. Перед собой поставила следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

*  приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

 Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них присутствуют эпизоды, которые дети переносят в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).  Рассказываю девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помогаю осознать их значимость в семье.

В начале младшей группы большинство детей воспроизводили только предметные действия, многие из них просто манипулировали игрушками. Одной из главных задач было направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводили наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организовывали целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин, знакомила детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д. С младшей группы привлекала детей к изготовлению простейших поделок  для игр. Мы делали «конфеты» из пластилина, «печенье» из солёного теста.

В первое время, когда некоторые дети не знали друг друга, они играли в одиночку, старалась помочь им сплотиться в единый коллектив. К концу младшей группы дети научились играть небольшими группами, причём стали проявлять друг к другу внимание, доброжелательность, научились уступать игрушки товарищам, конфликтных ситуаций стало меньше. Дружно играть помогал весёлый Клоун, с его помощью дети запоминали правила игры, которые мы вместе с ними придумывали сами.

С помощью родителей оборудовали игровую среду. Папы помогали в оснащении сюжетно-ролевых игр «мужскими» атрибутами, свойственными для каждой отдельной игры: сделали своими руками штурвал для игры в моряков, руль, дорожные знаки и дома для игр с машинами.

Мамы сшили для сюжетных игр красивые костюмы: моряки, продавцы, дорожный инспектор, парикмахер.

Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда быстро привлекли малышей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать, научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.

С этой целью широко использовала приём прямого показа и непосредственного участия в игре. Например, чтобы привлечь внимание детей начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из детей  бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова.

Для того, чтобы игра развивалась, стараюсь дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью провожу дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т.д.

Для обогащения игрового опыта  детей подбираю простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают её содержание. В младшей группе сюжет игры был простой, но постепенно он усложнялся, вводились новые игровые действия: мама стирает бельё, купает куклу, лечит её, гуляет с ней и т.д. В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую.

Широко использую в своей работе игры-показы. Так, во время игры с куклой говорила: «Нашей Тане хочется погулять, давайте поможем ей одеться». Во время одевания рассматривали одежду куклы, называем её, затем последовательно одевали. Дети наблюдали за моими действиями.

Чтобы закрепить навыки предлагала повторить мои действия. Вначале малышам требовалась моя помощь, а затем они научились самостоятельно одевать и раздевать кукол. При этом я обращала внимание на то, что одежду надо брать и складывать аккуратно.

Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны - они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развитие ребенка.

Кукла дает малышу разнообразные возможности для освоения социальной и эмоциональной сфер жизни. Она позволяет ребенку действовать понарошку, как будто. Эта условность способствует развитию воображения, которое имеет важнейшее значение для развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. Кроме того, кукла позволяет встать на позицию другого: "оживляя" игрушку, малыш наделяет ее мыслями, чувствами, желаниями и действиями. Играя с ней, ребенок учится смотреть на себя со стороны и взаимодействовать с другими людьми.

Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает вечная игра в дочки-матери (куклы выступают в ней в роли детей). В таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность. Накопленный опыт помог малышам активней участвовать в игре.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще. Так, девочка по имени Катя не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома она играет с одним медвежонком, даже с ним ложится спать. Вечером попросила Катю принести мишку в детский сад, ему здесь будет веселее, а дома одному скучно. Утром я ласково поздоровалась с мишкой и пригласила его в гости к нам. Так, в течение всего дня я обращалась к мишке как к живому существу. В последующие дни Катя приносила разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей игровые действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с девочкой, побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу, таким образом, у Кати появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная, весёлая.

Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, провела в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети»,  подготовила ряд консультаций:
«Малыши начинают играть», «Мальчики и девочки – разные миры», «Малыш и его игрушки», « Как и во что, играют мальчики и девочки  4-5 лет», «Играйте вместе с детьми», «Сюжетно-ролевая игре в семье».

Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимали все рекомендации, что очень помогло мне в работе.

В группе были созданы условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Гендерная социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Помогать друг другу нужно, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На первых порах создавались пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу мальчикам и аккуратность, тщательность девочкам. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами.

Уже в средней группе дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжёлую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек. Я не устаю повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.

Традиционные принципы построения среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В том числе и по семейно-бытовой тематике («Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город»). Сложность в том, что в играх семейно-бытовой тематики роль папы явно недостаточна.  Вместе с тем в группе учитываются гендерные различия. В «мужских играх» -  ковбои, космонавты, богатыри, пожарные, спасатели и др.,  мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для подтверждения этой мысли родители — представители  разных профессий рассказывают своим детям о своей работе. Очень трудно оказалось «вытащить» родителей на встречи с детьми, чтобы рассказать о своей профессии. Тем не менее, дети на вопрос: «Где работает твоя мама «папа»? стали реже  отвечать «На работе».

В группе оформлены альбомы «Наши мамы на работе», «Наши папы на работе» дети с любопытством их рассматривают, показывают сверстникам, передают полученные от родителей знания, с гордостью сообщая: «Это моя мама! (папа)».

 Совместно с родителями дети делали дома атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Моряки», «Дорожные движение» — мальчикам;  

«Салон красоты», «Дочки-матери», «Поликлиника», «Магазин»,  куклы, наряды и предметы домашнего обихода — девочкам.

С помощью альбома «Кем быть» продолжаем знакомиться с профессиями взрослых, развиваем воображение, память, речь.

В результате за год работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.  Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта. А родителям пожелать, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО РОЛЕВОЙ ИГРЕ»

Значимое условие формирования позитивной половой идентичности - сюжетно-ролевая игра-ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка значимых поступков, з...

«Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру»

    Современные образовательные программы детских садов составлены таким образом, что воспитывать и обучать детей нужно с учетом пола ребенка, и это является одной из важнейших педаго...

«Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру»

    Современные образовательные программы детских садов составлены таким образом, что воспитывать и обучать детей нужно с учетом пола ребенка, и это является одной из важнейших педаго...

Мастер-класс на тему "Гендерное воспитание дошкольников через сюжетно-ролевую игру".

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...