Картотека экспериментов с песком и глиной
опыты и эксперименты (младшая группа)
Картотека направлена на знакомство детей 3-4 лет со свойствами песка и глины через проведение опытов. Предложенные опыты помогут детям на практике получить представления о свойствах глины и песка, найдут и увидят новые знания о свойствах песка и глины, при проведении опытов, научатся определять отличия данных субстанций друг от друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_eksperimentov_s_peskom_i_glinoy.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека экспериментов с песком и глиной
Пояснительная записка
Актуальность. Картотека направлена на знакомство детей 3-4 лет со свойствами песка и глины через проведение опытов. Предложенные опыты помогут детям на практике получить представления о свойствах глины и песка, найдут и увидят новые знания о свойствах песка и глины, при проведении опытов, научатся определять отличия данных субстанций друг от друга.
Основания для подбора опытов:
- тематика (свойства песка и глины);
- возраст детей (вторая младшая группа).
Описание опытов.
Песок и глина
1. Название – Сыпучие средства песка и глины.
Цель – познакомиться с сыпучими свойствами песка и глины.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного на лист бумаги. Легко ли сыплется песок?
Дети: Легко.
Воспитатель: а теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать, песок или глину?
Дети: песок.
Воспитатель: потому и говорят, что песок – «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок – рыхлый, в отличие от глины.
Какие атрибуты/материалы потребуются (на каждого участника эксперимента): стаканчики, тарелочки, песок и глина (небольшие порции).
2. Название – Состав песка и глины.
Цель – познакомиться с составом песка и глины.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек – песчинок). Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидностей песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи, чем отличаются?
Одни дети говорят, что песчинки похожи, другие – что нет.
Воспитатель: затем рассмотрим таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, а в глине слипшиеся очень мелкие частички. Чем-то глина похожа на пластилин.
Какие атрибуты/материалы потребуются: увеличительное стекло, порции песка и глины (на каждого участника эксперимента).
3. Название – Рыхлость песка и глины.
Цель – познакомиться с таким свойством песка и глины, как рыхлость.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем палочку и попробуем посадить ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его пометить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, поэтому погрузить ее в такой «грунт» проще. Воткнуть палочку в песок легче, потому что он рыхлый.
Какие атрибуты/материалы потребуются: стаканчики с глиной и песком, палочки.
4.Название – Пластичность песка и глины.
Цель – познакомиться со свойствами пластичности песка и глины.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем влажный песок и влажную глину. Попробуем придать им форму руками и высушить. Какая из фигур, глиняная или песчаная лучше держит форму? Как думаете, почему.
Глина сохраняет свою форму, лучше, чем песок за счёт своих свойств. Глина более плотная и вязкая, а песок рыхлый и сыпучий.
Какие атрибуты/материалы потребуются: порции песка и глины.
5. Название – Песок и глина: что лучше пропускает воду.
Цель – познакомиться со свойствами песка и глины пропускать воду.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем три пластиковые бутылки с отрезанным дном, перевернем их, вложим в горлышко кусочек губки (поролон) и заполним разным материалом: песком, мелкими камешками, глиной. Под бутылками разместим емкости для сбора жидкости, нальем в каждую бутылку воду. В какой из них жидкость исчезнет быстрее и почему? Быстрее всего вода проходит сквозь камешки и песок.
Какие атрибуты/материалы потребуются: три пластиковые бутылки с отрезанным дном, губки (поролон), песок, мелкие камешки, глина.
Песок
1. Название – Такой разный песок
Цель – познакомиться с разными видами песка и узнать причины их различий.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: ребята, у нас с вами есть емкость с песком. Какого он цвета?
Дети: называют.
Воспитатель показывает также емкости с песком других цветов.
Дети рассматривают. Педагог объясняет, что песок разного цвета, потому что за окраску песка отвечают частицы, входящие в его состав. Белый (иногда с серым оттенком) цвет песчинок получается из-за большого содержания кварца. Желто-красные оттенки, когда преобладает железо. Эта цветовая гамма больше характерна для пустынь. Хотя встречается песок с разным окрашиванием. Это возникает из-за воздействия высоких показателей температуры и давления. Например, черный цвет придает магнетит, а розово-красный оттенок – гранат.
Какие атрибуты/материалы потребуются: емкости с песком разного цвета (для эксперимента берется только природный песок).
2. Название – Сухой и мокрый песок.
Цель – познакомиться с отличиями в свойствах сухого и мокрого песка и причинами этих отличий.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: возьмем в одну руку емкость с сухим, в другую с мокрым песком. Что тяжелее? Почему? Среди сухих песчинок прячется легкий воздух, а среди влажных более тяжелая вода.
Какие атрибуты/материалы потребуются: емкости с сухим и мокрым песком.
Глина
1. Название – Сухая и влажная глина.
Цель – познакомиться со свойствами сухой и мокрой глины.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: ребята, перед вами несколько кусочков. Как вы думаете, что это?
Дети: глина.
Воспитатель: верно. А чем она отличается друг от друга?
Дети: одна мягкая, другая твердая.
Воспитатель: верно. Но посмотрите, одна твердая глина легко крошится, а другая – нет. Как вы думаете, почему?
Дети: дают варианты ответов.
Воспитатель: все зависит от того, каким способом глина затвердела. Если ее просто оставить надолго на солнце, она затвердеет, но будет крошиться, но если ее правильно запечь, то она будет очень прочной. Как вы думаете, где используется запечённая глина?
Дети: отвечают.
Воспитатель: верно, из глины делают посуду.
Какие атрибуты/материалы потребуются: кусочки сухой и твердой глины.
2.Название – Такая разная глина.
Цель – познакомиться с разными видами глины и узнать причины их различий.
Количество участников – не ограничено.
Возраст детей – 3-4 года.
Инструкция:
Воспитатель: ребята, как и песок, глина тоже бывает разного цвета. Показывает разные цвета глины.
Дети: рассматривают.
Воспитатель: зная о причинах разного цвета песка, как вы думаете, почему глина бывает разного цвета?
Дети: потому что имеет разный состав.
Воспитатель: правильно, в глине размножаются, живут и умирают разные организмы. Так и получается красная, желтая, голубая, зеленая, розовая и другие цветные глины.
Какие атрибуты/материалы потребуются: емкости с разными видами глины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Песок, глина» для детей старшей группы (Картотека «ОПЫТЫ С ПЕСКОМ И ГЛИНОЙ»)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ....
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...
Картотека: «Опыты с песком и глиной»
laquo;Опыты с песком и глиной»...
Картотека опытов "Песок. Глина. Сравнение песка и глины"
Разработанная картотека опытов и экспериментов с песком предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Картотека опытов с песком и глиной в подготовительной группе
Как познакомить ребенка с окружающим миром? Объяснить, почему песок утекает сквозь пальцы, а стекло бьется? Зачем очищать воду для питья и почему магнит одни предметы притягивает, а другие нет? Конечн...
Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»
Технологическая карта занятия «Эксперименты с песком, глиной и землей»...
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа. ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...