Буклет"Обучение грамоте детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)
Данныый материал полезен родителям старших дошкольников, развивает интерес детей к звучащему слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_obuchenie_gramote.docx | 109.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое грамота? Это умение читать и писать. Но, очень хочется напомнить, что письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.
Поэтому, у ребенка дошкольного возраста важно развивать фонематический слух - умение выделять и различать речевые звуки.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношение звука и буквы.
Ребенок - дошкольник может освоить звуковой анализ только с помощью определенного способа действия со словом - интонационного подчеркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове, например: сссон, сооон, соннн.
Когда ребенок в игровом, звукоподражательном действии научился протягивать, усиливать отдельные звуки в словах, перед ним можно поставить новые задачи, рассчитанные на сознательную работу со словом. «Скажи, с какого слова начинается слово «муха»? Протяни этот первый звук в слове: мммуха. А есть ммм в слове «доммм»?
«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Подготовила: Яковлева Г.И.
Овладеть грамотой или письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки в потоке речи. В противном случае, при письме на слух он будет пропускать или переставлять буквы.
Знакомим детей:
Звуки бывают гласные – это звуки, которые поются (голосят, гласят). Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали СОГЛАСНЫМИ звуками. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные - зеленым цветом.
Какие игры позволяют в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи
«Поймай звук». Взрослый произносит слоги, а ребѐнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком.
«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]». Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным.
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдѐт больше предметов, обозначаемых словами с определенным звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребѐнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.
«Узнай звук».
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.
«Определи позицию звука в слове».
Взрослый называет слова, ребенок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце).
«Найди место картинке».
Различаем твердый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребенок определяет «твердость» или «мягкость» звука.
После того, как ребенок научился слышать, определять место звуков в слове, переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идет за ним и т.д.
Вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
Красная фишка - гласный звук,
Синяя фишка - твердый согласный звук,
Зеленая фишка – мягкий согласный звук.
Игры и упражнения:
«Звуковое дерево»
На 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.
"Сигнальщики".
У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном взрослым, первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по методике Н. А. Зайцева
Статья посвещена проблеме обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи по новаторской методике Зайцева. Её целью явлеятся рассмотрение актуальности методики для групп ОНР. В статье показана адапт...
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
выступление на семинаре из опыта работы по развитию речи дошколҗников...
Основные принципы обучения грамоте детей дошкольного возраста
«ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Обучение грамоте детей дошкольного возраста – это:- развитие их фонематического слу...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Консультация будет полезна воспитателям старшей и подготовительной группы при подготовке к образовательной деятельности по обучению грамоты. В консультациии представлен материал для решения следующих ...
Консультация «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим недоразвитием речи»
Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию консультацию на тему «Использование наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте детей дошкольного возраста, в том числе и детей общим ...