Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Экологическое образование посредством чтения художественной литературы является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Если ребенок поймет, что его благополучие это завтрашний день, что счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха, воды и от конкретной помощи ручейку и березке, то он встанет в ряды защитников и друзей природы.
Писатели, поэты, всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. А.В.Сухомлинский писал: «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир» Вот почему так важно с раннего детства прививать у детей любовь к чтению художественных произведений.
Свою работу начала с диагностики. Результаты показали низкий уровень сформированности экологической культуры у большинства детей. Проведенное анкетирование родителей воспитанников «Что и как читаем дома?»( Прил. №1) показали, что существует опасная тенденция падения интереса к книге. На смену чтению в семье пришли компьютерные игры, интернет, телевизор. У детей пропадает интерес к художественной литературе. Я решила объединить эти две проблемы в одну: как воспитать в детях позитивное отношение к природе через любовь к художественной литературе.
Поставила перед собой следующие задачи:
1.Познакомить детей с творчеством писателей В.В.Бианки, К .Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.М.Пришвина , Е.И.Чарушина, Н.И.Сладкова и других писателей
2.Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово
3. Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
4.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
5. Привлечь родителей к данной проблеме.
Составила план работы:
1.Создать картотеку книг по экологическому воспитанию.
2.Ежемесячно оформлять выставки природоведческой литературы.
3. Пополнить книжный уголок литературой экологического содержания.
4.Оформить папки-передвижки: «Портреты детских писателей», «Пословицы и поговорки о природе», «Расскажем сказку вместе», «Что такое книга?» )
5.Пособия: «Мудрые пословицы о природе», «Откуда к нам приходит книга», «Учим детей отгадывать загадки
6.Разнообразить методы и приемы.
7. Подготовить и провести КВН совместно с родителями и детьми.
8.Использовать интеграцию в воспитательно-образовательном процессе.
9.Разработать цикл интегрированных занятий с использованием художественных произведений.
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще..»)
Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту.
Во многом «экологичны» сказки: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В них, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных-героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления остаются на всю жизнь. В своей работе использовала творчество К.Д.Ушинского - основоположника русской педагогической науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие рассказы педагога о животных. Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В.Бианки. С удовольствием знакомила детей с его творчеством. Произведения В. Бианки помогли в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Использовала произведения В. Бианки и для того, чтобы показать ребенку, что мир природы находится в постоянном изменении, развитии. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.
Творчеству этих авторов были посвящены интегрированные занятия, выставки детских рисунков, литературные викторины. В группе были организованы авторские выставки. В наблюдениях за объектами и явлениями природы часто использовала художественное слово. Это помогло детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связать его со своим опытом. Старалась умело сочетать художественное слово с непосредственным наблюдением детей.
Стихотворную форму о природе использовала и в других видах деятельности:
-пальчиковые игр
«Вырос чудесный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешк »
После чтения произведений использовала приемы:
-беседы по содержанию
-прием «Спроси меня» (дети учатся задавать вопросы воспитателю и друг другу)
- интересный прием «Спроси у героя»( после прочтения произведения, где дети учились задавать вопросы главному герою)
- пересказывали небольшие произведения от 1, 2,3 лица
-обыгрывание сценок Для меня было очень важно донести до детей смысл произведений и всегда в глазах появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг от прочитанного.Работа с родителями:
1..Консультации «Что такое экологическое воспитание?», «Организация домашнего чтения в семье» «Влияние художественной литературы на экологическое воспитание детей»
3.Папки-передвижки «Воспитываем читателя», «Воспитание детей художественной литературой» «Что и как читаем детям о природе»,
4.Совместный КВН детей и родителей на тему « По лесным тропинкам»
Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Статья "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературы" раскрывается актуальность проблемы, представлен опыт работы по этой теме...
Консультация для воспитателей на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой".
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учиться определять своё отношение к природе, передавать его в рассказах, в рисунках ...
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
Консультация для воспитателей, представлен опыт работы ....
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой...
Самообразование "Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650099","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19650120","...
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Ребенок овладевает литературно-художественным наследием в процессе взаимодействия - общения со взрослым и друг с другом, друзьями, героями художественного произведения. При этом важно, чтобы дошкольни...