Статья "Кризис трёх лет"
статья (младшая группа)
Детский смех, детский восторг – что может быть прекраснее? Что ещё дарит нам столько умиления и красоты? Кто может нас заставить улыбнуться даже при самом гадком самочувствии? Конечно, дети. Дети в возрасте 3-х лет делают это с особым успехом, ведь они самые непосредственные, самые смешные и …. самые капризные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Кризис трёх лет" | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №217»
Статья по теме:
«Кризис трёх лет»
Автор: воспитатель
Рогожникова А.Г
г. Новокузнецк
2023г
Кризис трех лет
Детский смех, детский восторг – что может быть прекраснее? Что ещё дарит нам столько умиления и красоты? Кто может нас заставить улыбнуться даже при самом гадком самочувствии? Конечно, дети. Дети в возрасте 3-х лет делают это с особым успехом, ведь они самые непосредственные, самые смешные и …. самые капризные.
Казалось уже самое страшное позади – море пеленок и ползунков, которые надо перестирать и перегладить, бессонные ночи у кроватки новорожденного малыша – всё это закончилось, дитё подрастает. Но пеленки сменяются сломанными игрушками или ещё хуже предметами пользования взрослых, бессонные ночи сумасшедшими днями. Ребёнок капризничает по каждому поводу, ему не угодишь не игрушкой, ни пирожным, ни даже мультфильмом.
Что же происходит? В психологии этот кошмарный период вашей жизни называют кризисом 3-х лет вашего монстра. Кризис 3-х лет относится к числу самых острых. Острый он не только для ребенка, но в большей степени для родителя. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Ребенок вроде уже и говорит и ходит, и кушает зубками, но родители не понимают его так же, как в период, когда он просто криком орал из-за невозможности сказать. Родители просто сбиты с толку поведением своего чада.
Возрастной кризис, конечно, проходит, как и любой другой. Но всё же, вооружившись знанием об основных симптомах этого кризиса, вы сможете пережить этот переломный момент гораздо легче и безболезненнее.
Основные симптомы:
Негативизм.
На любое ваше предложение ребёнок старается ответить словом «нет». Вы его зовете кушать – он отвечает, нет, через полчаса он уже приходит на кухню, всем своим важным видом показывая, что вот сейчас он проголодался. Это реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Упрямство.
Каждый из нас часто встречает в магазине разрывающегося от плача ребенка из-за того, что родители отказываются ему купить что-то. Вы сразу подумаете – «какой невоспитанный ребёнок», скорее всего ребенку около 3-х лет. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Строптивость.
Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет. Ребенок начинает баловаться, кувыркаться, когда вы смотрите телевизор или готовите ужин, или ещё хуже, когда к вам приходят гости.
Своеволие.
Стремится все делать сам. Он сам мажет бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Это связано с первыми проявлениями взрослости ребёнка. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми, и стремится к похожести на последних.
Протест-бунт.
Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, и дерутся, робко размахивая лопатками.
Симптом обесценивания.
Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Отказывается признать свою неправоту и попросить прощения за грубость даже под угрозой лишения шоколада.
Деспотизм.
Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. Безудержными рыданиями, дерзким обращением, капризностью. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Такое поведение ребёнка вызвано становлением личности ребёнка, становлением самосознания ребенка. Появляется его собственное «Я», он начинает осознавать себя как личность, воспринимать окружающую действительность со своей собственной колокольни, через призму своих пониманий, знаний и интересов. Ребенок познает различие между "должен" и "хочу".
У детей начинает формироваться воля, которую психологи называют автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Вместо автономии возникают чувство стыда и неуверенности. Поэтому в этот период необходимо дать ребёнку пройти этот кризис, ведь он является этапом становления его как самостоятельного субъекта. Родителям нельзя ограничивать в этот период проявления независимости ребенка, наказывать или высмеивать всякие попытки самостоятельности.
Это отнюдь не значит, что нужно перейти в режим вседозволенности, такая тактика и поведения тоже является неправильной. Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции "хочу" (вседозволенность) или "нельзя" (запреты). Нужно найти золотую середину между этими двумя крайностями во взаимоотношениях с ребёнком. Главная задача родителей на этом этапе объяснить и показать на примере значение «могу», помочь ребёнку обрести это «могу»: он должен научиться соотносить свое "хочу" с "должен" и "нельзя" и на этой основе определить свое "могу".
Возраст очень маленький, и, несмотря на рождение личности в душе ребёнка, объяснить ему что-то доступно, конечно трудно. Поэтому следует просто предоставить ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять самостоятельность. Эта сфера деятельности – в игре. На этом этапе взросления будет полезна ролевая игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, она и послужит для ребенка тем "безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность" (Э.Эриксон). Замечательным подспорьем для родителей и детей является Сказкотерапия, когда вы читаете своему ребенку особые персонализированные сказки, героем которых является он сам. Для маленького слушателя это шанс посмотреть на самого себя со стороны, оценить свое поведение и (самостоятельно, что важно в этот период!) сделать выводы. А для мамы с папой это возможность легко и ненавязчиво воспитать в своем ребенке доброту, волю и лидерские качества, развить его мышление, избавить от капризов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис трёх лет: как договориться с ребёнком. Советы психолога.
Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: ма...
Кризис трёх лет
Что такое кризис трёх лет? Консультация для родителей...
Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей трёх лет
Описаны направления и работа по развитию игровой деятельности детей трёх лет...
Кризис трёх лет
3-4 года очень важный период в жизни ребенка. В этом возрасте происходит очень важныйдля ребенка психологический процесс- это первое яркое выражение своего "Я"....
Кризис трёх лет
Статья рассказывает о возможных изменениях в поведении ребёнка в период так называемого "кризиса трёх лет" и о его безболезненном преодолении....
Как играть с ребенком трёх лет.
В памятке говорится как правильно играть с детьми трех лет. Сколько радости мы видим в глазах ребенка, когда, преодолевая усталость и отрываясь от домашних дел, соглашаемся перевоплотиться во вр...
Статья для родителей на тему: «Кризис трёх лет. Как помочь ребёнку справиться с кризисом трёх лет?»
Практически у всех маленьких детей в возрасте 2,5-3 лет бывает кризис. Личность маленького ребёнка быстро развивается. Именно в 3 года происходит переломный момент в его развитии. Ребёнок начинает про...