Семинар-практикум для родителей «Развитие речи младших дошкольников»
материал
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи младших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_roditeley_na_sayt_.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей на тему:
«Развитие речи младших дошкольников».
Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: - познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
- познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей; вовлечь родителей в педагогический процесс.
1 часть: (теория) «Немного о науки»
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш семинар. Так как, именно семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Мы приглашаем Вас к сотрудничеству. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Речь - форма общения. Становление речи в раннем детстве имеет свои закономерности, с которыми должны быть знакомы взрослые. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:
1) Речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
2) Речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
При этом нельзя забывать про основные задачи речевого развития детей:
· Овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста;
· Развитие у детей способности общаться (коммуникация).
Проблема развития речи волнует многих родителей. «Говорящий» ребенок не только более понятен, но и более «удобен» взрослому. С помощью слов, во-первых, легче узнать о самочувствии ребенка, его желаниях, чувствах; во-вторых, можно направить его действия в полезное русло и даже оградить от опасностей; в-третьих, расширять знания об окружающем мире, таком занимательном и притягательном.
Но, оговоримся сразу, в раннем детстве речь как средство общения и познания проходит стадию своего становления. И второй- третий год малыша на этом пути имеет свои отличительные черты и нюансы. Начало года и его конец не равнозначны с точки зрения овладения речевыми навыками – это путь значительных изменений как в понимании, так и в активном освоении родного языка.
Малыш узнает названия многих предметов, игрушек, а также действий с ними и их качеств. Но главное, он учится обобщать предметы, ориентируясь на их существенные признаки, а именно на функциональное назначение.
Очень скоро ребенок начинает замечать, что словом «кукла» мама называет не только его «лялю», но и все игрушки, изображающие ребенка. Обобщенная функция слова открывается малышу именно на втором году его жизни. И ребенок начинает обобщать по существенному признаку, заложенному в функциональном использовании предмета,- неважно, большой он или маленький, какого цвета и формы, из какого материала изготовлен. Важно одно - его назначение.
Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т.к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе, но сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Причинами отсутствия речи являются:
· у многих детей имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);
· артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (дети не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);
· недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
А сейчас мы приглашаем Вас в необыкновенное путешествие по стране «Развитие речи»
2 часть: (практика) Игра- путешествие по стране «Развитие речи»
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
1. Станция «Любознайка».
Подберите прилагательные к словам (признаки предметов):
- Снег (какой?) - белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.
- Человек (какой?) - вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.
- Ветер (какой?) - сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.
- Машина (какая?) - быстрая, большая, удобная и т.д.
2. Станция «Сказочная страна» (Родителям предлагается отгадать загадки)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Мы призываем Вас, читайте и рассказывайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из ненужных лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту. Чтение сказок, стишков, потешек, оречевление действий совершаемых ребенком приводит к формированию импрессивной речи, т.е. ее понимание.
Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (Колобок)
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
Добрый доктор говорит:
- Побеждаем мы бронхит,
Корь, простуду и ангину,
Дифтерит и скарлатину,
И конечно, с Бармалеем
Тоже справиться сумеем! («Айболит»)
3. Станция «Наши руки не знают скуки».
Все специалисты заявляют, что на развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев. Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Кроме того, пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но их прелесть еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди). Вскоре вы заметите, как ребенок начнет «помогать» вам, подавая следующий пальчик. Это значит, что пальчики вашего малыша становятся «умнее», активизируется речевой центр, тем самым, улучшается развитие речи. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки доставят им особую радость.
1этап. - Массаж.
Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - желудок;
Средний - печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1) Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2) Потереть ладони, похлопать.
3) Использование инструмента Су-Джок.
2 этап – Пальчиковые игры (без предметов).
1) Пальчиковая игра:
«Моя семья»
(Исходное положение – пальцы в кулаке. Разгибаем по одному, начиная с большого)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья.
(На последней строчке – ритмично сжимаем-разжимаем пальцы)
«Апельсин».
Мы делили апельсин. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа. (По очереди загибают пальцы, начиная с мизинца)
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра.
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
2) Кинезиологические упражнения. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
«Кулак-ладонь»
«Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так».
«Оладушки»
«Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем».
«Лягушки»
«Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)».
3) Пальчиковая игра - «Медведь» (с предметом).
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
«Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!»
(с силой вытянуть платочек)
Насыпьте в большую ёмкость крупу (лучше всего гречку, горох, фасоль) покажите малышу, как можно спрятать в ней ручки, пересыпать из одной ладошки в другую, помять, как тесто, потереть между ладошками. Затем дайте стаканчик - пусть малыш выбирает в него отдельные зернышки (н-р, "чтобы покормить птичек") или насыпает крупу в стакан горстью. В следующий раз можно дать второй стаканчик и показать, как пересыпать из одного в другой. Затем предложите малышу ложку - пусть поучиться насыпать в стакан ложкой.
· Возьмите трубочку из-под сока, предложите малышу нанизывать на неё кружочки из картона, сделав в них отверстия дыроколом.
· Как бы "случайно" рассыпьте на пол в комнате фасоль, пуговицы, крупные бусы и попросите малыша помочь вам собрать их.
· Развивайте сферу тактильных ощущений малыша, давая ему потрогать кусочки ткани разной фактуры, предложив сравнить мягкую ватку и твердый камешек, погладьте ладошку сухой кисточкой, а потом дайте потрогать, например, зубчики массажной расчёски.
· Поиграйте "в снежки" - дайте малышу бумагу, покажите, как можно рвать её на части или сминать в комочки, а потом побросайте получившиеся "снежки" друг в друга или в корзинку.
НО! Будьте внимательны! Следите за безопасностью, чтобы малыш не взял в рот и не проглотил зернышки и крупинки или «спрятал» их в нос или ушко. А чтобы не собирать крупу по всей квартире после занятий, можно заранее застелить место, где будет сидеть малыш, старой простыней или большой полиэтиленовой плёнкой.
4. Станция «Поиграй-ка»
(игры для формирования звукопроизношения)
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие наработать подвижность артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут (провести с родителями артикуляционную гимнастику).
«Цокает лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро! » Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.
«Индюки болтают». Предложите ребёнку изобразить рассерженного индюка. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла». Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить скудность словаря, а вот не правильное произношение шипящих или сонорных звуков родителей беспокоит.
Очень важно с детьми ясельной группы играть в игры на звукоподражание. Например, «Убаюкай куклу» - пропевание гласного звука – А-А-А; «Малыш капризничает» - УА-УА; «Дети заблудились в лесу» - АУ-АУ; «Ослик плачет» - ИА-ИА; «Катер сигналит» - У-У; «Поезд мчится» - ТУ-ТУ; «Прятки» - КУ-КУ; игра «Вьюга». «Вьюга начинается» - дети тихо говорят «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорят громче; по сигналу- «вьюга кончается говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась»- замолкают.
Речевая игра «Прогулка в лес».
(чтение чистоговорок). Вы можете и сами придумывать шутливые фразы, типа:
"Да-да-да - в огороде лебеда",
"Ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"Ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"Ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"Жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"Чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"Жу-жу-жу - я на солнышке лежу". И т.д.
Словесная игра «Почемучка».
Она научит ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую (желательно новую) игрушку перед ребёнком, и предложить её рассмотреть, а затем ответить на ваши вопросы.
- Что это? (Кто это?)
- Какого цвета?
- Что есть у зайки? (Что это у зайки)
- Как можно назвать зайку?
- Что можно с ним делать?
Итог.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых правил:
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, ненавязчиво поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовывании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал? » и, ребёнок даёт полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте различные игрушки для обучения использования в речи предлогов. (Н/Р: Ребёнок может ответить на вопрос «Где игрушка?» с используя предлогов).
Проводится рефлексия. Перед вами пустая поляна. Её нужно украсить красивыми цветами. Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания, были активными участниками, посадите на нашей поляне красный цветок; если у вас остались вопросы, вы не поняли некоторые моменты – посадите желтый цветок; ну а если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что зря потеряли время, посадите на поляне зеленый цветок.
Благодарим Вас за сотрудничество и внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей "Развитие речи младших дошкольников"
«Развиваем речь младших дошкольников».Речь – фо...
Рекомендации для родителей: "Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность"
Данные рекомендации могут быть использованны как часть родительского собрания в младшей группе детского сада...
Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...
Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"
Автором представлен материал по развитию речи младших дошкольников....
Презентация "Семинар -практикум для педагогов ДОУ "Развитие речи старших дошкольников"
Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи младших дошкольников»
Семинар-практикум для родителей«Развитие речи младших дошкольников»...
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи младших дошкольников»
Семинар-практикум для родителей «Развитие речи младших дошкольников»...