Учимся жить с особым ребенком
консультация

Макуха Лия Сергеевна

Консультация учителя-дефектолога для ​родителей на тему "Учимся жить с особым ребенком" представляет собой важный и полезный материал, направленный на помощь родителям ​детей с ​особыми потребностями. В аннотации к данному материалу будут рассмотрены основные аспекты воспитания, обучения и поддержки детей с ​различными особенностями развития. Консультация учителя-дефектолога поможет родителям понять особенности взаимодействия с ребенком, организовать его обучение и развитие, а также научиться эффективно справляться со сложностями, с которыми они могут столкнуться в повседневной жизни. Важными темами для обсуждения могут быть понимание особенностей ребенка, взаимодействие с медицинскими и психологическими специалистами, организация образовательного процесса и формирование поддерживающей среды как в семье, так и в обществе.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_zhit_s_osobym_rebenkom.docx134.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар  

"Детский сад комбинированного вида №179 "Дюймовочка"

Консультация учителя-дефектолога на тему

«Учимся жить с особым ребенком»

учитель-дефектолог

Макуха Лия Сергеевна


«Почему он никогда не смотрит на меня с любовью и нежностью? Почему он смеется, когда я плачу? Почему, когда он плачет, а мне хочется успокоить его и обнять, он противится этому? Почему он кружится и верещит, когда слышит работающий пылесос?  Почему он не играет, как другие дети, а часами может раскладывать в ряд цветные карандаши?» Эти и множество других вопросов задают себе родители, у которых в семье воспитывается ребенок  с проблемами общения. В современном мире под аутизмом понимают такое нарушение развития, при котором у ребенка неправильно  формируются механизмы приспособления к окружающей среде, в большей степени, к социальной.

                             Что такое аутизм?

Диагноз «Аутизм» ставится детям, имеющим следующие трудности: Изображение 029

  • трудности, связанные с социальным взаимодействием;
  • трудности, связанные с социальной коммуникацией;
  • нарушения воображения и символической игры.

Данные трудности называют «триадой нарушений». Диагноз «Аутизм» ставится при наличии трудностей во всех трех областях.

Аутизм по-разному воздействует на детей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» (РАС), который включает в себя и синдром Аспергера (см. ниже). 

Диагноз «Аутизм» не отражает умственную сторону развития. Он описывает то, насколько у  ребенка проявляется аутичное поведение. Например, ребенок с высоким уровнем умственного развития может демонстрировать крайне аутичное поведение, тогда как ребенок с более низким уровнем умственного развития – лишь легкие формы аутичного поведения, и наоборот.

                        Какие они, дети с аутизмом?

  • 1.В социальном взаимодействии 
  • Не демонстрируют желания делать что-то вместе, а если и взаимодействуют, то только исходя из собственных интересов. 
  • Иногда проявляют дружелюбие и любовь, но  в странной форме и не всегда в удобное время и в удобном месте.
  • Не понимают правил поведения, безразличны к тому, чтобы нравиться окружающим.Изображение 007

2. В  социальной коммуникации 

  • Не видят смысла в общении, пока им что-нибудь не понадобится.
  • Очень плохо владеют мимикой, жестами, избегают взгляда в глаза, или смотрят «сквозь» собеседника.
  • Иногда имеют хорошо развитую речь, но без осознания функции общения: ребенок не способен начинать или поддерживать разговор; он ведет речь только о собственных интересах, не слушая то, что говорят другие, и полагая, что окружающие знают, о чем он ведет речь. Используют словесные штампы.
  • Демонстрируют низкий уровень понимания или отсутствие понимания идиом и шуток.

3. Недостаток воображения и негибкость мышления:

  • Предпочитают манипулировать предметами и игрушками, а не придумывать и разыгрывать сюжеты с ними.
  • Не проявляют в речи или игре присущей другим детям  фантазии.
  • Не терпят новизны. Например, ребенок истерически плачет, если его ведут в школу другой дорогой, или огорчается, когда что-то организовано по-другому.
  • Могут подолгу заниматься одним и тем же. Иногда игра основывается на сюжете видео- или телефильмов. Но при этом ребенок не желает следовать идеям окружающих.
  • Могут иметь «фотографическую» память, но без понимания заученного.
  • Не способны смотреть на вещи с точки зрения других людей.
  • Жестко придерживаются  правил, которые приняли, и не понимают исключений.
  • Почти не способны предугадывать будущие события или воспроизводить или использовать прошлый опыт без  подсказок.

Кроме этого:

  • Многие дети имеют повышенную чувствительность к различным звукам, цветам, текстурам и запахам, что может вызывать у них невыносимый дискомфорт. Поэтому они часто чувствительны к звукам, присущим классной обстановке, таким как шарканье стульев по полу. Их могут тревожить звуки, цвета, текстуры и запахи, не замечаемые другими.

 Пример: Саша* учится в школе. Когда звенит школьный звонок, он дергается всем телом, закрывает уши. А иногда начинает кусать себе руки. Так же  плохо он переносит  крики детей на перемене.

  • У многих наблюдаются страхи и фобии, связанные с  моментами повседневной жизни, например, определенной рекламой, картинками в книгах, определенными песнями, плачем  детей.Изображение 017
  • Трудности со сном: если у ребенка вырабатывается определенный режим, его очень трудно изменить (многие маленькие дети не спят днем).
  • Дети могут быть чувствительными к определенным структурам пищи, не пробуют новые блюда.
  • Сильно отстают в развитии навыков самостоятельности и самообслуживания.
  • Настойчивы в следовании определенным ритуалам: например, постоянно складывают предметы в стопки, выстраивают в линию.
  • Навыки мелкой моторики не сформированы в соответствии с возрастной нормой.
  • Дети с РАС  плохо ориентируются в пространстве.
  • «Застревают» на мелких деталях и не видят  целого. Например, заостряют внимание на пятне грязи посреди игры «Догонялки».
  • Некоторые дети не чувствуют опасности, что делает их очень беззащитными.

 Пример: Степа*  в связи с отсутствием страха уже  падал с высоты, но и сейчас может забраться на перила балкона или подоконник, что вынуждает родителей постоянно держать окна на замке.

Почему детям с аутизмом трудно в школе?

Чаще всего, именно в школе проявляется весь спектр проблем, присущий детям с аутизмом. Педагоги школы  обычно подходят к обучению  традиционно, не учитывая всей сложности развития при аутизме. И вот с чем они сталкиваются:

  • Ребенок  плохо понимает, что ему говорят, а если чувствует давление со стороны учителя, может либо замкнуться, либо начать совершать неадекватные действия.
  • Ребенок часто отвлекается от цели деятельности, невнимателен, делает то, что ему нравится, а не то, что просят, не придерживается правил в играх.
  • Ему трудно найти общий язык со сверстниками, так как он не осознает, что у других есть свои мысли, отличные от его собственных. Отсутствие сопереживания приводит к тому, что он может бросаться песком, наступать на ноги, захлопывать дверь перед носом у окружающих и т.д.Изображение 025
  • Ребенок не видит необходимости в объяснении ситуации учителю, так как думает, что учитель уже знает ситуацию.
  • Он проявляет настойчивость на строгом следовании правилам или выполнении чего-либо определенным способом.
  • Он может выкрикивать в классе или другой обстановке, когда ожидается, что все молчат или слушают.
  • Даже научившись чему-либо, не применяет умения при  других условиях. В случае, если что-то идет не так, ребенок начинает нервничать, плохо контролирует свое поведение.

Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм.

    Синдром Аспергера как правило ассоциируется с более способными детьми в аутистическом спектре, поэтому диагностика его затруднена. Такие дети имеют больше речевых навыков и проявляют больший интерес к общению, чем дети с классическим аутизмом Каннера. Общепринятым считается то, что дети с диагнозом аутизма или синдромом Аспергера в обоих случаях демонстрируют одну и ту же триаду нарушений, упомянутую ранее. Следовательно, в обоих случаях подходят одинаковые методы вмешательства.

     Учащиеся, попадающие в данную категорию, могут достигать хороших академических результатов, особенно в более формальных предметах, таких как математика. Однако им  требуется значительная помощь в социальных ситуациях, в поддержании приемлемого поведения и в развитии организационных навыков. Существуют определенные области, с которыми эти дети справляются с трудом.

Пример: Дима* хорошо учится в школе, имеет развитый круг интересов, но испытывает страх перед контрольными работами. Иногда этот страх настолько силен, что Дима отказывается выходить из дома, и от родителей требуются большие усилия, чтобы привести его в школу.

Проблемы, связанные с общением со сверстниками, могут вести к серьезным последствиям. Ребенок чувствует себя несчастным, что приводит  к депрессии или росту агрессивного поведения.

Негибкость мышления

Этим детям могут с трудом даваться перемены, поэтому необходимо тщательно планировать стратегии помощи на переходные периоды. Они могут невольно провоцировать конфликты с сотрудниками, с которыми сталкиваются в течение дня. Учащиеся с синдромом Аспергера как правило не имеют чувства такта и могут сказать то, что думают. Часто таких учащихся воспринимают как невоспитанных. Следует предупреждать сотрудников об этих особенностях детей, чтобы они относились к ним с пониманием и делали исключения.

Пример: Алеша * закончил физико-математическую школу с отличным аттестатом. Однако и он, и его мама всегда  чувствовали неприязнь со стороны части педагогов элитной школы. Мальчик на уроках сидел вполоборота, не смотрел в глаза и позволял себе поправлять учителя, что  воспринималось, как проявление заносчивости.

Недостаток социальных знаний

Большинство детей с синдромом Аспергера хотят дружить с другими детьми и хотели бы участвовать в общих мероприятиях, но у них недостаточны навыки социального взаимодействия. Часто они не понимают правила, которые действуют в группе сверстников, не понимают их поведение. Это означает, что они легко могут стать мишенью для насмешек. Школа должна знать детей, которые подвергаются особому риску. Некоторые учащиеся с трудом  поддерживают контакт глаз, за что могут прослыть невоспитанными. Они, как правило, не осознают того, что существует личное пространство, и могут подходить к людям очень близко, что вызывает дискомфорт или испуг. Они могут не улавливать значение языка тела и не осознавать, что кто-то на них злится. Некоторые дети  имеют навязчивые   интересы,  и не способны понять то, что других это не интересует.Изображение 027

Пример: один психолог рассказал случай из практики: в музыкальной школе на уроке сольфеджио дети проходили деление нотных длительностей. Педагог рассказывал, что если поделить целую ноту пополам, то получится две половинные, если каждую из них тоже поделить, то получатся четвертные. Один из учеников вскочил и с увлечением начал делить дальше: на восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые, а когда не смог делить сам, стал нервничать и требовать ответа от учителя, не взирая на протесты других детей.  Педагогу стоило очень больших трудов вернуть урок в нормальное русло.  

Нарушение навыков коммуникации.

Дети с синдромом Аспергера часто могут иметь хорошо развитую речь, но, несмотря на это, испытывать трудности в общении. Как правило, они буквально воспринимают то, что им говорят, и поэтому могут не понимать шуток и скрытого подтекста. Они часто говорят о своих интересах и не принимают во внимание слушателей. Некоторые дети с синдромом Аспергера говорят громким голосом с малой интонацией.Изображение 026

Недостаточно развитая координация

У некоторых детей может быть недостаточно развита координация. Это может проявляться в странных телодвижениях и оказывать влияние на успеваемость в спорте. Это также может приводить к насмешкам со стороны других детей.

Ключ к успеху

Каждый ребенок индивидуален и имеет отличные от других уровни потребностей. Вышеприведенный перечень показывает те трудности, которые может иметь ребенок с аутизмом, и которые влияют на то, как он учится и ведет себя. Ключом к оказанию хорошей поддержки и, по возможности, к продвижению в учебе является понимание каждого отдельного ученика – двое детей с расстройствами аутистического спектра одинаковыми быть не могут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"

Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...

Буклет для родителей "Особый ребенок - особое общение"

Система взаимодействия родителей и детей "Особые дети - особое общение" дает возможность корригировать негативное и конфликтное поведение ребенка конкретно. Она позволяет изменить внешнюю ст...

Особый ребенок- особый подход!

Особенные дети всегда требуют особенного подхода. И обучение особых детей – не исключение. Нет никаких сомнений: детям с особенностями в развитии необходимо не только повышенное внимание со стор...

Делать- не делать.Ребенок учится жить

Рекомендации родителям как вести себя с ребенком...

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить» Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку

Рабочая программа по кружковой деятельности «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»Нравственное воспитание и развитие ребенка через сказку...