Современные подходы к процессу обучения дошкольников грамоте
консультация (старшая группа)
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо познакомиться с современными подходами, опираясь на которые можно быстро и правильно научить ребенка читать и писать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте | 42.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«Современные подходы
к процессу обучения дошкольников грамоте»
Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Поэтому родителям необходимо владеть следующей информацией:
1. Звук и буква – не одно и то же. Звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.
2. Звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки можно петь. Их 6: «А, О, У, И, Ы, Э». Е, Ё, Ю, Я – гласные буквы, но не звуки.
3. Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие. Почти все твёрдые согласные имеют мягкие пары. Но есть исключения: Ш, Ж, Ц – всегда твёрдые; Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
4. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я, И смягчают согласные, когда стоят после них, или буква Ь (в конце слов или в середина перед согласной – конь, коньки)
5. Буква Ь не обозначает звука. Гласные Е, Ё, Ю, Я могут обозначать 2 звука, если стоят в начале слова или в середине перед гласной – яблоко(йа), маяк(йа). Если же они стоят после согласной, то смягчают её и обозначают один звук (Я – звук «А», Ё – «О», Ю - «У, Е – «Э»).
6. Чтобы читать и писать без ошибок, ребёнок должен уметь определять последовательность звуков в слове и соединять звуки в слова. Этому можно учить его в игре до изучения букв:
- «Поймай словечко»: называйте звуки и слова отдельно, а ребёнок – слово целиком. к,о,т – кот; р,у,к,а – рука и т.д. Можно играть с перекидыванием мяча.
- Назови 1-й, последний, 2-й и т.д. звук в слове.
- Придумай слова со звуком «С», «Р» и др. За каждое слово выдаём фишку или соревнуемся, кто больше? Находим вокруг себя предметы с задуманным звуком в названиях.
При обучении чтению внимательно следуйте инструкциям:
1. Называем букву, как звук: «Ш», а не «ША», «Л», а не «ЭЛЬ» иначе ребёнку будет не понятно, как сливать слоги. С правильным названием букв он познакомится, когда освоит чтение слогов и слов.
2. Не требуйте от ребёнка запоминания сразу нескольких букв. Начинать обучение чтению нужно с гласных, обучая основам звукового анализа. Например:
- Назови 1-й звук в словах: аист, Аня, автобус, арбуз, апельсин (протягиваем его).
- Спой звук «А». Запомни: он гласный, потому, что поётся.
- Как мы произносим «А»? (широко открываем рот).
- Назови сам слова на звук «А».
- Назови последний звук в словах: зима, дорога, машина…
- Придумай слова, которые заканчиваются на звук «А».
- Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук «А».
- Определи, в какой части слова «прячется» звук «А» (в начале, в середине или конце). Используй схему слова в виде полоски, ведём по ней пальцем с лева на право, проговаривая слово, смотрим, где находится палец на звук «А».
- Найди на картинках предметы со звуком «А». Есть ли этот звук в твоём имени? Произнеси так, чтобы мы услышали.
3. Чтобы ребёнок запомнил букву, попросите рассмотреть её внимательно, спросите, на что она похожа, предложите сложить из палочек, вылепить из пластилина, написать пальчиком в воздухе, на столе и т.д. Используйте стихи для запоминания букв, например:
Покатилось колесо, превратилось в букву О.
У - сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
А – как лесенка стоит – начинает алфавит.
Влез на букву озорник, он решил, что П – турник.
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
В букве В, наверно, вата, оттого и толстовата.
Эта буква широка и похожа на жука
И при этом, словно жук, издаёт жужжащий звук.
На эту букву посмотри – она совсем, как цифра 3.
Порвалась «О» в серединке, «С» осталась на картинке.
Хорошо иметь дома азбуку на магнитах, которая будет у ребёнка перед глазами. После изучения просите найти её в азбуке и повесить на видное место, например, на холодильник. Полезно найти букву в заголовках газет, книг, вывесках на улице и т.п.
4. Начинаем читать слоги только с теми буквами, которые хорошо знаем.
5. Учим ребёнка читать слог целиком, а не по буквам, иначе он долго не сможет перейти к слоговому способу чтения. Покажите слог, прочитайте его, попросите повторить. То же проделываем с рядом слогов: МА, МО, МУ, МЫ, МИ. В начале обучения читаем слоги, имеющие сходство гласных или согласных в столбик и строчку:
НА НО НУ НЫ НИ
СА СО СУ СЫ СИ
Полезно не только читать слоги, но и находить их по вашему заданию.
6. Просите вести ребёнка по строчке пальчиком, пока не убедитесь, что у него закрепился навык чтения слева направо.
7. Обратите внимание на разницу чтения слогов АР - РА, УС - СУ.
8. Переходите к чтению слов только после того как убедитесь, что ребёнок легко читает слоги.
9. Занятия по обучению чтению должны быть непродолжительными (15-20 минут), но систематическими.
10. После прочтения слова (предложения) по слогам просите повторить его, объяснить, что оно обозначает. Ребёнок должен с самого начала осознавать, что смысл чтения – в понимании прочитанного.
11. Не торопите ребёнка, даже если вы уверены, что он читает очень медленно. Детям часто нужно больше времени, чем вам кажется для того, чтобы чему-то научиться. Зато они могут научить родителей важному качеству, которое мы сами в себе редко развиваем – терпению.
Желаю Вам терпения и успехов на пути обучения грамоте!!!
Учитель-логопед: Рущицькая Надежда Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Несколько слов о процессе обучения дошкольников....
Креативный подход к изготовлению наглядного материала для обучения дошкольников грамоте.
"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит народная русская пословица. Чтобы помочь дошкольникам полнее усвоить учебный материал, а значит, постичь волшебную музыку родного языка, я предлагаю свои под...
Консультация «Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».
Индивидуальный подход – это не разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка и осуществляться в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко органи...
«Специфика организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания дошкольников».
Подготовила: воспитатель ...
Современные подходы к процессам воспитания и обучения дошкольников в ДОУ
Современные подходы к процессам воспитания и обучения дошкольников в ДОУ...
Индивидуальный подход в процессе обучения дошкольников(английскому).
При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица....
Современные подходы подготовки к обучению грамоте дошкольников
Опыт работы воспитателя по обучению грамоте дошкольников...