ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Рахматулина Валентина Васильевна

Несколько слов о процессе обучения дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sigmatizmy.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 

    Огромную роль в процессе обучения дошкольников имеют обучающие мероприятия по развитию познавательной деятельности и коммуникативных навыков. Педагог развивает у детей правильный грамматический строй речи, работает над развитием связной речи, лексики.

          Хочется отметить, что важную роль в развитии речи играет обогащение словарного запаса у детей ( активного словаря). Активным словарём принято называть количество слов, которые употребляет ребёнок в своей речи. Пассивный же словарь- это запас слов, которыми располагает человек, но не употребляет сам. Он лишь способен понять их в чужой речи. Так вот по данным исследований у детей с дефектами зрения в большинстве случаев наблюдается отставание активного словаря от того, который соответствовал бы возрасту ребёнка. Это говорит об отсталости в речевом развитии . Дети с глубокими нарушениями зрения активный и пассивный словарь усваивают постепенно, замедленно в процессе общения и обучения в семье, д/с. Чем выше чувственный опыт детей с нарушениями зрения, тем богаче словарный  и смысловой состав их речи, многообразнее соотношение слова с понятийным содержанием предметного мира.

 Согласно взглядам Л. С. Выготского, как зрячий, так и слабовидящий ребёнок сам должен активно добывать знания из  реального  предметного мира, отходя от голой словесности. В целом недостатки звуковой речи отрицательно влияют на общение детей с глубокими нарушениями зрения, что ведёт к появлению у них замкнутости, негативизма, аутизма и других черт личности. Итак, компенсаторное значение речи и её функций у слабовидящих детей происходит в сфере чувственного познания.

  Осуществление дифференцированного подхода в процессе обучения слепых и слабовидящих дошкольников определяется рядом факторов, имеющих как общий, так и специальный характер:

  1. Аномальный фактор, т. е. степень и характер зрительной патологии непосредственно определяет пути, способы дифференциации применения наглядных методов и средств обучения.

Вопросы, касающиеся дифференциро-ванного подхода к обучению слабовидящих детей в связи с особен-ностями их зрительной патологии, должны решаться на основании комплексного исследования офтальмологов, психологов, педагогов.

Для того, чтобы дать чёткие дифференцированные рекомендации, при обучении слабовидящих детей, утверждает Каплан, нужно учесть, какое влияние оказывает нарушение зрения на состояние других функций организма, в каком взаимодействии они находятся, поражение какой функции является первичным, а какой – вторичным. Т.е. на какие-то функции зрения можно опираться, а какие-то следует щадить.

  1. Исследования уровня развития различных психических процессов, свойств, состояний слабовидящих детей, соотношения уровня их развития с уровнем, определяемым возрастными требованиями и программой данного класса, выявление прямой или опосредованной зависимости между аномальным фактором и уровнем психического развития с тем, чтобы определить коррекционные и компенсаторные пути работы с детьми,- вот ещё одно необходимое условие организации дифференцированного подхода в процессе обучения детей с тяжёлой зрительной патологией. Дифференциация в процессе обучения детей с тяжёлыми нарушениями зрения, с одной стороны, основывается на возможности компенсации их развития, с другой стороны, способствует самой компенсации.
  2.  Осуществление дифференц. подхода в процессе обучения слабовидящих детей предполагает изучение и учёт типологических индивидуальных различий высшей нервной деятельности этих детей. Это ещё один фактор организации дифференцированного подхода в процессе обучения детей с тяжёлой зрительной патологией.
  3. Четвёртый фактор организации  диф. подхода в процессе обучения детей с тяжёлой зрит. патологией – уровень обучаемости. У слабовидящих, в большинстве случаев, замедленный темп усвоения знаний, формирования умений и навыков. И.М. Чередов выделяет 3 уровня обучаемости: высокий, средний, низкий. Высокий уровень обучаемости характеризуется способностью свободно усваивать изучаемый , выделять существенное, закономерное, видеть в частном общее. Средний уровень обучаемости хар-ся способностью усваивать изучаемый материал после тренировки, выделять существенное и закономерное после выполнения упр-ий.

В целом, в процессе организации дифференцированного подхода необходимо ориентироваться прежде всего, во-первых, на аномальный фактор с целью обеспечения оптимальных условий зрит. и осязательной работы для детей с различными зрительными возможностя-ми. Во-вторых, педагог, осуществляя диф. подход на занятии, ориентируется на определённый уровень обучаемости детей, на который в свою очередь, могут влиять не только уровень развития способностей, темп продвижения, но особенности зрит. патологии.

 Диф-ция детей в учебном процессе носит условный х-р, она должна быть подвижной, гибкой, позволяющий педагогу подходить индивидуально к каждому ребёнку и способствовать общей активизации группы.

          ЛИТЕРАТУРА:

  1. Сборник «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»

1982г.

  1. Межвузовский сборник научных трудов «Теоретические и методические вопросы обучения слепых и слабовидящих»

1987г.

  1. В.П. Ермаков «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения», 1990г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей на тему "Дифференцированный подход в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду"

Семинар для воспитателей на тему: "Дифференцированный подход в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду"...

Использование нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности слабовидящих детей.

В статье описывается значение, актуальность, методика использования нетрадиционных техник рисования для развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения....

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования

Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....

«Реализация дифференцированного подхода в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

В данной работе обобщен опыт работы воспитателя  в адаптационный период при поступлении ребенка в детский  сад и раскрыта  сущность дифференцированного подхода , а так же освящены такие...

Дифференцированный подход в методике обучения плаванию детей 5 - 7 лет

Исследование эффективности использования дифференцированного подзода в обучении детей плаванию....

Индивидуально – дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей

Индивидуально - дифференцированный подход к процессу оздоровления и физического воспитания детей...

Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда.

В моей работе вы сможете ознакомиться с информацией об особенностях воспитания самостоятельности слепых и слабовидящих детей, формировании уверенности в собственных силах и помощи в преодолении зависи...