Консультация для родителей Тема: «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
консультация

Грищенко Светлана Анатольевна

Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

 

Параллельно   с   недоразвитием   речи   у детей с   ТНР   происходит   нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно    меняет    мотивы     поведения,     открывает     новые     возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических  процессов.

Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №21 «НАДЕЖДА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Консультация для родителей

Тема: «Развитие психических процессов  у  детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Составил: воспитатель I кв. категории

Грищенко Светлана Анатольевна

г.о. Ступино

2023 г

Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Параллельно   с   недоразвитием   речи   у детей с   ТНР   происходит   нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно    меняет    мотивы     поведения,     открывает     новые     возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических  процессов.

Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:

  • Почему летом нельзя кататься на лыжах?
  • Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
  • Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?

Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:

  • Чем отличаются кукла и девочка?
  • Чем отличаются птица и самолет?
  • Чем отличаются куст и дерево?

Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:

  • Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
  • Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больший объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться.

Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включённых в игровую ситуацию.

Для развития познавательных действий ребёнка, умения классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков – предлагаются следующие игры:

  • Я начну, а ты закончи.
  • Чего не стало.
  • Вчера, сегодня, завтра.
  • Вспомни, как было.
  • Сломанный телефон.
  • Найди отличие.
  • Выучи слова.
  • Узнай фигуры.

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.

При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:

  • найди два одинаковых предмета;
  • найди такого же цвета;
  • найди предметы заданной геометрической формы;
  • выкладывание палочек;
  • нанизывание бусинок;
  • выкладывание узора из мозаики;
  • вырисовывание по клеточкам;
  • какое слово лишнее?;
  • работа с разрезанной картинкой;
  • найди тень;
  • собери пазл;
  • соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;
  • запоминание игрушек;
  • работа с лексическим материалом;
  • заучивание ряда слов и словосочетаний;
  • складывание различных фигур из счётных палочек. (Головоломки) и др.

Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз.

В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.
  • Запоминание        4-6        предметов,        игрушек,        картинок,        геометрических        фигур        и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.
  • Штриховка различных изображений.

Формирование  представлений  о  системе координат:  ―сверху  –  снизу,  ―спереди  – сзади, ―слева – справа.

  • Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
  • Найди предмет по тени.
  • Расскажи кто, где сидит.
  • Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

  • Несуществующее животное,
  • Выдумай историю,
  • Продолжи рисунок,
  • Клякса. Дорисуй,
  • Оживление предметов,
  • Так не бывает!
  • Нарисуй настроение.
  • На что похожи облака,
  • Угадай настроение.
  • Найди недостаток в портрете.

Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной   деятельности,   ведущую   роль    в    которой    играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»

 В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание становится более устойчивым. Однако без целе...

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

         Консультация для  родителей    «Развитие речи детей старшего ...

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности в старшем дошкольном возрасте"

Материал может быть полезен как родителям так и педагогам в решении вопроса "Как же развить детскую самостоятельность?"...

Консультация для родителей «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора»

В формировании развития речи важную роль играет взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок владеет богатством родного языка, грамматическим строем...

Консультация для родителей: "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста ."

Консультация для родителей "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста ." Несмотря на развитую систему образовательных и воспитательных учреждений (яслей, детских садов, шко...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики старшего дошкольного возраста"

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии ...