Сенсорное развитие ребёнка
методическая разработка (младшая группа)
эффективные способы, которые помогут научить ребенка познавать мир через органы чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эффективные способы, которые помогут научить ребенка познавать мир через органы чувств. | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие детей
Чтобы нервная система ребенка и его интеллект формировались полноценно, родителям нужно участвовать в сенсорном развитии малыша. Существуют эффективные способы, которые помогут научить ребенка познавать мир через органы чувств.
От сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте зависит его понимание пространства, в это время закладывается связь между мозгом и зрением, слухом, обонянием, осязанием. Ребенок учится взаимодействовать с миром.
- Исследуйте мир вместе с ребенком
Для самых маленьких ребятишек чувственное развитие – это первый опыт взаимодействия с самыми привычными для нас предметами. Малыш впервые видит коляску, впервые облизывает собственные пальцы, впервые слышит урчание кота, и во всем этом родитель ему помогает. Без мамы или папы ребенок не узнает, как называются предметы, поэтому ваша задача – показывать ему даже самые обычные вещи и рассказывать, что это. Все это – его первый сенсорный опыт, который закладывает основы познания.
- Играйте с тактильными материалами
Игры с песком, глиной, камнями, кубиками помогают развивать сенсорное восприятие у детей. Ребенок на ощупь исследует текстуры, формы и размеры объектов и использует эти навыки в дальнейшей жизни. Он узнает на собственном опыте, например, как использовать песок и для чего он нужен. То же самое с камнями, водой, глиной – он понимает, какие они на ощупь и что из себя представляют.
Новая информация о цвете, консистенции красок, текстуре поверхностей запускает процесс идентификации объектов. Со временем ребенок начинает понимать, что значит слово «зеленый», а что – «жидкий». Все это способствует чувственному развитию. Пальчиковые краски очень интересны дошкольникам в любом возрасте начиная с года. Как показывает практика, даже семилетки охотно играют с тактильными красителями.
Есть много карточек для ребят разных возрастов – с изображениями животных, деревьев, грибов и более сложных объектов. Они называются карточками Домана по имени создателя. Их идея заключается в том, что дети быстро учатся и запоминают информацию, если она представлена в наглядной форме. Карточки содержат яркие изображения предметов с названиями. Детям показывают карточки, а они сначала повторяют за взрослым название предмета, а потом идентифицируют его сами. Так формируется его визуальная память.
- Помогайте в развитие слухового восприятия
Упражнения, в которых используются разные звуки, помогают установить контакт со слуховым восприятием у детей. Это может быть голос человека или мяуканье кошки, запись мычания коровы или гогота гусей, включенная музыка или игрушки, которые издают звуки, – на пользу пойдет все, что не пугает ребенка. Знакомя ребенка с каким-либо звуком, объясните, что это: «вот так мычит корова», «это стучат капли дождя». Так малыш учится воспринимать слуховые сигналы и соотносить их с информацией о внешнем мире.
- Тренируйте память и внимание ребенка
Возьмите три предмета, попросите малыша отвернуться и уберите один из них. Когда ребенок повернется, его задача – понять, какого предмета не хватает. Со временем увеличивайте количество предметов и их сложность. Сначала это может быть апельсин, линейка и шапка – предметы с совершенно разными формой, цветом, текстурой. Чуть позже можно брать предметы со схожими параметрами, к примеру апельсин, помидор и яблоко. У всех предметов схожая форма, а вот цвет отличается. Так ребенок будет учиться распознавать объекты со схожими признаками.
У школьников сенсорное восприятие в большей степени уже сформировано, однако вовсе не лишним будет укрепить связь между мозгом и органами чувств, направив их развитие в нужное русло. Напомним, что чувственное познание, эмоции и интеллект сопряжены друг с другом. А значит, занимаясь сенсорным развитием ребенка, вы делаете вклад в его становление как личности.
- Играйте в игры на координацию
Ориентация в пространстве неразрывно связана с сенсорным восприятием. Во время таких игр ребенок учится владеть своим телом, раз за разом получает сигналы органами чувств и привыкает ими управлять. Можно играть в прятки и догонялки или делать упражнения по типу «прикоснись левой рукой к правому уху», «закрой правой рукой левый глаз» – часто для подростков это веселый челлендж.
- Рисуйте вместе
Рисование помогает развить сразу несколько сенсорных направлений – восприятие цвета, визуальных эффектов, пропорций и дополнительно тактильных ощущений. Картины по номерам, скетчинг и мастер-классы по живописи интересны и подросткам, и взрослым, поэтому можно совместить семейное времяпрепровождение с сенсорным развитием.
- Водите ребенка на квесты
Когда ребенок решает логические задачи, находясь в новом пространстве, он получает опыт взаимодействия с незнакомой окружающей средой. Результат – отсутствие стресса в аналогичных ситуациях в жизни. Главное – выбирайте квесты соответственно возрасту ребенка и убедитесь, что они безопасны.
- Почаще обнимайте ребенка — это формирует у него здоровую нервную систему.
Опыт тактильных ощущений укрепляет связь с телом, он необходим даже детям в старшем школьном возрасте. От прикосновений близкого взрослого ребенок получает чувство безопасности, у него формируется здоровая нервная система, которая легче противостоит стрессам.
- Запишите ребенка в музыкальную школу
Это рай для органов чувств ребенка – здесь и слуховое восприятие, и тактильное взаимодействие с инструментом, и развитие пространственного мышления. Ребенок получает огромное количество чувственного опыта с заданной регулярностью. В результате формируются новые нейронные связи. Главное, чтобы у ребенка обучение вызывало интерес и доставляло удовольствие.
- Ходите на мастер-классы
Помимо сближения совместный поход на мастер-класс обеспечивает мощный вклад в чувственное развитие – причем не только для чада, но и для родителя. Сегодня вы печете итальянский пирог под руководством шеф-повара, в следующем месяце идете вместе в гончарную мастерскую, а на день рождения дарите сертификат на желанный для ребенка урок по вокалу. И польза, и удовольствие!
Одна из самых больших проблем сенсорного развития старших дошкольников и младших школьников – развитие пространственного восприятия. Плохо освоенное соотношение «право-лево» приводит к тому, что при чтении дети могут делать ошибки, переставляя местами слоги или буквы, а при письме – зеркально изображать некоторые буквы или путать сходные по написанию буквы. Возникают трудности с освоением числового ряда, поскольку возрастание и убывание чисел тоже «ориентировано в пространстве», а с ними и проблемы с арифметикой.
На развитии пространственного восприятия нужно делать особый акцент, усиливать его. Сейчас им занимаются недостаточно, вероятно потому, что его необходимость не так очевидна, как усвоение форм, размеров, цветов.
Ориентация в пространстве собственного тела тоже не мало важна. Можно делать упражнения по типу «прикоснись левой рукой к правому уху», «закрой правой рукой левый глаз» и подобные.
Ориентация в пространстве относительно собственного тела (справа от тела, вверху-слева) и ориентация предметов относительно друг друга. В качестве упражнений подойдут всевозможные вариации пряток. Можно диктовать поэтапно вслух маршрут к спрятанному предмету или рисовать «карту» с ориентирами.
Ориентация на листе. Пусть ребенок зеркально дорисовывает правые и левые половинки простых предметов (грибок, бабочка, листок), раскрашивает разными цветами объекты, которые по-разному ориентированы («летят», «бегут», «наклонились») в пространстве. Подойдут также слуховые (графические) диктанты по клеточкам. Желательно, чтобы в результате правильного выполнения диктанта у ребенка получалось осмысленное изображение: птичка, собака, лодочка.
В современном мире, когда ребенок зачастую «отгорожен» от реального мира экраном телевизора, компьютера, планшета или телефона, необходимость сенсорного развития возросла. Сенсорика – это ощущения, которые пропускают через себя органы чувств. Благодаря сенсорике ребенок постигает все богатство окружающего мира – оттенки красок, звуки песен птиц, ароматы цветов и многое другое. Психологи говорят, что чем разнообразнее ощущения, тем лучше развивается ребенок. Внимание, мышление, речь, эмоции, образы и понятия, которыми оперирует человек – все это результат прохождения сенсорного этапа развития. Дефицит же ощущений об окружающем мире формирует в ребенке отставание в развитии.
Для успешного и полноценного развития современного ребенка важно окружить его разнообразными предметами и игрушками, чтобы он мог свободно ими оперировать. Многие родители наверняка замечали, что самые любимые игрушки детей – это то, с чем постоянно взаимодействует взрослый. Поэтому для сенсорного развития ребенка можно покупать специальные наборы развивающих игрушек, а можно подойти к этому вопросу намного экономнее и дать возможность ребенку знакомиться с окружающим миром – в доме, на прогулке, на даче, в парке, не запрещая контактировать с ним, а, наоборот позволить собирать коллекцию разнообразных ощущений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: " Сенсорное развитие ребёнка".
Это консультация о развитии ребёнка по сенсорике....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....
Создание условий в дошкольном учреждении для сенсорного развития ребёнка-дошкольника.
Статья раскрывает возможности дошкольного учреждения в создании условий для сенсорного развития детей....
Сенсорное развитие ребёнка
Статья...
Картотека игр для сенсорного развития ребёнка
Картотека игр для сенсорного развития ребёнка...
Сенсорное развитие ребёнка
Материал для родителей, какое огромное значение играет в жизни ребёнка сенсорное воспитание, где даны рекомендации, о том какие приёмы и материалы можно использовать родителям развивая сенсо...
Консультация-практикум для родителей «Психомоторное и сенсорное развитие ребёнка 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации. Анкетирование»
Индивидуальная консультация-практикум для родителей направлена на привлечение родителей к развитию у детей сенсорных и моторных функций, эмоциональных и познавательных процессов и для...