"5 чувств. Занятия по системе Монтессори"
материал
Приглашаем вас отправиться в путешествие по исследованию мира с помощью пяти чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_chuvstv.docx | 77.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Большинство ученых склонно считать, что человек может испытывать не один десяток чувств. Но в классическом варианте выделают 5 чувств человека:
- Зрение — способность чувствовать волны излучения.
- Слух — способность воспринимать и обрабатывать звуки.
- Обоняние — способность улавливать и распознавать запахи.
- Осязание — способность чувствовать касания.
- Вкус — способность различать пищу.
Рассмотрим каждое чувство подробнее.
ОСЯЗАНИЕ
Мария Монтессори считала, что рука служит интеллекту, а осязание – это основная потребность маленьких детей.
Кожа – это орган осязания, особенно чувствительная на руках и кончиках пальцев. Она позволяет обнаружить ощущения, связанные с осязанием: шершавость, тепло, холод, мягкость, влажность, сухость.
Игра «Таинственный мешочек»
Цель – научиться определять предметы по размеру, форме и текстуре без опоры на зрение.
Материалы: небольшие предметы различной структуры.
1. Вытаскивайте по очереди предметы, находящиеся в мешке, и вместе с ребенком называйте каждый из них.
2. Сложите предметы обратно в мешок.
3. Спросите у ребенка, какой предмет он хочет вытащить из мешка.
4. Предложите ему запустить руку в мешочек и поискать желаемый предмет.
5. Продолжайте таким же образом распознавать все предметы, находящиеся в мешке.
СЛУХ
Слух начинает формироваться на четвертом месяце беременности. С этого времени плод слышит биение сердца своей матери и звуки ее кишечника. Постепенно его слух обостряется. Именно уши, органы слуха, позволяют слышать шумы, звуки и тишину.
Игра «Таинственные звуки»
Цель – научиться извлекать звуки из различных предметов.
Материалы: предметы домашнего обихода, музыкальные инструменты, дары природы.
1. Подготовьте музыкальные инструменты, соберите дома предметы, способные звучать. Найдите в лесу дары природы, из которых можно извлечь различные шумы.
2. Играем в прятки. Взрослый прячется, например, в саду и звенит в колокольчик. Так он направляет ребенка, пока тот его не найдет.
ВКУС
Вкусовые ощущения появляются у плода также в начале четвертого месяца беременности. Язык – это чувствительный орган вкуса, и его тысячи рецепторов, позволяют различать соленое, сладкое, кислое и горькое.
Игра «Вкусовые баночки»
Цель – познакомиться с основными вкусами и научиться их распознавать.
Материалы: 8 баночек, 8 пипеток, 2 чайные ложки, четыре раствора (сладкий, соленый, горький, кислый), графин с водой, стакан.
1. Поставьте на стол перед ребенком первый поднос с четырьмя банками.
2. Используя пипетку, капните каплю из первой бутылочки на чайную ложку и попробуйте на вкус.
3. Затем капните из этой же бутылочки на другую ложечку и попросите вашего ребенка попробовать. Затем спросите его, как это на вкус. Если ребенок затрудняется с определением, назовите сами.
4. Проделайте то же самое с другими вкусовыми баночками.
5. Поставьте на стол второй поднос.
6. Предложите вашему ребенку составить пары баночек с одинаковыми вкусами. Сначала покажите, как это сделать. Поясните ребенку, что можно пробовать по очереди растворы из баночек, сравнивая с той, что вы пробовали первой.
7. Подобранные пары оставляйте в сторону, чтобы не запутаться.
8. Если у вашего малыша возникнут трудности по распознаванию вкуса, помогите ему.
ОБОНЯНИЕ
Обонятельная система действует благодаря носу и ноздрям. Эмбрион особенно чувствителен к запаху своей матери, который вызывает у него приятные чувства.
Игра «Охота» за запахами
Цель – научиться определять источники запахов, уметь выражать словами свои ощущения.
Материалы: душистые вещества, фотоаппарат, лист белой бумаги, клей, этикетки.
- Отправьтесь с ребенком на прииски новых запахов.
- Как только вы обнаружите интересный запах, назовите предмет, от которого он исходит. Дайте его почувствовать ребенку, при этом он может закрывать глаза. Сделайте фотографию предмета.
- Затем создайте коллекцию запахов. Для этого на лист белой бумаги приклейте различные фотографии, а сверху – этикетки с надписями. Затем завяжите ребенку повязкой глаза и попросите его рассказать, с чем у него ассоциируется тот или иной запах.
ЗРЕНИЕ
Благодаря свету наши глаза могут различать черное и белое, цвета и формы.
Цель зрения – сопровождать систему визуального восприятия детей для того, чтобы научить их тому, что видеть это не то же самое, что смотреть.
Игра «Оптическая иллюзия»
Цель – распознавать оптические иллюзии.
Материалы: 20 помидоров черри, 150 гр. сахара, разноцветная сахарная посыпка, 20 зубочисток.
- Растопите сахар в кастрюле до коричневого цвета, чтобы получилась карамель.
- Наколите каждую помидорку на зубочистку.
- Затем обмакните их в карамели и обваляйте в сахарной посыпке.
- Предложите ребенку попробовать приготовленное блюдо, а затем спросите:
- «Как ты думаешь, что это такое?»;
- «Из чего оно сделано?»;
- «Какое оно по вкусу?»;
- «Что тебе напоминает по внешнему виду?».
5. После этого объясните ему, что это называется оптической иллюзией.
МБДОУ «Детский сад «Пукане»
г. Ядрина
Разработал:
Педагог-психолог
Данилова С. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по системе Монтессори не требуют игрушек.
Занятия по системе Монтессори не требуют игрушек. Пособиями здесь могут стать обычные домашние вещи: пузырьки и губки, миски, салатники и кастрюли, терки, щетки, пуговицы, бусины….Многие развивающие м...
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...
Консультация для родителей "Система Монтессори"
Консультация для родителей "Система Монтессори" в средней группе ДОУ...
Семинар - практикум «Педагогическая система Монтессори: основополагающие принципы и задачи»
Особенности гуманистической педагогики М. Монтессори, обучение посредством классического материала и роли педагога в её системе....
Перспективное планирование подгрупповых занятий по системе М.Монтессори.
Планирование занятий для детей с особыми образовательными потребностями...
Занятия по системе Монтессори детей 2-3 лет
Дети 2-3 лет уже способны работать самостоятельно при небольшом участии взрослого, если потребуется. Они тянутся к коллективу ровесников, легко учатся друг у друга и копируют действия взрослых. Двухле...