Доклад " Использование метода наглядности для формирования связной речи у дошкольников."
консультация (старшая группа)
Связная речь - это особая и сложная форма коммункативной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemo_tablitsy.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода наглядности для формирования связной речи у дошкольников.
Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Связная речь-это особая и сложная форма коммуникативной речи. При нормальном речевом развитии ребёнка 5-6 лет основными характеристиками речи являются связность, последовательность, протяжённость речевых высказываний, логико-смысловая организация.
Дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. При рассказывании дети в основном используют короткие малоинформативные фразы.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Поэтому при развитии связной речи мы преследуем цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. В связи с этим необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность.
В своей работе с детьми по формированию связной монологической речи я применяю инновационную технологию, одним из приёмов которой является мнемотехника.
Мнемотехника в переводе с греческого означает «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того , что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Эта методика помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительного и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. С этой же целью я использую схемы, мнемотаблицы , иллюстрационные панно при обучении детей пересказу , составлению описательных рассказов, заучиванию стихов и загадок.
Как показывает практика, использование приёмов мнемотехники позволяет облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Например:
«Подарки зимы». Г. Сапгир.
К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый , лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.
На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратило чучело.
И на окнах спозаранку-
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.
Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.
При работе с мнемотаблицами необходимо учитывать последовательность : от простого к более сложному.
Рекомендуется применять на первом этапе мнемодорожки. Мнемодорожка-это таблица из четырёх клеток. Она несёт обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
Например:
Травка зеленая. Солнышко веселое. Птички прилетели. Громко запели.
Далее целесообразно применять мнемотаблицы или коллажи. Мнемотаблица делится на шесть или восемь частей ( с учетом возраста детей и уровнем их развития ) .Применяется при рассказывании небольших текстов, сказок. Коллаж – это лист , на котором рисуются или наклеиваются небольшие картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы , которые составляют сами дети. Мнемотехника прочно вошла в жизнь наших детей. Дети с удовольствием пользуются схемами, самостоятельно составляют рассказы.
Научить детей говорить правильно- наша общая задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»
Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...
Формирование связной речи у дошкольников через наглядное моделирование
С описанием моделей и технологии развития связной речи у старших дошкольников...
Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников
Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...
Использование наглядного моделирования при формированию связной речи у дошкольников с ОНР.
Статья познакомит читателей с новыми методами составлению рассказов по картине. Поможет воспитателям и учителям -логопедам научить дошкольников составлять рассказы по картине творчески, ни один расска...
"Использование метода наглядности для формирования связной речи у дошкольников".
Выступление на педагогическом совете "Формирование связной речи у дошкольников через развитие всех компонентов устной речи". Опыт работы по применению мнемотаблиц по речевому развитию воспитанни...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования
Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...