Доклад " Использование метода наглядности для формирования связной речи у дошкольников."
консультация (старшая группа)

Пыжьянова Светлана Викторовна

Связная речь - это особая и сложная форма коммункативной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemo_tablitsy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода наглядности для формирования связной речи у дошкольников.

Известно, что успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Связная речь-это особая и сложная форма коммуникативной речи. При нормальном речевом развитии ребёнка 5-6 лет основными характеристиками речи являются связность, последовательность, протяжённость речевых высказываний, логико-смысловая организация.

Дети испытывают трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. При рассказывании дети в основном используют короткие малоинформативные фразы.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, которые близки их жизненному опыту. Поэтому при развитии связной речи мы преследуем цель научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях окружающей жизни. В связи с этим необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность.

В своей работе с детьми по формированию связной монологической речи я применяю  инновационную технологию, одним из приёмов которой  является мнемотехника.

Мнемотехника в переводе с греческого означает «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

К.Д.Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.
Однако для развития связной речи применение одних искусственных приемов мало, поскольку основной опорой запоминания является не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи устанавливаемые как внутри того , что запоминается так и между запоминаемым материалом и чем либо хорошо уже известным. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Традиционно работа по развитию связной речи детей  ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит непроизвольный характер зрительный же образ, сохранившихся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала следует подбирать опорные картинки стихотворению (желательно на каждую строчку)/ Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на фланелеграф. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Эта методика  помогает в развитии: связной речи, ассоциативного мышления, зрительного и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. С этой же  целью я  использую  схемы, мнемотаблицы , иллюстрационные панно при обучении детей пересказу , составлению описательных рассказов, заучиванию стихов и загадок.

Как показывает практика, использование приёмов мнемотехники позволяет облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме. Например:

«Подарки зимы». Г. Сапгир.

К нам пришла зима сама.

Принесла во двор зима

Снег пушистый , лёд, снежинки,

Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты

Шапочки надела,

В толстяка-снеговика

Превратило чучело.

И на окнах спозаранку-

Звёзды, листья, завитушки.

Все девчонки взяли санки.

Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!

Мы играем во дворе.

Нам не холодно, а жарко,

Будто лето в декабре.

 При работе  с мнемотаблицами необходимо учитывать последовательность : от простого к более сложному.

Рекомендуется применять на первом этапе мнемодорожки. Мнемодорожка-это таблица из четырёх клеток. Она несёт обучающую информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.

Например:

Травка зеленая. Солнышко веселое. Птички прилетели. Громко запели.

Далее целесообразно применять мнемотаблицы или коллажи. Мнемотаблица делится на шесть или восемь частей ( с учетом возраста детей и уровнем их развития ) .Применяется при рассказывании небольших текстов, сказок. Коллаж – это лист , на котором рисуются или наклеиваются небольшие картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры и т.д. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы , которые составляют сами дети. Мнемотехника прочно вошла в жизнь наших детей. Дети с удовольствием пользуются схемами, самостоятельно составляют рассказы.

Научить детей говорить правильно- наша общая задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин»

Формирование связной речи старших дошкольников в рассказывание по серии сюжетных картин...

Формирование связной речи у дошкольников через наглядное моделирование

С описанием моделей и технологии развития связной речи у старших дошкольников...

Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников

Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ  и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...

Использование наглядного моделирования при формированию связной речи у дошкольников с ОНР.

Статья познакомит читателей с новыми методами составлению рассказов по картине. Поможет воспитателям и учителям -логопедам научить дошкольников составлять рассказы по картине творчески, ни один расска...

"Использование метода наглядности для формирования связной речи у дошкольников".

Выступление на педагогическом совете "Формирование связной речи у дошкольников через развитие всех компонентов устной речи".  Опыт работы по применению мнемотаблиц по речевому развитию воспитанни...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...