Буклет "О пользе разновозрастных групп в ДОУ"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Олеговна Кристосяк

В  разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его заберет. А пока можно узнать что-то новенькое, поиграть с новыми игрушками.

Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь, когда чуть-чуть подрастёт. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, стараются повторить то, чем занимаются старшие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_o_polze_raznovozrastnoy_gruppy.docx163.54 КБ

Предварительный просмотр:

В  разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его заберет.

Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь, когда чуть-чуть подрастёт. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, стараются  повторить то, чем занимаются старшие.

 А вот родители старших детей, напротив, беспокоятся о том, что их дети начнут регрессировать (откатываться назад в развитии) в обществе малышей и нередко избегают разновозрастных групп. Так ли это?

Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит малышами, или помогает что-то сделать. Излишне агрессивный ребёнок может – научиться сдерживать свои порывы, так как вокруг находятся  младшие дети, которым он может нанести больший вред, чем ровесникам.

Опыт показывает, что для старших детей взаимодействие с малышами полезно для развития бытовых навыков, интеллектуальных и речевых функций, а также таких качеств как отзывчивость, терпимость, эмпатия.

Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие, семейные взаимоотношения между детьми.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы  педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям  детей всех имеющихся возрастов.

Опыт показывает, что разновозрастная группа не должна быть маленькой, объединять не менее 12 детей

В разновозрастной группе развивается эмоциональная сфера ребенка. Когда ребенок наблюдает за поведением детей более младшего возраста (видит, что малышам нужна помощь в одевании и т.д.), то он учится заботиться о другом человеке, оказывать ему необходимую помощь и поддержку. Особенно важно, что дети учатся самостоятельно, без участия взрослого, замечать, что другому ребенку (малышу) нужна помощь и оказывают ее.  Отдельно стоит поговорить о развитии рефлексии детей. Рефлексия – это обращение сознания человека на свое или чужое мышление или поведение. Рефлексия недоступна человеку от рождения. Человек учится понимать, что думает или чувствует другой через взаимодействие с другими людьми. Ребенок, общаясь с детьми разного возраста, обращает внимание не только на свой внутренний мир, но и на многообразие проявлений других людей. Наблюдение за малышами расширяет границы опыта ребенка и помогает развитию рефлексии.

Общение с малышами способствует формированию положительной самооценки детей. В группе детей одного возраста разница между умениями и навыками детей не так велика, как в разновозрастных.

Наблюдая за детьми младшего возраста, ребенок (иногда самостоятельно, иногда с помощью педагога) осознает свои достижения. А именно, что раньше он многого  не умел и не знал, а теперь умеет и знает. Такое сравнение ребенка с самим собой в более раннем возрасте полезно для формирования положительной самооценки.

И, наконец, разновозрастные группы в большей степени отражают реальный мир в его разнообразии. В обычной жизни мы одновременно взаимодействуем с людьми разного возраста, пола, этнической принадлежности и т.д. Поэтому крайне полезно для детей и в детском саду, в котором они проводят большую часть будних дней, взаимодействовать с детьми разного возраста.

Разновозрастная группа дошкольного учреждения — более психологически комфортная и естественная среда для развития ребенка — дошкольника.

Что такое комфорт?  Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости  защищаться.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены,  они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры. Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться  к жизни в коллективе.

Организованная  педагогическая  работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном  развитии.

Почему же столь важно сохранять психическое  и психологическое здоровье  детей?

Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия  психологического дискомфорта для ребенка:

  • появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
  •  переход  психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
  • проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом  возрастном  периоде в виде психологической  защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).

Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч. ;

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей.

Созданию психологического комфорта способствуют: 

- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой;

- арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;

- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.

- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.

4. Стиль поведения воспитателя.

Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? 
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает.

Правила доброго взаимоотношения с детьми.

  • чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
  • пойте с детьми и для детей;
  • цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
  • стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
  • следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
  • не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
  • поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
  • поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
  • сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
  • вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
  • не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
  • находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;

создавайте положительные традиции жизни группы.

МБДОУ «Детский сад  № 16»

Информация для родителей о пользе разновозрастных групп в детском саду

Памятка педагогу.

  • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
  • Не навреди! Ищи в детях хорошее.
  • Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
  • Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
  • Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
  • На занятии создавай ситуацию успеха.
  • Не кричи, не оскорбляй ребенка, ни при каких обстоятельствах.
  • Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
  • Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Выполнил: педагог-психолог Кристосяк И.О.

г. Южноуральск, 2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклеты "Польза рисования" и "Подготовка ребёнка к школе"

В буклетах мною подобраны советы и консультации для родителей. Буклеты можно раздать после родительского собрания по соответствующей теме....

Буклет для родителей воспитанников старшей разновозрастной группы "Речевые игры по дороге домой" (из опыта работы)

Буклет для родителей "Речевые игры по дороге домой" для детей старшего дошкольного возраста  ...

Уважаемые родители! Предлагаем для наших детей занятия, которые помогут формат «Сидим дома с пользой» сделать интереснее и увлекательнее. План работы в формате «Сидим дома с пользой» в разновозрастной группе № 9

План работы в формате «Сидим дома с пользой»в разновозрастной группе  № 9С  13.04.2020 г. по 20.04.2020 г.Воспитатели: Мельникова Е.В., Дрегалова О.М.Тематическая неделя «В...

Буклет "Здоровье для всех" разновозрастная группа

Буклет - консультация для родителей и воспитателей "Здоровье для всех"...

О пользе разновозрастных групп

https://mel.fm/blog/anna-pochepayeva/35918-kak-izmenit-detsky-sad-k-luchshemu-4-dovoda-v-polzu-raznovozrastnykh-gru...

Консультация "О пользе разновозрастных групп"

В некоторых детских садах встречаются разновозрастные группы , однако, настороженно относятся к разновозрастным детским коллективам. Чаще всего родители малышей с большим удовольствием отдают детей в ...

Консультация для родителей : «О пользе разновозрастных групп в детском саду»

В  разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его...